Есть что-то такое особенное в водах реки Камы. Какой-то велосипедный дух.

И замечено было это еще в советские времена. В наше время это проявляется велодорожечной активностью властей городов Прикамья. Удивительно, что в то время, как в Петербурге, Тольятти, обоих Новгородах, Екатеренбурге, Новосибирске, Владивостоке и многих других российских городах велоактивисты уже на протяжении многих лет безуспешно пытаются добиться от городских администраций хоть каких-то действий по созданию велодорожек, в Перми и Набережных Челнах велодорожки появились “сами собой”, по воле “сверху”. Я вообще еще ни разу не слышал ни про пермских, ни про челнинских велоактивистов.

Пермь

История велодорожек в Перми насчитывает уже лет пять. Про пермские велодорожки я знаю только из рассказов Михаила Якимова. Пермь за последние годы стала почти столицей отечественного транспортного планирования и организации движения, что бы там не думали по этому поводу москвичи. И большая заслуга в этом принадлежит именно Михаилу Ростиславовичу. Появление же велодорожек в городе стало всего лишь одним из этапов развития городской транспортной системы. Вот что пишет об этом сам Якимов (оригинал взят у yakimovmihail в Новейшая история трамвая в городе П. Часть 2):

Велодорожки

Следующим этапом повышения провозной способности улицы было выделение на всей улице вместе с трамвайными линиями велосипедной дорожки /3/. Тоже действовали с самого начала быстро и просто, как учил Жайме Лернер. Взяли краску и нарисовали велосипедную полосу, отделили от основной проезжей части полосой велосипедную дорожку шириной почти в один метр. Нарисовали, соответствующие знаки установили.


Надо сказать, что вначале велосипедную дорожку выделили (нарисовали краской) на тротуаре. Но после – переделали и логично решили, что велосипед, как и любой транспорт должен всё-таки двигаться по проезжей части. Часть проезжей части отделили линией, а на тротуаре начертили зеленые и красные линии, назначение которых пытливый читатель может легко узнать, посетив наш город…J

 

http://murmolka.com/post/1758/YA-v-etom-godu-dvajdyi-ezdil-v-Perm-bez-vsyakogo-povoda-

 

Следующая проблема, которую пришлось решать – это проблема парковок на этой части улицы Ленина. Проблема была в том, что водители, так как появилась велосипедная дорожка, уже не могут парковаться у края проезжей части, они начали парковаться с заездом на тротуар, что, в общем-то, является нарушением Правил дорожного движения. К тому времени административного ресурса с пятью нарядами ГИБДД у нас уже не было, поэтому в нашем городе появилось движение Стоп-Хам, которое, в первую очередь, занялось самыми ответственными участками, по которым движется городской пассажирский транспорт общего пользования.

На улицу стали выходить специально обученные люди и вот таким воспитательным эффектом склонять водителей не нарушать Правила дорожного движения в части паркования хотя бы на этом участке центральной улицы Ленина.

Следующим этапом реконструкции стало выделение велосипедной дорожки специальными столбиками. Яркими столбиками, которые, действительно, и не давали, с одной стороны, водителям подъехать к тротуару, парковаться с нарушением Правил дорожного движения, и создавали кое-какой дополнительный комфорт на улице Ленина для велосипедистов.

Вот, примерно, так сейчас и выглядит основная центральная улица города Перми, на которой были проделаны все эти эксперименты.

Описание: E:\Users\МР\Desktop\Для статьи\758_900.jpg
Описание: E:\Users\МР\Desktop\Для статьи\845_900.jpg

Наиболее полное впечатление об организации движения на улице Ленина в городе Перми можно получить и на Яндекс–картах в сети интернет: ссылка


На яндекс-панорамах велополосы запечатлены, похоже, в очень древнем состоянии. Аналогичный сервис от Гугла предоставляет более свежие данные. Я даже взял на себя смелость добавить пару ссылок к последним двум фото. Кликнув по ним, можно “побродить” по улице Ленина прошлого года.

