На страницах СМИ Ульяновской области третий месяц не утихают страсти вокруг «малой» торговли, вызвавшие большие проблемы. Одни заголовки вынесенных на обсуждение материалов дают понять важность проблемы: От «Киоскам разработают концепцию», «Готовы митинговать», «Днем – киоск вечером – рюмочная», до «Украшали» киоски матом…
Читая представленные материалы, невольно начинаю вспоминать недалёкое прошлое, и возрастает уверенность в том, что «Это мы уже проходили».

Предистория.

2 марта 2010 года Александр Капитонов занял место главного архитектора Ульяновска. В июне месяце предприниматели, занимающиеся розничной торговлей через сеть киосков, получили «письма счастья» с требованием заменить все киоски по единому образцу, где был указан конкретный изготовитель и стоимость их изготовления (три варианта на выбор).
Письмо, без исходящего номера, без даты, было подписано Сергеем Филипенко и называлось: ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТАЦИИ ОСТАНОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ

У меня сохранился этот документ. Чтобы не приводить содержание всего письма, где расписаны даже условия подключения к пожарной сигнализации и указанный цвет внутренней защелки двери должен соответствовать цвету матовый хром или титан, покажу лишь предлагаемые варианты и их стоимость (в ценах 2010 года).
Как видем из этого приложения к «письмам счастья», изготовление киоска размером в 5 кв.метров стоило тогда 300 000 рублей, или 60 000 рублей за 1 квадратный метр.
Это стоимость без коммуникаций, водопровода, благоустройства прилегающей территории.

1 декабря 2010 года в «Комсомольской правде» появилась статья Дениса НАБОКО: Какими должны быть киоски в Ульяновске

Привожу цитаты:

-И в Ульяновске страсти вокруг уличной торговли кипят немалые. Руководствуясь, как говорят, лишь лучшими намерениями в виде благопристойного облика областного центра, городские власти решили установить новые требования к внешнему облику киосков. Торговые павильоны должны быть единообразны и соответствовать архитектурному облику города. Иначе мэрия может в одностороннем порядке расторгать договор аренды земельного участка, на котором и стоит «неправильный» павильон. Но ульяновские предприниматели молчать не стали и обратились в УФАС с жалобой на городские власти. По мнению коммерсантов, мэрия нарушает закон о конкуренции. Казалось бы, чиновники стоят на страже интересов горожан, в том числе и в отношении облика Ульяновска. Но проблема в том, какие требования предъявили предпринимателям. Они, мягко говоря, выглядят достаточно странными.

– В качестве существенного условия прописаны такие мелочи, как, например, цвет шпингалета, — говорит представитель одного из предпринимателей Исхак Набиуллин. – С каких это пор цвет защелки может повлиять на внешний облик киоска и города. И как это должно влиять на договор аренды. Обычно есть только два существенных условия – цена и площадь. Если принимать во внимание эти надуманные условия, получается, что в городе есть лишь две организации, которые изготавливают соответствующие киоски. И цена на их продукцию в два — три раза выше, чем у других. Это не может не вызывать вопросы.

Ряд предпринимателей уже проходили процедуру согласования в прошлом году. Но теперь их киоски не соответствуют нормам. То есть необходимо приобретать новый павильон. За стандартные 10 квадратных метров необходимо отдать 400 тысяч рублей.

«Курятники» устояли перед властью. «Expert Online» 04 авг. Михаил Белый 2011

Мэрия Ульяновска отменила требования, которые предписывали предпринимателям приводить торговые киоски к единому внешнему виду. Об этом сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, ульяновское управление которой ранее усмотрело в действиях властей нарушение законодательства. «Муниципальные органы, навязывая предпринимателям проводить за счет своих денежных средств замену торговых киосков павильонами единого образца по существующему проекту, необоснованно препятствовали осуществлению деятельности предпринимателей – владельцев торговых точек», – заявила начальник отдела товарных рынков ульяновского УФАС Марина Степанова.

Стоит отметить, что ульяновские власти не первый год ведут ожесточенную войну с уличной торговлей. В частности, экс-мэр Ульяновска Сергей Ермаков публично называл киоски «ржавыми собачниками».

Не стеснялся в выражениях и глава региона Сергей Морозов. В частности, на одном из аппаратных совещаний в областном правительстве он пояснял, что сохранившиеся киоски – это не более чем рудимент, от которого необходимо обязательно избавляться. «Нигде в России этого уже нет, только у нас стоят такие курятники на курьих ножках», – заявил глава области.

