Сразу после окончания путешествия ульяновских ученых по Свияге в воскресенье стартует Сурская кругосветка.

Мы начинаем цикл публикаций по маршруту.

Напомним, ровно год назад группа ульяновских путешественников прошла «Свияжскую кругосветку». (много фото)
Кругосветка

В воскресенье, 1го июня, в том же составе и на той же технике (лодка 37й Ямаран, двигатель 25 Ямаха), при поддержке спонсоров из ульяновской ВоТГК и компании “Ямаха на Урицкого. АМС-Автолюкс” стартует уже «Сурская кругосветка» (выделено зеленым). 
кругосветки Более 800 километров пути планируется пройти за 8-9 дней, с участием (мастер-классы) в молодежном образовательном лагере Молгород, проводимом в Чувашии.
Представляем цикл статей по ключевым точкам маршрута. Их автор – известный ульяновский краевед и исследователь Радий Губайдулов. Надеемся, что удастся иллюстрировать публикации прямо по ходу следования.

Первый рассказ о точке старта – без преувеличения легендарной сурской “Белой горе”:

Белая гора – одно важнейших, ключевых мест Симбирского края, – расположена на левом берегу полноводной Суры, у северо-восточной окраины посёлка Сурское – бывшего села Промзино Городище.
С Белой горы на десятки километров просматриваются лесистая долина Суры с многочисленными пойменными озёрами и окрестные возвышенности.

в2
Вид с Белой горы в мае.

з7
Вид с Белой горы в феврале.

Белая (Никольская, Николина, Святая, Поклонная) гора – представляет собой холм с высотой над уровнем моря – 176 м., а от уреза реки Суры – 76 м.
Название – Белая гора – связано с цветом холма, сложенного светлыми породами верхнемелового периода. Основание горы состоит из сланцевых глин и слоёв алеврита (бывшие морские илы), с отпечатками аммонитов. Средняя толща холма сложена из серого окремнённого мела с зеленоватым мергелем. А вершина – из чистого мела.

з1
Вид на Белую гору с запада.

Считается, что Белая гора образовалась десятки тысяч лет назад, когда при потеплении и таянии огромного ледника потоки воды хлынули на юг, создали долину «Пра-Суры», и, размыв прилегающее плато, отсоединили Белую гору от основного мелового массива.

Люди и Белая гора.
Племена, так называемой именьковской культуры, проживавшие в лесостепной полосе, на пространстве от южного Урала до Суры, и говорившие, по мнению учёных, на языке, близком к современным литовскому и латышскому, в V – VI веках построили на Белой горе небольшую деревянную крепость, а у подножия горы – основали селение. Вскоре, по неизвестным причинам эти племена переселились в другие края (вероятно, в Поднепровье), а посёлок и городище перед уходом сожгли.
В окрестностях Белой горы теперь жили мордовские племена и буртасы, которые охотились в окрестных лесах, бортничали и ловили рыбу на Суре и в пойменных озёрах. Хазарам, которые владели этими землями, они платили дань мехами и мёдом. На восточных базарах в те времена особо ценились добываемые буртасами шкурки черно-бурых лис.
Историки считают, что неподалёку от Белой горы в X-XII вв. проходила оживлённая дорога, соединявшая русские города Владимир, Суздаль, Муром с булгарскими городами – Ошелем, Суваром, Биляром. Это было стратегическое место на перекрёстке сухопутной магистрали и речного сурского пути – ответвления Великого Волжского пути. И его, вероятно, контролировали правители присурских земель собиравшие торговые пошлины с проходящих караванов. На Белой горе стояли дозоры, наблюдавшие за движением судов и караванов. В те времена о появлении на горизонте неприятеля окрестное население и купцы оповещалось дымовым сигналом – для чего поджигались смоляные бочки или хворост.
Видимо именно здесь, в Среднем Посурье, в 1183 году, в ходе русско-булгарской войны, произошли стычки мордовских отрядов с русской конницей войска Великого князя владимирского – Всеволода Большое Гнездо, шедшей из Владимира брать булгарскую столицу – Биляр, располагавшуюся в верховьях Черемшана, Об этом поведал В.Н. Татищев в свой «Истории Российской».
Долго помнили и почитали в Посурье и одного из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо – Георгия Всеволодовича князя суздальского, правившего в 1219–1236 гг., который привёл под русскую власть мордву, заселявшую Присурский край. Считается, что первый храм во имя Георгия в селе Промзино был освящён во имя его ангела.
В XIII веке территория края вошла в состав Золотой Орды, а после её распада в XV веке, по Суре проходила восточная граница Казанского ханства.
В 1552 году у Баранчеева городища, располагавшегося в 12 км севернее Белой горы, через Суру переправлялись полки князей Курбского, Серебряного, Мстиславского и Воротынского, идущие на Казань. Считается, что в то время в устье речки Промзы (по-чувашски Поромса – изгиб) у подножия Белой горы появился, как один из опорных пунктов русский сторожевой стан, а на самой горе, на высоте 80 метров над Сурой расположился дозор. Называть поселение стали по древнему именьковскому городищу, расположенному на Белой горе – Промзино городище.