Кое-где на ул. Ленина еще остались панорамы с 2012 года. Можно посмотреть, как выглядела первая версия пермской велодорожки.

perm

В 2012 году в дополнение к разметке появилось обособление велосипедной полосы столбиками-делинеаторами. На зиму эти столбики демонтировали, но в 2013 году установили опять. Пермская администрация считает эксперимент со столбиками и с велодорожками удачным:

Эксперимент был признан удачным. Количество велосипедистов, которые пользовались велодорожкой на участке улицы Ленина от Разгуляя до Комсомольского проспекта, увеличилось на 31% (в среднем с 318 до 403 велосипедистов в течение дня). При этом почти на 40% сократилось количество велосипедистов, которые ездят по тротуарам. Две трети велосипедистов пользовались именно оборудованной дорожкой, так как четкое визуальное ограничение велодорожек от автомобильной зоны сделало движение по проезжей части более безопасным. Кроме того, почти на 60% сократилось количество автомобилей, припаркованных с нарушением Правил дорожного движения.
Велодорожки на тротуаре также доказали свою эффективность. Более чем на 50% увеличилось количество тех, кто использует для движения именно велодорожку, а не пешеходную часть тротуара. Тем самым, велосипедисты стали меньше препятствовать движению пешеходов и наоборот.

«Велосипед сейчас используется уже не только для отдыха или спорта. Растет количество людей, для которых велосипед является транспортным средством для поездки на работу или учебу. Поэтому необходимо больше внимания уделять организации велодорожек и обеспечению безопасности велосипедистов, – говорит начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Денис Гвоздев. – В целом, приобретенный опыт является полезным для города и его необходимо развивать дальше. Надеемся, количество велосипедистов будет увеличиваться».

Мы тоже надеемся, что количество велосипедистов в Перми еще будет увеличиваться. И не только в Перми.
Пермские велодорожки и велополосы, конечно, можно и нужно критиковать — они далеки от совершенства, и даже от европейских норм. Полосы чересчур узки, столбики могут создавать помехи самим велосипедистам, ливнестоки попадают в аккурат Но скажу честно, пока Перми хочется только завидовать.

Набережные Челны

Родина Камазов обязана велодорожками мэру города Василю Шайхразиеву, который занял этот пост в 2010 году и почти сразу же запустил программу “Велосипедный автоград”. Не случайно мэра сравнивают с его лондонским коллегой. За полтора года реализации проекта, к лету 2012 года в Набережных Челнах появилось более 140 километров велодорожек, сеть велопроката, велосипедные стоянки возле учреждений и прочая велоблагодать. Мэрия даже стала время от времени проводить выездные велосовещания. Традицией в городе стал и «велосипедный прием» построенных или реконструированных дорог. На велосипед мэра устанавливается поднос, на него – стакан с водой. А на финише смотрят, много ли пролилось воды.

Мэр при этом совершенно не фанат велосипеда и велосипедизации,а просто прагматичный человек:

«…пересадить всех своих подчиненных на велосипеды градоначальник отнюдь не стремится.
– Доводить до абсурда идею ни в коем случае нельзя, – рассуждает Василь Шайхразиев. – Есть рабочий режим, есть набор обязанностей, на велосипеде всего не успеть. Да и велосезон у нас гораздо короче, чем в Европе.
Василь Шайхразиев любит кататься на велосипеде вечером, после работы.
– Я объезжаю территорию города, смотрю, как выполняются поручения. По пути общаюсь с челнинцами, принимаю к сведению их предложения. И заодно укрепляю здоровье. Проехать 40–50 километров в течение двух с половиной – трех часов для меня труда не составляет.»

И как легко и изящно он решил вопрос велопарковок у госучреждений:

«– Я могу приехать в любое учреждение на велосипеде. Предупредил всех руководителей, что, если не будет парковки, я попрошу их лично охранять мой велосипед, – говорит мэр. Предупреждение подействовало.»

Впрочем, копипаст дело неблагодарное. Лучше сами почитайте — www.rt-online.ru/aticles/rubric-68/avtograd_stanovitsya_velogradom/.
А с картой челнинских велодорожек можно ознакомиться на сайте street16.ru/velo. На этой же карте можно найти велопарковки и пункты проката. Тут же на сайте ведется и база добровольной регистрации велосипедов. В общем, в Челнах уже есть многое из того, о чем мы в Питере пока только ведем разговоры.

Вернемся обратно к Каме. Если смелая смешная гипотеза о том, что первопричиной велосипедизации двух крупнейших камских городов являются магические воды реки, верна, то возможно и в разбавленном после слияния с Волгой виде они смогут подействовать на чиновников Ульяновска, Тольятти, Самары, Саратова, Волгограда и Ростова..
Поживем — увидим.