Сегодня мы начинаем очередной цикл краеведческих публикаций. На этот раз это иллюстрированное издание о культовой архитектуре нашего края – книга Сергея Шаповалова и Радия Губайдуллова “Исторические храмы Симбирского-Ульяновского края”. Ее первый том – “Недействующие храмы” – вышел в 2011 году ограниченным тиражом.

Книга являет собой любопытное сочетание историко-краеведческого исследования храмового зодчества. Авторы выявляют храмы с давней историей – образы средней полосы России, которые ныне находятся в горестном запустении. Фактически книга представляет собой краткий справочник по культовым постройкам Ульяновской области. Подтекстом, с храмами, авторы неразрывно связывают духовность россиян и их исторический образ жизни – быт, истории жизни реальных людей, традиции в строительстве сельских церквей. Вызывает уважение аналитический подход и неравнодушное, теплое отношение к истории
края, людям, населявшим его когда-то и живущим сейчас.
Тщательно собранная информация богато иллюстрирована фотографиями современного состояния построек, архивными фотографиями и чертежами. Что дает полное представление об историческом и современном облике храмов. Кроме того, книга предлагает историческую справку о годах постройки, перестройки, ремонта дает описание архитектурных композиций зданий, приемов строительства, использованных материалов, что непременно станет ценным источником как для профессиональных архитекторов, так и для любознательных читателей, учащихся школ студентов, преподавателей.
Материал уникален тем, что в одном издании собрано то, что нельзя окинуть одним взглядом и из представленных фотографий видно, что церкви разрушенные во время советской власти и сейчас находятся в плачевном состоянии.
Создавая книгу авторы напоминают о постройках, отражающих культуру, историю, традиции и призывают сохранить то малое, что не было утеряно в предыдущие годы. Восстановление, сохранение и бережное отношение к памятникам архитектуры и
истории поможет развивать культуру нашего края, являющегося родиной талантливых и выдающихся людей. Сейчас как никогда нужны места, где любой человек прикоснется к пониманию Божественной любви и от этого станет чище душой и богаче духовно. Ведь богата наша земля культурными и духовными ценностями. Как мало знают о них люди и как
много утрачено! Эта книга побуждает на восстановление храмов и нашего культурного богатства.
Ваганова И., член Союза Архитекторов России
Кангро М., член Союза Архитекторов России
Кангро С., Почетный архитектор России, член Союза Архитекторов России

ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕКТЫ СИМБИРСКОГО – УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ

Сохранившиеся на территории Ульяновской области возведённые до революции храмы и мечети с любовью построены лучшими зодчими и строителями края. Многие из них до сих пор находятся в полуразрушенном состоянии, но даже несмотря на это, одухотворяют окрестности, вызывая восхищение удачным месторасположением, гармоничными пропорциями, продуманным декором, создающим сложную игру света и тени.
Данная книга знакомит читателей с лучшими образцами дореволюционного культового зодчества Симбирского–Ульяновского края. Большинство этих объектов являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной государства как подлинные свидетельства эпох и цивилизаций, но это не всегда спасает их от повреждения и разрушения. Уничтожают старинные храмы и мечети время, стихии, неумелая реставрация, а чаще всего – людское невежество и равнодушие.
В 1832 году на территории Симбирской губернии действовало 603 церкви. По переписи 1897 года, в губернии уже насчитывалось 8 православных монастырей, 263 каменных и 458 деревянных православных
церквей, 5 единоверческих церквей, 2 римско-католических и 2 протестантских храма, 1 синагога и 159 мечетей. [Сейчас в состав Ульяновской области входит 75,3 % бывшей Симбирской губернии.]
Новые порядки, наступившие в России после произошедшей в 1917 году революции, привели к катастрофическим последствиям для религиозной жизни страны. В 20-е – 30-е годы XX столетия почти все культовые здания региона были закрыты для богослужения, а затем и разрушены, лишь некоторые из них уцелели, будучи приспособленными под торговые
лавки, склады и сельские клубы. Территория современной Ульяновской области, в разное время бывшая частью многих государств: Хазарского Каганата, Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, Московского государства, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, издавна была местом контактов и взаимодействия последователей основных мировых религий: буддизма, христианства и ислама, а также иудаизма.
Идеи авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама проникли в Поволжье ещё в раннем средневековье. Так, в Хазарском Каганате – средневековом государстве, доминировавшем в VII–X веках на территории юго-восточной Европы, с рубежа VIII и IX веков иудеями были сам правитель – каган, его приближённые и «хазары его рода», а население страны состояло из общин иудеев, мусульман, христиан и язычников, возводивших синагоги, храмы и мечети.

