Региональный Банк «Венец» более 20 лет находится на рынке банковских услуг нашей области. В этом году к организации особое внимание – мало кто не заметил изменения, которые происходят в банке. С апреля этого года «Венец» начал ребрендинг. Его подробности заинтересуют не только маркетологов, но и простого обывателя, а первые итоги мы увидели своими глазами на записи интервью в новом офисе Банка на ул. Гончарова, 38/8. Мы узнали, чего ждать от нового «Венца», спросили о дальнейшем развитии одного из крупнейших банков региона и особенностях конкуренции в сфере Исполнительного директора Банка «Венец» Георгия Гусельникова.
– Здравствуйте, Георгий, можете для начала рассказать немного о банке «Венец»? Какова его история?
– «Венец» уже 20 лет находится на рынке банковских услуг. В течение всего времени он работает только на территории Ульяновской области. На сегодняшний день банк имеет разветвленную сеть офисов и представлен в пяти крупных районах области (Инзенский, Барышский и т.д.). За эти годы банк снискал славу надежного партнера для ульяновцев, пережил все кризисы, не допустив невозврата вкладов. Можно смело говорить, что наш банк надежный.
Если говорить в целом, то у нас средняя валюта баланса по региональным меркам: активы и пассивы на сегодняшний день равны 3 миллиардам рублей. Это не много, но и не мало для регионального банка.
Сейчас в банковской сфере очень высокая конкуренция. Отрасль не стоит на месте, все активно развиваются. За последние 20 лет было несколько этапов развития, один из которых начался в 2002 году. Тогда началась экспансия федеральных банков на региональном рынке и практически по всей территории Российской Федерации, это касается и Ульяновской области. До кризиса 2008 года в основном преобладал сектор корпоративного кредитования, в этом направлении развивалась вся банковская отрасль, в том числе и мы. После, когда случился бум розничного кредитования, началось активное развитие в этом направлении. До этого времени розничное кредитование практиковали как бизнес-модель только активные банки-монолайнеры. Тренд быстро подхватили и региональные банки. Словом, эпоха активного розничного кредитования длится по сегодняшний день. И «Венец» не исключение. Банки все чаще начинают задумываться о частных клиентах, с кредитования корпоративных клиентов они стали переходить на кредитование физических лиц. Эта тенденция дала толчок развитию экономики в целом…
– В целом можно сказать, что «Венец» развивался в рамках банковских течений в целом? Без своих особенностей?
– Банк “Венец”, на мой взгляд, довольно профессионально преодолел период с 2002 по 2008 год, как раз в первую эпоху развития. Он неплохо чувствовал себя на рынке корпоративного кредитования. Если точнее, то валюта баланса не сильно большая, однако, если сравнивать с филиалами крупных банков из топ-10, то кредитный портфель этих банков равен 500-600 миллионов рублей, доходит до миллиарда. В общем, валюта баланса банка “Венец” – это то количество пассивов, (принятых у населения и у организаций денег и розданных обратно активов),- это 3 миллиарда. В целом, это больше, чем у любого представительства филиалов, за исключением Сбербанка или ВТБ.
Бурное развитие Банка в розничном направлении началось не сразу, а только в начале 2012 года, когда мы впервые начали сотрудничать с крупным партнером сетью «DIXIS». Во всех 45 точках сети клиенты могли оформить заявку на потребительские программы кредитования «Венца» или на карту с лимитом. Тогда интерес к продуктам банка возрос мгновенно! Партнерские отношения в этом направлении сохранились и сегодня.
– В Банке «Венец» сейчас происходят видимые и весомые изменения. Какие цели и задачи Вы преследовали, начиная процесс ребрендинга, сложный для любого бизнеса, а особенно для банковского, где так важна репутация?
– Цель одна – стать ближе к клиенту! Для нас слово “ребрендинг” это не просто изменение логотипа, а новое отношение банка к своим продажам, к своей клиентской базе, вообще к изменению подхода, ко всему бизнес-процессу. Тот толчок в начале 2012 года дал руководству банка понять, что необходимо не просто заниматься выдачей денег и привлекать население к вкладам, но и делать это более качественно и углубленно.
Притом, поджимает конкурентная среда: если мы сейчас с вами выйдем на улицу Гончарова, то увидим засилье банков, причем крупных и федеральных. У них есть некий формат обслуживания, некая планка; в эти банки приятно заходить, в них приятно находиться, там квалифицированный персонал, там своя система мотивации, там весь бизнес-процесс построен на отношении клиенту. Наглядный пример ребрендинга как изменения не только внешнего вида, логотипа, а духа, – это Сбербанк, который с 2008 года начал эти процессы. В этот момент как раз пошла вторая волна развития нашей отрасли, когда банки стали больше кредитовать население.
