В Ульяновской области собираются создать музей музыкальной культуры, основанный на экспонатах коллекции Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Площадку под него выбрали неожиданную – Дом Языковых.

Этот «именной» музей, пожалуй, самый несчастный в Ульяновске – закрытый с лета прошлого года, забытый, разрушающийся.

Информация о нем поступает очень дозированно, и все какая-то грустная: то карниз отвалился, то еще какая напасть. На этот раз сообщение из министерства искусства пришло иного рода, касающееся развития дома. Вектор развития выбран неожиданный: в литературном музее собираются открыть музей музыкальной культуры.

– Мы рассматривали несколько вариантов помещений, – сказала на этот счет министр искусства Ульяновской области Татьяна Ившина. – Казалось бы, идеальной площадкой для музея музыки может стать филармония, однако есть определенные правила и требования организации музейной деятельности. Должны быть созданы надлежащие условия для хранения экспонатов. Дом Языковых – одно из старейших зданий в Ульяновской области, требующее серьезного ремонта. Создание на его базе нового музея – хорошая возможность отреставрировать усадебное помещение.

Фактически открытие музыкального музея в непрофильном здании – это поиск средств на восстановление разрушающегося памятника истории. Музыку к Дому Языковых приговорили на том основании, что когда-то в нем проводились литературные и музыкальные вечера.

Сообщается, что экспозицию музея составит часть коллекции Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры, в фондах которого находится около миллиона предметов, в том числе уникальные инструменты работы Страдивари, Амати, Гварнери… Возраст некоторых из них – более 500 лет, и, разумеется, чтобы получить такие экспонаты в ульяновский музей, необходимо создать эксклюзивные условия для их хранения и безопасности. К коллекции объединения музыкальной культуры планируют добавить региональные экспонаты, которые помогут жителям области узнать о «богатой музыкальной культуре СимбирскаУльяновска», как сообщил президент ассоциации музыкальных музеев и коллекций Михаил Брызгалов. Слова о богатстве истории симбирской музыки, как рассказал нам краевед Сергей Петров, вполне справедливы – множество известных российских романсов, песен, которые считаются народными, написаны композиторами и поэтами из наших краев. Например, песня «Из-за острова на стрежень» (слова народные, скажут многие) на самом деле принадлежит перу симбирского поэта Дмитрия Садовникова, а «По дону гуляет казак молодой» – Дмитрию Ознобишину. Музыку к некоторым русским известным романсам тоже написали наши земляки.

Сергей Петров считает, что музыкальный музей пришелся бы ко двору в Ульяновске, но категорически не согласен с его размещением в Доме Языковых.

– У нас много зданий на территории заповедника, где можно было бы разместить музей – взять хоть то же здание типографии, которое примыкает к Дому Гончарова, завешанное грязной тряпкой, – говорит краевед. – От этого будет только польза. Открытие филиала московского музея, но не за счет другого, вполне уместно. Но что касается Дома Языковых… По количеству литераторов область занимает 3-4 место в стране. Однако никто не хотел всерьез создавать литературный музей на базе Дома Языковых – нужна была большая собирательская работа, подготовка сотрудников.

Преобладала позиция, что «кроме Языкова нам никого не нужно». И музей получился скучным, без подлинных экспонатов.

Петров считает, что в Доме Языковых нужно создавать хороший музей, посвященный поэтам и писателям Симбирска-Ульяновска, пригласить для управления крупного музейного специалиста из Москвы или Петербурга.

Сейчас же получилось, что из-за недостаточной разработки музея Языковых здание оказалось никому неинтересным и очень уязвимым – ему требуется очень хороший ремонт, причем не косметический, а капитальный.

– Денег на реставрации списали огромное количество, но привело это к тому, что дом теперь находится в опасном состоянии, – отметил Петров. – Когда музейное объединение музыкальной культуры, которое, в общем, не та организация, которая разбрасывается миллионами, узнает, сколько нужно денег на ремонт всего здания, оно, может быть, выделит средства только на две комнаты, где можно разместить небольшую экспозицию. Тем самым выполнит поощряемый нынче выезд в провинцию. Я сомневаюсь, что этот проект будет успешен – получится ни два, ни полтора. Этакий «тришкин кафтан» – так на Руси называли ситуацию, когда человек отрезает кусок от одной части одежды, чтобы залатать дыру в другой.

Сергей Гурьянов