Первое государство Среднего Поволжья — Волжская Булгария, сформировалось в конце IX – начале X веков. Основное население его составляли булгары — выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского Каганата и в расчёте на военно-политическую поддержку мусульманских стран в 922 году объявило ислам государственной религией, что способствовало расцвету культурной жизни и появлению многочисленных городов, в которых обязательно строились мечети. В столице государства — городе Биляр, располагавшемся в верховьях реки Малый Черемшан, была построена из
камня и дерева огромная соборная мечеть. Остатки крупных булгарских городов, в которых, несомненно, имелись
мечети, располагаются в Ульяновской области на месте Кокрятьского городища в Старомайнском районе, а также в окрестностях села Ундоры: на месте Городищенского и Староалейкинского городищ и Красносюндюковского археологического комплекса.
После разгрома Волжской Булгарии татаро-монголами в 1236–1238 годах территория края вошла в состав нового государства – Золотой Орды. Политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды стал город Булгар, расположенный у слияния Волги и Камы. Известно о веротерпимости монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Согласно «Великой Ясе» – устному своду законов, составленному при Чингисхане, – за оскорбление веры (в том числе непочтение к священнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханским покровительством и были освобождены от уплаты дани. В 1261 году (при хане Берке) митрополитом Кириллом в столице Золотой Орды была учреждена Сарайская православная епископия. В Булгаре имелась крупная армянская колония, построившая храм, остатки которого сохранились под названием «греческая палата». При хане Узбеке (правил в 1312–1342 годы) ислам становится государственной религией Золотой Орды, после чего в золотоордынских городах начинается массовое строительство мечетей.
Имелись мечети и в городах, располагавшихся на территории нашего края: в районе села Ундоры; на месте центральной части города Ульяновска (Симбирская Гора) и в районе посёлка Тушна (Арбуга).
После распада Золотой Орды центром ислама в Поволжье стало Казанское ханство (1438–1552). В первой половине XVI века только в Казанском кремле насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). В посаде стояли многочисленные деревянные мечети. В этот период происходит распространение ислама среди народов края: черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), чувашей. В Казани также действовал армянский храм.

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ КРАЯ

После взятия Казани войсками Ивана IV Грозного в 1552 году и присоединения территории Среднего Поволжья к России началась христианизация края.
Распространение влияния Московского государства на восток и юго-восток происходило под защитой крепостей и системы оборонительных сооружений против кочевников, включавшей в себя засеки, валы, рвы и частоколы, а также естественные преграды. Первые православные церкви на территории Симбирского–Ульяновского края появляются в городах
Карсун и Симбирск (Синбирск), основанных как крепости на Симбирско-Карсунской (Синбирско-Корсунской) засечной черте. В Карсуне в 1647 году была построена соборная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1648 году внутри Синбирской крепости поставили соборную Троицкую церковь.
кремль
Симбирский кремль во второй половине XVII века. Реконструкция Ю.Д. Ефимова

Под защитой засечной черты в крае основываются многочисленные русские поселения, в которых традиционно сначала рубили церковь, а затем барскую усадьбу и крестьянские избы. Церкви стали оплотом распространения христианства среди местных народов – мордвы, чувашей и татар.

ПРАВОСЛАВНОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ

Христианский храм как архитектурное сооружение имеет длительную историю своего становления, начало которой — в первых веках христианства. Прообразом христианского храма были ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм. Преемственно все христианские храмы связаны с Сионской горницей, где Иисусом была совершена первая Евхаристия.
Ко времени крещения Руси (988 год) в Византии сложился тип крестово-купольного храма, который объединил достижения всех предшествовавших направлений развития восточных традиций храмового зодчества.
Вместе с православием Русь переняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как киевский Софийский собор, София Новгородская, владимирский Успенский собор, строились по подобию константинопольского Софийского собора.
К XV–ХVII векам в России сложился значительно отличающийся от византийского стиль построения храмов. Православные храмы состояли из последовательно расположенных частей, ориентированных по оси восток–запад: храм с полукруглой или гранёной апсидой на востоке – трапезная – колокольня. Колокольни состояли из двух – пяти ярусов, завершенных шатром или купольной главкой с крестом. Трапезные, обычно прямоугольные в плане, были покрыты на два ската и размещались между колокольней и храмом. Храмы возводились одно- и двухъярусными; они редко были белокаменные, а чаще кирпичные или деревянные, с двускатной, четырехскатной или фигурной кровлей, на которую водружались один или несколько высоко поднятых куполов или шатров, увенчанных крестами.
Основным строительным материалом для церквей вплоть до XX века было дерево – сосна и дуб. Срубы для церквей обычно рубились в лапу и в присеку. Стены снаружи и изнутри обшивали тёсом либо штукатурились, а затем красились. Фундаментом церкви служили крупные камни или деревянные сваи.
В начале XVIII века в русской архитектуре происходит перелом, связанный с коренной ломкой устоев культуры в связи с петровскими реформами и широким проникновением европейской культуры в страну. При Петре I итальянскими и французскими мастерами были завезены идеи распространившегося в Западной Европе архитектурного стиль барокко.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Архитектура барокко отличается мощным размахом, сложностью сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства.

Наиболее ярким памятником архитектурного стиля барокко на территории края считается храмовая часть построенной в 1777 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Головино.
1

В 1752 году в селе Княжуха была выстроена в стиле барокко ныне полуразрушенная церковь Неопалимой Купины.
2

Троицкий храм в селе Пятина – прекрасный образец «русского палладианства» – одного из направлений европейского зодчества XVII–XVIII веков, развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Симметрия фасада и плана, отсутствие привычной трапезной и маскировка алтарного выступа под портик делают Троицкую церковь похожей на языческие храмы Древнего Рима.
3

Михаило-Архангельская церковь в селе Никитино – интересный памятник эпохи позднего классицизма. Храм представляет
собой своеобразный вариант схемы «восьмерик на четверике», дополненный тосканскими портиками. С востока к храму
примыкает полукруглая апсида, с запада – широкая трапезная. Колокольня была разобрана в 1930-е годы.

4

Церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери в селе Вороновка выстроена в 1817 году по проекту архитектора Коринфского.
5

Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства XVIII века. В 1760–1770-е годы, в «Золотой век Екатерины II», меняются архитектурные и художественные вкусы, на смену пышному «елизаветинскому барокко» приходит классицизм.
В первой половине XIX века в крае строились великолепные, неповторимые по красоте храмы, выполненные в традициях классицизма. Среди наиболее ярких – церковь в Никулино (Николаевский район); церковь в селе Ляховка (Майнский район); Троицкая церковь в селе Пятина (Инзенский район) и многие другие.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Постройки этого архитектурного стиля отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций, тонкостью лаконичного декора, целесообразностью форм, неразрывной связью с природой. Главным законом построения архитектурной композиции была симметрия, гармоническое соподчинение частей и целого. Одной из композиционных основ архитектуры классицизма стала система архитектурных ордеров, разработанных в период античности. Важным элементом становится портик. Зодчие классицизма выработали целостную систему художественно-декоративных средств, русты, тяги, антаблементы, карнизы становились
важными элементами фасадов.
Отдельную группу среди церквей, построенных в стиле классицизма, составляют ротондальные церкви, имеющие округлые в плане храмы.
Наиболее яркие образцы таких храмов сохранились в Смольково (Барышский район) – храм в честь Казанской иконы Божьей Матери; в Аристовке (Инзенский район) – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в Вороновке (Базарносызганский район) – храм в честь Тихвинской иконы Божьей Матери; в Коптевке (Новоспасский район) – храм во имя Рождества Христова; в Кокряти (Старомайнский район) – храм в честь Космы и Дамиана.

Расположенная в селе Смольково каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в виде ро тонды была построена в 1809 году на средства помещика Петра Дмитриевича Самарина. В храме три престола: главный – в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделах – во имя преподобных Антония и Феодосия и во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца.
6

Базарносызганская церковь в русско-византийском архитектурном стиле была «сооружена тщанием Симбирского почетного горожанина Андрея Корниловича Щербакова и особенно попечением его сына Алексея Андреевича» и освящена во имя Дмитрия Солунского 10 июля 1875 года.
7

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы выстроена в селе Большие Ключищи в 1872 году в традициях древнерусских
крестово-купольных храмов с кокошниками и закомарами и увенчана пятиглавием.