Банк “Венец” тоже не стоял на месте. За год взаимодействия с сетью «DIXIS» мы поняли, что кредитование населения – действительно правильное направление развития, задающее правильный темп, и решились на ребрендинг. И с апреля этого года «Венец» начал процессы рестайлинга, смены всего фирменного стиля, но главные процессы происходили и происходят внутри самого банка.
– О каких процессах идет речь? Какие плюсы, новые возможности появятся для клиентов?
– Свои изменения мы начали с продукта, постарались сделать его самым современным и удобным для жителей Ульяновской области. Те продукты, которые сейчас предлагает наш банк, созданные за последние полгода, являются концептуальной частью ребрендинга. Без преувеличения могу отметить, что они очень выгодны. На сегодняшний день, когда человеку необходимы деньги, он идет в банки-монолайнеры. Они кредитуют население давно, у них в руках большие рекламные возможности… У человека даже мысли не возникает, что там его ждут большие проценты. Если человек хочет сейчас что-то купить в кредит, он идет в магазин и там ему предлагают взять продукт в кредит по какой-либо программе. То есть, сейчас не составит особого труда, чтобы найти деньги, найти место, где их взять – рынок полон предложений.
Наше продуктовое предложение как раз и заключается в уникальности условий. Первое, на что мы сделали ставку, это кредитные карты. На наш взгляд, кредитная карта – это самый современный, самый здоровый продукт, который и банку позволяет вести правильный риск-менеджмент и правильно оценивать заемщика. Мы не просто даем деньги, и клиент уходит от нас, а через два года приносит деньги обратно. Клиент с нами живет! Он снимает деньги, каждый день ими пользуется, оплачивая картой покупки без процентов или снимая наличные… Мы, в свою очередь, можем оценивать этого заемщика: как он погашает, как он использует свой лимит. Тем, кому изначально мы выдали небольшую сумму, кредитный лимит может быть повышен. Почему это хорошо для банка? Потому, что с другой стороны у нас есть вкладчики, которые должны быть уверены, что деньги, которые они отдали банку, банк использует правильно.
– Но кредитные карты – тоже весьма распространенное предложение среди банков…В чем здесь конкурентное отличие продукта Вашего Банка?
– У нас клиент в течение 90 дней может попробовать этот кредитный продукт абсолютно бесплатно. Это Приветственный период. Потребитель не платит проценты! Более того, к Приветственному периоду в 90 бесплатных дней мы предлагаем современный Грейс-период. Если, пользуясь кредитной картой, клиент производит какие-то операции или расплачивается в торговых точках, а потом полностью погашает задолженность за все операции, он соответственно вообще не платит банку проценты за пользование этими кредитными средствами. Если эти два периода идут друг за другом, то бесплатными получатся до 150 дней.
Наши пластиковые карты содержат полную линейку безопасности. Например, SMS-информирование. Этот сервис уже воспринимается как данность, есть у каждого банка. Но мы сделали эту функцию бесплатной на первые три месяца – срок Приветственного периода. Получается, что когда человек получает карту, он не просто ни за что не платит, а еще и экономит на SMS-информировании.
Таким образом, мы предлагаем каждому жителю Ульяновской области попробовать кредитную карту в Приветственный период, когда приветственная ставка равна нулю. Через три месяца, когда человек начинает пользоваться картой, в действие вступает наша стандартная ставка – около 20%, что намного ниже, чем у многих банков, которые занимаются кредитованием населения. Карта удобна и тем, что пока ты ей не пользуешься – ты ни за что не платишь. Это денежный резерв, который всегда под рукой, в кошельке.
– Это предложения Банка «Венец» для частных клиентов. А как Вы планируете развивать сектор корпоративного обслуживания?
Мы разработали и продолжаем искать уникальные решения для продуктов корпоративного сектора. В частности, наши “зарплатные” карты тоже абсолютно бесплатны. Для организаций мы отменили всевозможные комиссии, как за обслуживание, зачисление зарплат на карты, так и для самого «зарплатника» отменили комиссию за снятие наличных и сделали «своими» все банкоматы России. Человек может пользоваться картой в любом банкомате. Мы решили не гоняться в структурной гонке за другими банками и сейчас можем с уверенностью сказать, что абсолютно любой банкомат, который находится на территории России – это наш банкомат. Комиссия за снятие наличных в нем полностью отсуствует. Но есть небольшая пометка – беспроцентно можно снять наличные только три раза в месяц. Мы посчитали, что этого достаточно: как правило, на зарплатную карту приходят три вида поступлений – это заработная плата, аванс и премия.