Собственно, после этих грозных заявлений местные чиновники и решили обязать владельцев уличных торговых точек подписать договоры, согласно которым киоски должны быть приведены в порядок в соответствии с разработанными стандартами. Под этим требованием, отмечают предприниматели, понималась необходимость в кратчайшие сроки и за собственный счет приобрести новые ларьки, что, естественно, большинству было просто не по карману.

P.S.
В 2010 году с выездом на завод-изготовитель я считал по первичным документам и сметам стоимость стандартного киоска. Получилась следующая картина:
– Заводу изготовителение одного киоска обходилось тогда в 120 тыс. рублей. К этой стоимости производителем предусмотрено еще +40% (т.е.+30 тыс.руб.) — это плановая прибыль. Суммируем и получаем реальную стоимость одного киоска — 150 тыс.рублей.
Изготовители, подвластные городским чиновникам, а зачастую и связанные родственными узами, под предлогом «поддержки предпринимательства» продают данные киоски за 400 тыс.рублей за единицу. Отсюда следует, что с каждого киоска получают (кто?) 250 тыс.рублей отката. В городе 1 200 киосков. Путем несложных вычислений, умножив количество имеющихся киосков на 250 тыс.рублей, получаем 300 млн.рублей сверхприбыли для дальнейшего, возможного «отката» от предпринимателей города для инициаторов «единого архитектурного стиля».

Именно в этом и заключается смысл «приведения всех киосков в единый архитектурный стиль».
Не может в принципе быть у киоска «архитектурного стиля». Без складского помещения для хранения продуктов, без туалета, рукомойника, без проточной воды – это «металлическая будка», зачастую занимающая часть пешеходной зоны – тротуара и расположенная на инженерных сетях и подземных коммуникациях. Это – «временное сооружение», сооруженное в 1992-1995 годы, когда это считалось цивилизованной торговлей, новым уровнем развития молодой России.
Многие ещё помнят, мы проходили времена продажи товаров, продуктов, сигарет, алкоголя с перевернутых ящиков на тротуарах или со столов, сколоченных из горбылей. И это считалась, по тем временам, цивилизованной торговлей. Проходили времена, когда была разрешена торговля водки и вина в киосках!

Время идет, всё меняется. Действительно, за 20 лет изменились не только мы, но и справедливые требования к торговле.

Поэтому нужно волевое и решительное действие Губернатора Морозова и Мэра Беспаловой. Если истекло время аренды земельного участка ПОД ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ – ВРЕМЯ ПРОШЛО! Пример соседних городов Вам известен. Создавая комиссии, пристраивая фундаменты и привязывая киоски к земле, перетаскивая остановочные навесы от остановок общественного транспорта, переоформляя их в мини-рестораны и кафе, пирожковые и кофейни, пельменные с картонной посудой, Вы только тянете время и вводите в заблуждение самих владельцев киосков, принуждаете их нести дополнительные затраты. Время киосков прошло. Индивидуальные предприниматели и сами должны понимать это: Не будет в продаже пива, а скоро и табачных изделий, исчезнет возможность выдавать зарплату в конвертах, начнёт работать, как положено, Роспотребнадзор – киоски «умрут сами».

Совершенно права Марина Беспалова:

–Я неоднократно говорила, что на улицах города нет места сомнительным неказистым временным архитектурным строениям, где процветает антисанитария, где продаются спиртосодержащие жидкости отнюдь не для косметических целей, где работники не устроены официально или устроены, но с серой зарплатой. Нет в городе места и для сооружений, которые вообще незаконно стоят на городских сетях (таких у нас 115). При аварии на сетях эти ларьки могут помешать ликвидации причин и последствий произошедшего. То есть, они напрямую угрожают жизнедеятельности города.

Поэтому:

Уважаемая Марина Павловна. Продление Договора аренды земельного участка ещё на 10 лет под временные сооружения, в данном случае под киоски, будет означать одно: За это время уйдёте Вы, и никто, ни под каким законом не сможет очистить город от этих халабуд, о которых в 2011 году очень верно подметил Мэр Казани Ильсур Метшин: «Мы займемся наведением порядка в этой сфере в 2012 году. Киоски – это беда Казани, позор внешнему виду города. Киоски будут размещаться в поселках и местах, где нет других объектов торговли»