Во все времена критика правительства, не говоря уж о первом лице государства, была наказуема. И все же именно этот опасный путь избрал князь Петр Владимирович Долгоруков, предки которого были известными симбирянами.
Для любителей истории и генеалогии Петр Долгоруков ценен тем, что создал уникальные труды: «Сказание о роде князей Долгоруковых» (1840) и «Российский родословный сборник» в 4-х книгах (1841).
По материнской линии Петр Владимирович Долгоруков приходился праправнуком симбирского купца и заводчика Ивана Семеновича Мясникова. Его дочь Дарья вышла замуж за Александра Ильича Пашкова и стала одной из самых богатых московских дворянок, это ей принадлежал дом Пашкова возле Кремля. От старшего сына Дарьи и Александра Пашковых родился сын Иван, он женился на Евдокии Николаевне Яхимович. Жили они в Москве на Чистопрудном бульваре, а также в доставшемся им имении в селе Верхнее Талызино, относящееся в то время к Симбирской губернии. У Ивана и Евдокии родилось шестеро детей: Андрей, Николай, Егор, Дарья, Сергей и Варвара (мать Петра Долгорукова). Кстати, Дарья Ивановна, сестра Варвары, вышедшая замуж за Петра Васильевича Сушкова, родила на свет известную русскую поэтессу Евдокию Ростопчину.
Варвара Ивановна (1793-1842) была младшей дочерью Пашковых, замуж ее выдали за очень именитого генерал-майора князя Владимира Петровича Долгорукова (1775-1817). Долгоруковы принадлежали к знатному российскому роду, берущему свое начало от самого Рюрика.
Петр Владимирович родился 27 декабря 1816 года в Москве. Через год после рождения сына Варвара Ивановна умирает. Ребенок остался сиротой. Воспитывался в Пжеском корпусе, откуда в 15 лет был выпущен без аттестата за свои скандальные проделки. По окончании Пжеского корпуса, не поступая на службу, Петр увлекся русской историей. По отзывам современников, князь был нехорош собой, маленького роста, неказистого сложения и прихрамывал, за что получил прозвище «колченогий».
Из-под его пера выходят одно за другим генеалогические исследования о роде российских князей. Эти книги становятся очень популярными. Во время работы над своими трудами Петру Владимировичу довелось изучить множество архивных свидетельств, порой секретных. Зная тайны власти, Долгоруков отважился поднять руку на российское правительство. Так, в 1843 году под псевдонимом «граф Альмагро» он издал в Париже на французском языке «Заметки о главных фамилиях России», в которых рассказал о дворцовых интригах. Российское правительство, узнав об истинном авторе «Заметок», арестовало его и по указанию императора сослало в Вятку. Там он познакомился с писателем и философом Александром Ивановичем Герценом, который также находился здесь в ссылке. Через год император помиловал Долгорукова и он вернулся в Москву. По возвращении из ссылки князь женился на Ольге, дочери Дмитрия Александровича Давыдова и княжны Елизаветы Алексеевны Шаховской. В этом браке в 1848 году у них родился сын Владимир.
Петр Владимирович продолжил свои генеалогические исследования. Изучая архивы, он все больше и больше находил противозаконных фактов, которые разоблачали высокопоставленных лиц. Ему не терпелось написать новую книгу, в которой хотел рассказать о злоупотреблениях, происходящих в России. Так он раскрыл ряд исторических фактов, порочащих самодержавие и аристократию. Долгоруков в 1859 году бежит из России, прихватив с собой огромные архивы. Через год во Франции он издает книгу «Правда о России», которая сделала большой переполох в русском правительстве и стала информационной бомбой по родному Отечеству. В ней досталось всем: и императору, и министрам за бестолковые реформы, и народу за долготерпение. Показал всему миру российских казнокрадов, взяточников, доносчиков. Опорочил он и венценосную семью Романовых, рассказав о том, что у них были сплошь незаконнорожденные дети.
После издания этой книги Долгорукова срочно вызвали в Россию. Зная, что его ждет на родине, он пишет язвительное письмо на имя начальника III Отделения: «… вы требуете меня в Россию, но мне кажется, что, зная меня с детства, вы могли бы догадаться, что я не так глуп, чтобы явиться на это востребование? Впрочем, желая доставить вам удовольствие видеть меня, посылаю вам при сем мою фотографию, очень похожую. Можете фотографию эту сослать в Вятку или в Нерчинск, по вашему выбору, а сам я – уж извините – в руки вашей полиции не попадусь и ей меня не поймать».
П.В. Долгоруков в 1861 году был приговорен Сенатом к лишению княжеского титула, прав, состояния и к вечному изгнанию. Сын его, Владимир, оставшийся с матерью в России, княжеского титула лишен не был.
Петр Владимирович Долгоруков умер в Швейцарии 6(18) августа 1868 года. Герцен в некрологе написал: «Долгоруков, подобно неутомимому тореадору, не переставая дразнил быка русского правительства и заставлял трепетать камарилью Зимнего дворца, скончался после мучительной болезни в Берне».
Необходимо отметить, что П.В. Долгоруков для многих ” в памяти остался не только как составитель дворянских родов и борец за «правду России». Было на нем еще одно «черное пятно», его подозревали в авторстве анонимных писем, которые, как считают, послужили причиной дуэли писателя Александра Сергеевича Пушкина. Однако Долгоруков все отрицал и назвал это очередной ложью и клеветой. Было произведено несколько экспертиз почерка письма, но доказать ничего не удалось.
О сыне Петра Владимировича Долгорукова Владимире сведений имеется мало. Владимир с матерью после отъезда отца за границу остался в России. Владимир Петрович Долгоруков (1848-1898) имел диплом доктора психиатрии. В 1877-1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне. Член Чернской земской управы и земский начальник. В 1868 году посещал больного отца в Женеве. У него был сын Петр, который резко отзывался о своем дедушке. На титульной странице «Записок князя Петра Долгорукова» внук написал: «Очень грустно, что дед, князь Петр Владимирович, из личной ненависти к Царствовавшему со славой в России Дому Романовых, позволил себе унизиться до раскрытия перед иностранцами самых мрачных страниц нашей истории… Поступок князя Петра не может быть оправдан любовью к Родине; ибо человек, одухотворенный сей любовью, не стал бы трепать и волочить любимое по навозу и смраду, да еще на посмех иностранцам… Злоба – плохой советчик и руководитель историка».
Николай Костин