Легенды о Белой горе, Николае Чудотворце и Георгии Победоносце.
По преданиям, в конце XVI века к Суре подошло войско кубанских татар. Они были на восточном берегу Суры и готовились переправиться через реку. Но затем войско встало и не решалось идти на Промзино Городище.
«Один из сторожевых людей Промзина, знавший татарский язык, переправился через Суру на лодке и спросил кубанцев – чего они ждут, почему объяты страхом и смятеньем? Те отвечали: «Разве ты не видишь, какая глубокая тьма впереди нас, а во тьме, там, на высокой горе какой-то свет, а в нем стоит какой-то старец, который грозится нам своим мечом, запрещает нам идти туда. Смотри, рядом со старцем – юноша на белом коне с копьем в руке [Георгий Победоносец], готовый ринуться на нас, если мы осмелимся только на один шаг. Так можно ли нам идти туда, когда перед нами вода и тьма и такое грозное явление? Сам бог христианский вступается за это городище. Нет, мы желаем скорее вернуться назад, но позади нас дремучий лес – таким мы будто и не шли, а теперь не знаем, где пройти».
Воин промзинского гарнизона, увидев всё своими глазами, указал кубанцам путь назад. Те с радостью устремились по этому пути в бегстве, а видение на Белой горе исчезло. Вернувшись, воин рассказал о видении. Все поспешили на гору и увидели перед собой икону наполовину выглядывавшую из земли. Это было изображение святителя Николая Мирликийского, очень похожее на известную икону Николы Можайского. Это был горельеф с выпуклым изображением святителя: в одной руке — меч, а в другой – храм».
«Весть об этом явлении разнеслась вскоре по окрестностям. К Промзинскому Городищу стали стекаться отовсюду многие из православных и недужные по вере своей получали от св. явленной иконы исцеления. Мало того, благодатию этой пользовались от святой иконы и не принявшие еще христианства из обитавших между русскими инородцев-язычников, преимущественно из мордвы, которыми заселена была тогда вся засурская страна и тем более и более привлекались к принятию христианской веры. а местность Промзино стала заселяться пришельцами из разных мест».
Как происходило явление иконы на Белой горе и последующие события на самом деле – неизвестно, – документальных подтверждений тех событий нет,
По преданиям, Николай Угодник ещё не раз появлялся в присурских местах. Подсобил как то взмолившемуся крестьянину вытащить телегу из непролазной грязи…
В начале XX века рассказывали в Присурье такие истории: «Неизвестный старец, убеленный сединами, долгое время ходил в храм с. Промзино, становился впереди всех и молился усердно, показывая собой пример благочестия народу. Проходя по улицам села и встречая беспорядочного или безнравственного человека, старец строго обличал его, несмотря ни на что, был ли он богатый или бедный. Жители села Промзино возненавидели его за это и выгнали вон из села; но и тогда старец не переставал ходить по селу и обличать народ. Ночью он часто стоял на паперти церковной и долго молился на коленах. Раз, в лунную летнюю ночь, одному крестьянину долго не спалось, он вышел на улицу и сел у своего дома, который стоял на конце села. Взглянув на окрестность по направлению к горе, крестьянин увидел обличителя – старца на белом коне, и где ни ступит конь его копытом, там является небольшая горка или холм, а где станет сам старик – на том месте образуются родники. В ужасе был зритель и не мог сомкнуть глаз целую ночь; утром рано разбудил соседей и рассказал им о происшествии. Весть быстро разнеслась по всему селу; крестьяне сначала не верили, но когда пошли в лес, то увидали действительно недалеко от горы множество появившихся холмов и рудников. Особенно остановили их внимание 7 ключей, – которые берут свое начало из одного родника, текут порознь, а потом опять сливаются вместе и впадают в р. Суру. Когда пришли они на гору, то нашли в кустарнике икону Святителя и Чудотворца Николая. С той поры седой старик исчез и не появлялся в селе, а икона стала творить чудеса и посылать исцеления людям».

