Вопросы, связанные с экоконфликтом, разгоревшимся в «курортной» Шиловке (напомним, здесь планируют реконструировать меловой завод) попытались на пресс-конференции снять инвесторы проекта. Генеральный директор мелзавода Искандер Касимов озвучил подробности грядущей реконструкции. Итак, факты от инвестора:
Цитата Искандера Касимова: «Когда было последнее заседание, встал один из дачников, который 17 лет живет в Шиловке. Задаю ему вопрос: «Завод здесь был?» «Да, был, но мы его не видели-не слышали». Как же сейчас он начнет вредить, если его производительность будет меньше, чем 17 лет назад? Сегодня предприятие, согласно лицензии, может добывать до 80 тысяч тонн мела в год. Производительность оборудования – 60 тысяч тонн в год (влажность мела доходит до 27%, ее удаляют до 0,3% – получается минус 20% объема).
Возникает вопрос: производство современное и по максимуму автоматизированное, откуда столько народу? В выданном мне планируемом штатном расписании работников действительно 96. Но это – с учетом круглосуточной (то есть, четырехсменной) работы завода. 5 человек – управленческий персонал (гендир, исполнительный директор, главный бухгалтер и бухгалтер); 40 человек (то есть, 10 в смену) – производственный цех; 12 человек (по 3 в смену) – ремонтная служба и так далее.
А теперь мои вопросы и ответы Искандера Касимова. Вы сказали, что готовы на общественную экспертизу. В Шиловке создали общественную группу – почему вы не предоставили ей запрошенные документы? То, что запрашивала группа – стратегическая информация: как пролегает газопровод, линии электрификации. Все остальное выложено в свободном доступе на сайте. К сожалению, нам не верят: когда мы говорим, что производство будет экологичным, что мы сделаем дорогу, будем улавливать пыль – нас обвиняем во лжи. Но это беспочвенные эмоции. Как будет проводиться рекультивация отработанного карьера? Снимется вскрышная порода (40-70 сантиметров плодородного слоя), она хранится, раз в три года Ростехнадзор проверяет, пересчитывает запасы вскрыши. Как только вырабатывается сырье, мы обязаны засыпать породу обратно, засадить зелеными насаждениями. То, что вы видите, проезжая Большие Ключищи – карьеры цементного завода – это было в 80 или 90-х годах, штрафы за это должны быть колоссальные. Но у нас не отвечают за то, что было в СССР. Сегодня же есть жесткие правила, нормы, которые мы обязаны выполнять. Я могу объяснить, почему ваши планы подвергаются сомнению. У людей есть живой пример перед глазами – те же отработанные карьеры в Ключищах, задыхающийся поселок Меловой, завод в котором никто не закрывает, несмотря на явные нарушения. Не нужно нас сравнивать с Меловым – там производят известь, мы будем производить мел. Они нагревают сырье до 800 градусов, мы – до 120. Мы просто удаляем воду, а они пережигают мел, чтобы получилась активная известь для производства силикатного кирпича. Завод был построен в 1956-57 году, тогда о фильтрации никто не думал. Туда можно и сегодня поставить фильтры, но они будут стоить больше, чем весь завод. По поводу планируемого нацпарка «Сенгилеевские горы». Цитата из статьи собкора «Коммерсанта» С.О. Титова: «Учитывая, что завод размещают на границе будущего нацпарка, эти границы придется, скорее всего, перенести на расстояние до 6,5 километра, чтобы исключить влияние завода. Более того, будут утрачены рекреационные функции нацпарка, уже и так подпорченные видом цемзавода. Участок Шиловки был самым интересным, но теперь может встать вопрос вообще об исключении из состава нацпарка этого северного участка», – сказал «Ъ» сказал Алексей Шамшин, руководитель группы по разработке эколого-экономического обоснования национального парка «Сенгилеевские горы». Что вы скажете по этому поводу? Это субъективное мнение одного человека. У предприятия есть природоохранная зона, она не меняется. Как была земля промышленного назначения, так она и осталась, и в ее границах мы находимся. Михаил Корепов скинул мне карту планируемого нацпарка. Когда мы ее увеличили, оказалось, что завод был учтен – земля, на которой он стоит, и карьер были выделены как отдельная зона. Санитарная зона предприятия – 300 метров, до границ существующего заказника – 2,5 километра.
Если все же учитывать совокупность факторов – недовольство местного населения, символичные запасы мела (в выступлении Касимова было сказано, что «Для создания на территории серьезного промышленного гиганта просто нет сырья – пласт мела всего толщиной 9 метров, он качественный, но его запасы символичны, и их достаточно для экспериментов с технологиями, научных изысканий, исследований. За счет сырья оно больших денег не принесет, а за счет наработки технологий, ноу-хау, патентов, вполне окажется рентабельным»), – может быть, все же подумать о переносе завода? Когда мы выработаем данный карьер, мы перенесем производство, но это будет лет через 70. Накал же общественного мнения пошел на спад. Мы провели работу в селе, пообщались с местными жителями, объяснили что происходит. Более 90 процентов коренных жителей за завод. Те, кто купили там недвижимость, конечно, против. Но, как кто-то сказал, более страшен для дачников не завод, а пьяные местные жители. Так все-таки, возможен ли компромисс? Компромисс такой: завод будет, нацпарк будет, причем в тех границах, в которых они запланировали. Никто никому не мешает.