8

Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в Селе Первомайское, построенная в 1899–1910 годы – центрический
одноглавый крестово-купольный храм без трапезной и колокольни – прекрасный образец культовой архитектуры периода
эклектики, выдержанный в формах русского (русско-византийского) стиля.

9

С 1830-х годов в русской архитектуре стало формироваться стилистическое направление, связанное с обращением к старине и ориентированное на использование русских архитектурных прототипов, определенное термином «русско-византийский стиль». Прообразом его стала архитектура Московского царства. Зачинателем направления был архитектор К.А. Тон. В 1838 году вышел первый альбом проектов образцовых церквей, который Тон составил по заказу Святейшего Синода. Альбомы черте-
жей рассылались по российским епархиям. В своих проектах Тон использовал крестово-купольную композиционную систему, разработанную еще византийскими зодчими и затем распространившуюся в русской архитектуре. Традиционное русское пятиглавие дополнялось соответствующей компоновкой фасадов, в отделке которых использовались мотивы русской
архитектуры XV–XVII веков – килевидные кокошники и закомары, узкие арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках.
На территории Ульяновской области в русско-византийском стиле выстроены церкви в селе Первомайское (Сурский Острог) (Инзенский район); в селе Большие Ключищи (Ульяновский район); в районном посёлке Базарный Сызган.
В начале XX века в культовом зодчестве распространился псевдорусский, или новорусский стиль, основанный на применении в композиции и декоре различных элементов и приемов древнерусской архитектуры: членение на прясла, закомары, аркатуры, фигурные наличники, нарядные крыльца перед фасадами. Ярким примером этого направления в архитектуре является церковь в селе Илюшкино (Павловский район).

Церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Илюшкино была построена в 1903 году.
10

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА СИМБИРСКОГО–УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ

11
Почти в каждой татарской деревне была своя соборная мечеть, и обычно религиозный приход совпадал с крестьянской общиной. В особенно крупных селениях было по нескольку храмов. В мечетях мусульмане отправляли свои главные религиозные обряды: ежедневные пятикратные моления (намаз) и слушали пятничную проповедь муллы (хутбу). Шариат
допускает также исполнение намаза наедине, однако поволжские мусульмане предпочитали молиться совместно в соборной мечети.
У поволжских татар сложился особый вид мусульманской архитектуры. Традиционный тип мечети представлял прямоугольную срубную клеть или кирпичный объём, покрытые двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. С южного торца примыкал прямоугольный в плане объем михраба, которым мечеть ориентировалась на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Минарет располагается в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представляет собой двух-трёхъярусную восьмигранную или иногда цилиндрическую башню, состоящую из стержня (с основанием или без него), внутренней площадки азанчи и высокого пирамидального или конического шатра. Здание мечети выделялось над окружающей застройкой, для чего увеличивали высоту шатра с полумесяцем. Это при-
давало зданию монументальность, а минарету — стройность.
Функциональная схема такой мечети имела чёткие закономерности. Если здание было двухэтажным, на первом этаже располагалась служебно-хозяйственная зона, где наряду с необходимыми для мечети принадлежностями (инвентарь, библиотека, дровяники) имелись несгораемые кладовые для товаров местных купцов. В соответствии с традицией ислама
мечеть — не только религиозное, но и культурно-просветительное учреждение. Поэтому на первом этаже часто располагалось мектебе её махалли. Северную часть здания занимали сени, гардероб, южную — молитвенные
залы и михраб.
Мечети с минаретом строились в XVIII–XIX веков в большой степени единообразно, что свидетельствует об устоявшихся канонических для местного зодчества закономерностях, выработанных задолго до этого времени, по меньшей мере, в период Казанского ханства.

Мечеть около Симбирска. Фотография конца XIX века
12

Соборная мечеть в городе Симбирске, располагавшаяся по ул. Лосевая (ныне ул. Федерации)
13

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Помимо православных храмов и мечетей на территории Симбирского–Ульяновского края сохранилась евангелическо-лютеранская церковь (кирха) Святой Марии, построенная в 1913 году по проекту симбирского архитектора А.А. Шоде в стиле псевдоготики. Расположена кирха в центральной части города Ульяновска у пересечения улиц Железной Дивизии и Ленина.

14

Следующая публикация цикла