Елена Сорокина
Многомиллиардная инвестиционная деревня Александровка опустела: фермеры разъехались, животные проданы, дома и заводы простаивают.
Деревня Александровка в Новомалыклинском районе практически в один миг прославилась на всю страну в 2009 году. Почти так же быстро речь о ней сошла на нет, как только стало ясно: реализовать инвестиционный проект «Новая деревня», презентованный самому министру сельского хозяйства, на тот момент Елене Скрынник, не удастся. Первые результаты должны были быть в 2012 году, однако сегодня об агропоселке стараются не вспоминать.

Деревня будущего
Пять лет назад идея о строительстве Александровки на месте вымершей деревни восхитила не только местных жителей, но и бизнес, и высоких чиновников. 130 жилых домов, примерно столько же животноводческих ферм различных направлений, мясной, молочный и комбикормовый заводы, школа, детсад, спортзал — в тот момент деревня будущего была только на чертежах и макете. Впечатляла и сумма инвестиций (частных, между прочим) — свыше 5 млрд рублей. Фермеров, преимущественно молодых, заманивали со всей страны, предлагали фантастические условия: зарплата около 30 тыс. рублей в месяц и передача дома и фермы в собственность через 10 лет. Из желающих выстроилась очередь, кандидаты на место членов нового сельскохозяйственного кооператива проходили строгий конкурсный отбор. Понравился проект и губернатору Ульяновской области: в 2010 году Сергей Морозов после посещения стройки заявил, что в случае успешной апробации будет рассмотрен вопрос о возведении аналогичных кооперативов в каждом муниципальном образовании региона.

В том же 2010 идея «Новой деревни» не выглядела такой уж утопичной и неисполнимой. Там уже были построены домики, поселились первые фермеры, были завезены животные — коровы, свиньи, козы, и даже появилось первое потомство у скота. Журналистам здесь были рады. Около двух десятков двухэтажных коттеджей площадью от 72 до 130 м2 усеяли улицу. Прямо за ними расположились небольшие фермы: коровники, козлятники, свинарники. Началось строительство теплицы и рыбохозяйства. Все — автоматизированное, более того, за жизнью в Александровке можно было следить онлайн: своеобразное реалити-шоу из миниферм транслировалось на сайте проекта. Деревня будущего, по словам тогдашнего управляющего Александра Шевченко, планомерно превращалась в деревню настоящего.

Деревня без будущего
Сегодня попасть на территорию частной деревни Александровки не так просто: ни журналистам, ни тем, кто желает посвятить свою жизнь земле и животным. Правда, в населенном пункте, расположенном за 100 с лишним километров от Ульяновска, гости бывают не часто. В основном это те, кому нужно проехать на старое кладбище, находящееся прямо за Александровкой. Это единственный повод, по которому охранник готов открыть шлагбаум. Еще один путь — через поле. Несмотря на то, что земля в частной собственности, она не огорожена: жилые дома и фермы закрыты, а немногочисленная техника стоит на парковке рядом со сторожевой будкой.

– Еще год назад здесь и люди жили, и животные были, — рассказывает один из охранников. — А как перестали совсем платить, люди разбежались, животных в счет зарплаты забрали, за долги отдали. Когда деревню только начинали строить, людей много приезжало, из других регионов даже. Я тоже приехал сюда, думал, техником или инженером. Люди хотели работать! Да и техника соответствующая здесь была!

IMG_5559

Заново заселяться можно хоть сейчас, уверены сторожа: коммуникации все подведены, мясокомбинат и кормоцех осталось только довести до ума. Не в лучшем состоянии сами жилые дома: после простоя без обогрева в них поотставали обои, да и изначальный строительный материал оставляет желать лучшего.

– Неудобно расположили дома. Это же деревня: фермеру нужен и гараж, куда машину поставить, и огород небольшой, а это все не предусмотрено. Есть на въезде в поселок большая парковка: мол, здесь машину оставляешь, а дальше идешь пешком. Это не дело! — сетует охранник и добавляет: — Хозяин хороший нужен земле! Не столько деньги, сколько хозяин! Чтобы запустили здесь все в эксплуатацию.

От владельца участка, между тем, никакой информации о будущем «Новой деревни» не поступает. Управляющий Александр Моисеев, проживающий в соседнем поселке, комментарии дать отказывается, ссылаясь на то, что это полномочия генерального директора. Правда, не соглашается даже имя его назвать, отговариваясь тем, что связи с боссом нет.

Скудные сведения о судьбе проекта и у местных чиновников. Как сообщила первый заместитель главы администрации Новомалыклинского района Анастасия Пуреськина, о тяжелом состоянии деревни здесь слышали, а вот о смене собственника ничего не знают.

– Они ждали кредита, но о продаже речь не шла. Вообще, так как в соседях у Александровки местные земли, то муниципалитету принадлежит право первоочередного выкупа, но нам предложение не поступало, — рассказала собеседница.

Практически ничего о «Новой деревне» не знают и в региональном министерстве сельского хозяйства. По словам директора департамента производства, переработки сельскохозяйственной продукции и торговли Вячеслава Рожнова, владельцы объекта не предоставляют информацию в ведомство.

– Это частный объект, поэтому статистических данных у нас по нему нет. Нет на данный момент и контактов, с кем можно связаться. Единственное, что нам сейчас известно, что проект заморожен.