Мои личные выводы: Инвесторы обещают много «лакомого». Например, создать в Сенгилеевском районе экологический штаб и через два года после запуска производства финансировать расходы на поддержание экологии, популяции орла-могильника, орлана-белохвоста, сурков-байбаков и прочих животных. Не исключено, что все действительно будет радужно – и суперсовременные фильтры, и практически отсутствие выбросов, и вообще, цитирую выступление Касимова : «Завод – это не индустриальный гигант. Скорее это инновационная промышленная лаборатория и научно-исследовательский центр мелового кластера, полигон для испытаний новейших научных достижений и технологий переработки карбонатов. Экологам предоставляется прекрасная возможность отработать критерии промышленной экологии почти в лабораторных условиях». Но это уже вопрос доверия. Даст ли кто-то гарантии, что не грянет очередной кризис, и дорогостоящее оборудование, обеспечивающее экологический барьер, будет обновляться? Что объездная дорога будет таки построена, и ее «коммерческая необходимость» будет доказана? Что добыча сырья будет вестись по всем правилам, а не подобно саранче, которая оставляет после себя лишь объедки? Слишком много примеров, когда инвесторы обещают одно, а на деле выходит совершенно по-другому – в наши времена это, увы, не редкость. И не помогают ни грозные проверяющие, ни штрафы. Миром правят деньги. Так что история может закончиться хорошо, а может и плохо. На мой взгляд, сегодня все-таки стоит обратиться к экспертам, профессиональным экологам, которые могут дать независимую оценку возможного влияния производства на жителей Шиловки и обитателей нацпарка. Тот же Алексей Шамшин может обосновать свое мнение – почему границы заповедной зоны придется сдвинуть на 6,5 километров. Региональная экопалата может сама провести свое «расследование». Пока время есть, нужно расставить все точки над i, чтобы компромисс все-таки устроил всех. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Наблюдая не первый год
за ситуацией с созданием нацпарка, в заказниках “Шиловская лесостепь” и “Сенгилеевские горы”, уже давно веры нет никому. Говорит Касимов много, обещает еще больше, но он врет и это будет очевидно по прошествии не очень большого отрезка времени. Хотелось бы ошибиться, но увы, “перспектива” данной территории выглядит крайне печально. Так что, Вика, насчет саранчи, думаю, вы не ошиблись. Да и нет ни одного положительного примера в регионе за последние -цать лет, опровергающего негативные прогнозы, особенно это в сфере сохранения, защиты природных сокровищ области. О компромиссе можно пофилософствовать, но в природе нет компромисса между защитой природных территорий и карьерными разработками. Пример – Новоульяновск, но там нет ООПТ с созданием Нацпарка. О Мордовцементе не забывайте. На самом берегу Волги, которая наше всё, день которой тут намедни отмечали, да с оттяпанным куском от нацпарка. Обещания вложиться в экологию – это лапша на уши. Аминь.
дядя Иван
Чему удивлятся,где вы видели и слышали чтобы айзер говорил правду?у него по жизни психология торговца помидорами на российских базарах,с единственной целью…нае….ть!!!Как в свое время одному такоиу”россиянину” доверили строить Олимпийские объекты,хапнул и бега подался,вот вам и будет кино в 2х сериях!
нацбол
Касимов -татарин. Родился и вырос в Ульяновске . Дядя Иван говорите не по делу- лишь бы ляпнуть!
Шиловка
Завод никому в Шиловке не мешает. Наоборот. Если в каждой деревне будет по маленькому свечному (консервному, меловому и пр.) заводам – это только спасет загибающую деревню. А то, что пейзаж нуворищам, скупившим Шиловку, будет портить, это уж, ребята, перенесете. Там рядом более крупнокалиберный цемзавод, вот боритесь с ними. Провели опрос: коренные жители за завод. Это и рабочие места, и социалка. Машин в Шиловке не будет, прокладывается прямая дорога западнее кладбища. Всё ОК!
Вообще-то деревню
по логике испокон веков спасало сельское хозяйство и село ваше, шиловцы, не перестало существовать, потому что именно “нувориши” купили здесь дома, дачные участки. А кто продавал, не сами ли шиловцы? Повторяться надоело, но еще раз для тех, кому дальше своего носа видеть и думать не дано. Крупнокалиберный и новостароиспеченный “свечной” заводик – звенья одной цепи, и не последние. Так что чуть позже вы это “ОК” прочувствуете в полной мере. Не надо клеить ярлыки и обвинять огульно всех и вся в защите исключительно собственных интересов. Мелом будете дышать и вы, коренные шиловцы. Если грустная статистика заболеваний дыхательных путей вас не коснулась, то вперед и флаг вам в руки. Насчет златых гор,кисельных рек и молочных берегов, обещаемых Касимовым. Давайте, стройной шеренгой топайте к светлому возрождению славной Шиловки. Только радужные иллюзии имеют особенность становиться реальностью. И реальностью не той, которую ждали. Но это, как говорится, дело хозяйское
Шиловка
Не надо передергивать. Нам никто не обещает златых гор. Пусть будет заводик. Один пока. Там появится фармацевтический (мел в т.ч. идет в фармацевтику и косметику). После – комбикормовый заводик. Будем работать. А вот идти в прислуги зажравшимся буржуям не хотим. Не хотим, чтобы воровали нашу воду из водопровода, а вы воруете. Весь наш водопровод во врезках, в ваших усадьбах тарахтят насосы. Нам даже пить воды не остается, а ваши порося купаются в бассейнах. Вы – ворюги! А завод даже со старой технологией не пылил, а теперь уж тем более. Просто завод дает шанс остаться нам жить в своем селе. А вы, буржуи, хотите нас выжить, купить наши дома за бесценок и строить свои хоромы. Мы вам мешаем, 900 жителей села, а не завод. Здесь вопрос политический и защиту будем искать у Президента РФ. ОК!