Виктория Чернышева Огромный ангар авиазавода поделен на три части. Ближе всего к гигантским воротам, через которые выкатывают на улицу готовый самолет, стоит воздушное судно, готовность которого – около 80 процентов. Чуть дальше, на большом стенде, ведется стыковка планера. Еще дальше – самолет на самой начальной стадии сборки – только фюзеляж, без крыльев. – На первом серийном самолете сейчас ведется монтаж систем, установка оборудования, проверка его работоспособности. В начале следующего года: конце января – начале февраля он отправится на летно-испытательную станцию для выполнения полетов, – рассказывает технический директор “Авиастар-СП” Виктор Кулаков. В ближайшие пять лет ульяновский авиазавод должен выйти на сборку 18 Ил-76 в год. По оценке экспертов, до 2025 года, в рамках разных контрактов, общий заказ может составить до 180 самолетов такого типа. Это перспективные самолеты-топливозаправщики, экспортные варианты, специальные версии, а также гражданские самолеты. – КБ “Ильюшин” заключило госконтракт с Минобороны на выполнение опытных работ по топливозаправщику. Совместно с разработчиками, мы должны построить первый летный образец: ориентировочно, это будет в 2015 году. Сейчас начали получать документацию, – поясняет Кулаков. – Гражданская же версия, скорее всего, появится после того, как будут проведены государственные совместные испытания Ил-76МД-90А в рамках госконтракта. Их окончание намечено на следующий год; тогда же начнется поставка первых самолетов заказчику. Спрос на гражданскую версию этой машины, по словам Виктора Кулакова, есть. Однако могут возникнуть вопросы, связанные с опозданием ее выхода на рынок. “Но все сразу сделать не получится – сначала самолет по госконтракту, потом топливозаправщик, а затем уже гражданский”, – говорит технический директор. Для того, чтобы справиться с заявленными планами, на авиазаводе планируют в ближайшие пять лет принимать по 800-900 новых сотрудников в год. Для этого здесь разработали специальную жилищную программу, возродили институт ученичества и наставничества. – Расширятся и площади, на которых будут собираться Ил-76. Мы сейчас прорабатываем проект постройки дополнительной современной линии, планируем привлечь западных специалистов, использовать их опыт. Пока технических подробностей раскрыть не могу, но мы хотим применять современные методы автоматизации при стыковке фюзеляжа, лазерное позиционирование и так далее, – пояснил Кулаков. Для “Авиастара” проект по сборке Ил-76МД-90А – первый, который реализуется при помощи цифровых технологий. Это позволило использовать новое высокопроизводительное оборудование, для которого требуются 3D-модели. Авиастроители устранили ряд подгоночных операций – детали теперь собираются, фактически, как в конструкторе “Лего”. Применение цифровых технологий повысило квалификацию и уровень знания инженерно-технических работников: теперь с партнерами – как российскими, так и западными, они говорят на одном языке. Цикл строительства одного самолета – от момента изготовления первой детали до сдачи заказчику – сегодня занимает два года. Ульяновцы хотят сократить этот срок до полутора лет. Столько же транспортные самолеты (которые считаются более трудоемкими, сложными – по аэродинамике, оборудованию, “начинке”) строят по времени и на Западе. |
|
|
149
Видно, праздновать больше нечего