Кроме того, становясь “зарплатным” клиентом, человек может получить льготную карту кредитования, со льготной ставкой и на более выгодных условиях оформить потребительский кредит.
– Затронет ли ребрендинг сеть обслуживания Банка? «Венец» сейчас на первом месте в регионе по данным banki.ru в рейтинге местных банков, и имеет среди них самую широкую сеть с заходом в районы. Планируется ли дальнейшее расширение сети?
– В ближайшее время мы планируем перебрендировать старые офисы, а до конца года и открыть дополнительно четыре действующих офиса банка. Плюс ко всему, в планах охватить районы города с населением 20 тысяч человек. Рассчитываем, что к концу 2014 года население Ульяновской области будет обслуживать около 25 собственных офисов нашего банка. Не будем забывать и о нашем партнере. У сети «DIXIS» уже имеется 45 точек, можно получить консультацию, кредит или кредитную карту.
Сеть изменится не только количественно, но больше качественно. Мы сделали акцент на нашей клиентоориентированности. Этим пронизан ребрендинг. Мы создали call-центр, который функционирует по номеру 555-999, в течение месяца мы запустим еще один, бесплатный номер телефона, который позволит всем нашим клиентам быть в курсе состояния счета, а потенциальным клиентом задавать интересующие вопросы по услугам. У нас есть круглосуточная служба поддержки для владельцев пластиковых карт.
– А внешний вид офис изменится?
Безусловно, это лишь вопрос времени. Венцом наших метаморфоз является изменение фирменного стиля и офисов банка. На сегодняшний день мы открыли офис-флагман в центре Ульяновска, на ул. Гончарова, 38. Офис сделан в новом формате, он разделен на две части: “зона экспресс”, где клиенты обслуживаются быстро, и “мягкая зона”, где клиент может удобно присесть, проконсультироваться по всем видам услуг. В целом, дизайн-проект приближен к европейскому формату офиса, и держится на уровне федеральных банков. Подобных этому офисов до конца года откроется еще 4. Постепенно обновим старые. Мы стараемся, чтобы изменения дошли до потребителя как можно скорее.
Если резюмировать, то весь ребрендинг мы формулировали для потребителя, создавая конкурентное продуктовое предложение, на уровне самых последних современных тенденций отрасли и рынка в целом.
– Но все же о конкуренции. Например, на улице Гончарова, где открылся ваш новый офис, Вы соседствуете с настоящими “акулами” банковского бизнеса, сможете ли вы составить им конкуренцию?
– В любом бизнесе существует некий набор рисков, и риск конкуренции в мировом масштабе считается главным. Именно поэтому, чтобы этот риск нивелировать и развивать банк как надежную опору для всех участников рынка, мы подтягиваемся к той планке, которая была задана федеральными банками с точки зрения и оформления офисов, и предоставления услуг, и вообще всей инфраструктуры. Конкуренции мы не боимся, так как многое теперь есть и у нас в банке. При этом еще раз подчеркну, что ребрендинг – это не только красивая оболочка, все меняется и внутри Банка, и как раз над этим мы работаем более тщательно. Вообще, региональный банк имеет несколько уникальных особенностей: в отличие от федеральных банков, мы рядом. Мы можем более оперативно реагировать на потребности жителей области с учетом региональной специфики, когда в крупных федеральных банках решения принимаются только в Москве и разработка продуктов происходит там же. Здесь региональные банки, в том числе «Венец», быстрее. Например, выдача кредитов физическим лицам занимает около двух часов, корпоративным – до двух/трех дней. Наш весомый плюс в том, что мы находимся в Ульяновске и работаем для Ульяновска, никаких других офисов в других регионах у нас нет. Многие жители Ульяновска знают, что за фрукт банк “Венец”, но не знают «с чем его есть»! Вот именно на последний вопрос мы и призваны ответить каждому человеку в индивидуальном порядке.
Маргарита Назаренко. Фото: Ирина Цхай
Реклама. ЗАО Банк «Венец». Лицензия ЦБ РФ №524 от 30.07.2012г.