Идея создания в Ульяновской области Экологического правительства возникла уже давно. По сути, оно должно оперативно решать острые общественные проблемы, связанные с экологической обстановкой региона. По мнению эколога Александра Брагина, если создаваемый орган сможет формировать и принимать решения, и не будет играть чисто консультативную роль, то, например, сможет решить вопросы, связанные с созданием стихийных свалок.
– У нас в регионе есть большая проблема с благоустройством города: вывоз мусора из частного сектора, мойка машин, стоянка на газонах и детских площадках – это все прописано в нормативных актах, что это нарушение, но на уровне области в кодексе не сказано о наказаниях. Если новое экоправительство будет решать эти проблемы, приводить в порядок законодательство, чтобы оно реализовывалось, тогда толк будет. Сейчас у нас нет элементарных вещей из разряда «нарушил – ответь». Такая же история с «зеленой конституцией». Все нормы прописаны, но нет наказания за невыполнение. Например, недавно произошедший пожар на свалке в Заволжском районе. На виновного согласно законодательству должны наложить большой штраф, но, как мы видим, его нет.
Депутат ЗСО, член Экологической палаты Сергей Глебов видит в Экоправительстве место, в котором чиновники из разных департаментов смогут без бюрократической волокиты обсуждать важные экологические вопросы и быстрее находить для них решения.
– Проблемы экологии достаточно недавно стали обсуждаться как на территории страны, так и на территории Ульяновской области, поэтому я приветствую любое движение в направлении их решения. На мой взгляд, это тот инструмент, та площадка, на которой руководители ведомств, которые сейчас работают разрозненно (Департамент природных ресурсов и экологии, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, муниципальные органы и т.д.), смогут общаться, обсуждать и оперативно решать те или иные проблемы. Сейчас взаимодействие налажено таким образом, что переписка между чиновниками может длиться месяцами, а экологические проблемы, как правило, требуют быстрых решений.
Но есть и такие, которые скептично относятся к данной затее. Доцент кафедры ботаники УлГПУ, член Экологической палаты Андрей Масленников, высказал опасения относительно того, что большую часть этого органа составят чиновники, а это может пагубно сказаться на многих экологических инициативах.
– Насколько я понял, в нем будут состоять представители предприятий, чиновники разных уровней, немного ученых и преподавателей. Как нам объясняли, экоправительство будет призвано следить за должным исполнением тех или иных экологических решений. Но мне кажется, что если большую часть этого органа составят чиновники, то многие экологические инициативы будут блокироваться. Ведь они часто исходят от общественников, а их в Экоправительстве видимо не будет, или будет очень мало. Поэтому я пока не могу судить, станет ли новый орган эффективным и не закончится ли все одними намерениями и разговорами на фоне полного бездействия. Будем оценивать экоправительство по делам, а не по благородным намерениям.
Хотя оценить новое «правительство» по делам пока так и не удается. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов уже жестко критиковал и главного эколога Константина Долинина, который на данный момент добровольно снял с себя чиновничьи полномочия, и министра сельского хозяйства Александра Чепухина за волокиту в процессе образования данной структуры. По информации пресс-службы минсельзоха, создание нового правительственно органа находится на завершающей стадии в государственно-правовом департаменте и уже в скором времени начнет функционировать. В итоге оно должно объединить под собой все ранее существующие структуры, такие как экологическая палата и различные общественные советы по экологии.
– Экологическое правительство призвано стать главным общественным органом по экологии в Ульяновской области. В него будут входить как чиновники, так и экологическая общественность. Это будет наиболее властный орган, чем существуют на данный момент. Его наделят конкретными полномочиями, которые будет непременно выполняться.