В Законодательном собрании прошло рабочее совещание, на котором депутаты рассмотрели законопроект «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области». Провел совещание заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов.
В работе также приняли участие председатель комитета по аграрным вопросам продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутаты Законодательного собрания региона, а также заместитель председателя правительства – министр здравоохранения и социального развития Павел Дегтярь, заместитель председателя правительства – министр образования и науки Екатерина Уба, представители министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, директор департамента ветеринарии Ульяновской области Нина Пелевина, директора комбинатов школьного питания.
«Законопроект должен решать важнейшую социальную задачу – гарантировать право пациентов больниц, школьников, воспитанников детских садов на безопасное, качественное и полезное для здоровья питание. С учетом того, что, в отличие от обычных покупателей, эти люди лишены права выбора, вопрос более чем актуален», – открыл обсуждение Игорь Тихонов.
Предварительная работа над законопроектом с широким обсуждением общественности, в том числе и на площадке комитета по социальной политике, длится уже несколько месяцев, сейчас она вступила в завершающую фазу. Параллельно разрабатываются стандарты социального питания, регламентирующие основные требования к продукции. Несмотря на это, к тексту законопроекта прозвучало немало замечаний.
Виктор Антипов обратил внимание, что закон должен поддерживать в первую очередь местного сельхозтоваропроизводителя, однако конкретных мер в тексте документа нет. Его поддержала и Нина Пелевина, отметив, что проект нормативных требований к социальному питанию делает упор на промышленный способ производства мясной и молочной продукции, тогда как в Ульяновской области, наоборот, развито непромышленное животноводство. Кроме того, в предложенной редакции стандартов не учтены требования к продуктам питания, налагаемые Всемирной торговой организацией и Таможенным союзом, которых теперь должна придерживаться и Россия.
«Стандарты и законопроект – это два разных документа, которые никак не связаны между собой, а они должны идти в совокупности», – считает директор МУП «Симбирский школьник» Алсу Айзатуллина.
Игорь Тихонов подчеркнул, что организация социального питания – это отрасль, которая переживает очень серьезные изменения в связи с развитием экономики и общества и нуждается в законодательном регулировании. Однако в законопроекте правила игры и зоны ответственности между заказчиками социального питания и исполнителями прописаны нечетко и оставляют свободу для вольной трактовки. Например, в нем не учтены все формы организации питания. Не прописаны требования к механизму закупки продуктов, оснащению пищеблоков, квалификации персонала в случаях, если учреждение самостоятельно готовит блюда. Между тем в настоящее время в социальных учреждениях преобладает именно такая форма организации социального питания.
По мнению депутатов, министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов также должно устанавливать рекомендованную стоимость продуктов социального питания. Она позволит защитить потребителей и учреждения как от перерасхода средств на данную статью, так и от недобросовестных поставщиков, которые выходят на торги с минимальной ценой, не обеспечивая качество.
Сложность заключается в том, что возможности такого детального регулирования зачастую входят в противоречие с федеральными законами о защите конкуренции, о контрактной системе закупок и другими нормативно-правовыми актами.
Участники совещания сошлись во мнении, что закон об организации социального питания необходим, однако его нынешняя редакция содержит слишком много белых пятен, которые нуждаются в проработке.
С учетом замечаний, прозвучавших на совещании, рабочая группа продолжит работу над законопроектом, направленную на соблюдение баланса между интересами всех участников процесса и требованиями законодательства.