Монастыри под Белой горой.
В начале 1622 года, на левом берегу Суры, у подошвы Белой горы, старицей Паисией была основана Никольская женская Пустынь, где была построена деревянная церковь. Упразднили монастырь в 1764 году.
В 1643 году была основана мужская Пустынь Казано-Печерская, которая также была упразднена в 1764 году. Причиной упразднения послужило частое нападение на монастырь разбойников с целью грабежа.
Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, с храмом во имя святителя Николая, куда и перенесли икону. «Никольская Городищенская пустынь находится в полверсте ниже села Промзина у подошвы Белой горы, на вершине которой явилась чудотворная икона св. Николая. Пустынь была незначительна по числу монаствующих и … в 1764 году была упразднена. Церковь с чудотворным образом св. Николая оставалась на берегу до 1810 года. Когда, вследствие подмывания берега р. Суры, была закрыта…».
Икону святителя Николая перенесли в Казанскую церковь села Промзино Городище, построив для неё придел во имя Николая Чудотворца, а в часовню на горе икону приносили на празднование «Николы летнего», 9 мая (по старому стилю), в день Николы Чудотворца, сюда сходились до 30 тысяч человек. Паломники шли сюда пешком со всей Европейской России, даже из дальних мест – Киева и Архангельска.

Вид на Никольскую гору из села Промзино в начале XX века. Паломники в день Николы летнего. Фото из коллекции А. Сытина.
Вид на Никольскую гору из села Промзино в начале XX века. Паломники в день Николы летнего. Фото из коллекции А. Сытина.

В 1932 году Казанскую церковь разорили и икона исчезла. Следы её теряются в Самаре.

Часовня на Белой горе
Вскоре после явления образа Николая Чудотворца на Белой горе поставили деревянную часовню, в которой хранили явленную икону.
В 1820 году обветшавшую часовню заменили новой, тоже деревянной, которая простояла 42 года. В 1862 году её перенесли на промзинское кладбище, а на Белой горе соорудили каменную часовню.

Никольская гора в начале XX века. Виден мост через Суру на Московском тракте, располагавшийся в 2 верста севернее  современного моста.
Никольская гора в начале XX века. Виден мост через Суру на Московском тракте, располагавшийся в 2 верста севернее современного моста.

В советское время, в 1932 году во время борьбы религией каменная часовня была разрушена.
В 1960-е годы в пылу борьбы с религией были планы выровнять округлую вершину Белой горы, чтобы построить на ней спортивные сооружения. Бульдозер начал работу, но трактор при очередном повороте сорвался с горы, зацепился дерево и так уцелел. Работу было решено не продолжать. С тех пор вершина Белой горы осталась плоской. А остатки именьковского городища и следы дозоров разных времён были уничтожены.
В 1992 году по благословению владыки Прокла, епископа Симбирского и Мелекесского на Белой горе установили высокий железный крест.
В 2003 году каменную часовню воссоздали на Белой горе в прежнем облике по старинным рисункам и фотографиям.

Родники
По преданиям, после явления «Чудотворного образа Святителя Николая на горе, Угодник Божий неоднократно являлся некоторым в живом виде вместе со святым великомучеником Георгием в этом лесу на местах, где были родники, и пользовавшиеся после того водой из этих родников недужные получали исцеления…».
В округе Белой горы имеются несколько родников, которые слывут целебными.
«Никольский источник», расположенный под Белой горой и славящийся целебной водой. Координаты родника: N54° 29′ 26″; E46° 43′ 57″

Никольский родник под Белой горой4

Никольский родник под Белой горой1

Никольский родник под Белой горой2
Никольский Родник под Белой горой.

«Источник Серебряный», освящённый во имя Георгия Победоносца, расположен в одной версте севернее Белой горы, в лесу. Этот святой ключ почитается очень давно. Его координаты: N54° 29′ 40″; E46° 44′ 3″

Святой источник у Николькой горы в начале  XX века.
Святой источник во имя Георгия Победоносца в начале XX века.

Чуть дальше на север, в двух верстах от Белой горы находятся ещё два святых источника с обустроенной купальней. Их координаты: N54° 29′ 47″; E46° 44′ 12″ и N54° 29′ 45″; E46° 44′ 10″.

Паломничество
22 мая в день празднования памяти Николая Чудотворца к Белой горе съезжаются десятки тысяч людей.

з5
Восточный склон Белой горы.

з17
Дерево на вершине Белой горы с тряпочками, повязанными паломниками.

Сначала происходит литургия в храме посёлка Сурское, а затем шествие отправляется на Белую гору служить молебен Святителю.
Считается, что взошедшим на Никольскую гору отпускаются все грехи.