С возможностью строительства в черте Ульяновска 30-этажных зданий согласилась главный архитектор проекта ОАО «РосНИПИ урбанистики» Зоя Федулова, автор проекта Генерального плана Ульяновска. 24 июля она рассказала о том, как будет развиваться наш город до 2035 года.
Выполняя заказ горадминистрации (к сожалению, с техническим заданием редакции «СК», да и городским архитекторам тоже, не удалось ознакомиться), Федулова сообщила, что границы Ульяновска 2035 года будут совпадать с границами современного муниципального образования «Ульяновский городской округ», то есть в агломерацию будут включены такие села, как Баратаевка, Ар-ское, Погребы, Анненково, Кротов-ка, Лаишевка и другие. Заволжская часть расширится до села Архангельского.
Несмотря на присоединение значительной территории и появление новых мест для высотного строительства, по сообщению Федуловой, большого прироста населения в городе не ожидается.
Самая реальная численность ульяновцев к 2035 году – 650 тысяч человек, максимальная – 680 тысяч человек. Сейчас на одного жителя в среднем приходится 21-22 квадратных метра жилья, и для того, чтобы достичь планируемого показателя в 35 квадратных метров жилья на одного человека, город должен построить почти 9 миллионов квадратных метров на 3 тысячах 100 гектарах земли. Львиная доля приходится на многоквартирные дома – 7 миллионов квадратных метров. Федулова не рекомендует возводить жилье в исторической части Ульяновска, зато предлагает застроить многоэтажками Лаишевку: по ее расчетам, там может быть создано «пятнадцать шеститысячных микрорайонов», то есть 3 миллиона квадратных метров жилья. Также она посоветовала строить новые промышленные и торгово-офисные здания в деревнях, которые войдут в состав Ульяновска, чтобы местные жители находили работу рядом с домом.
Странное пожелание поступило от УАЗа: в связи с расширением его территории просят создать жилой микрорайон между двумя участками промышленной зоны. Это предложение ульяновских архитекторов, мягко говоря, удивило. Они считают, что там может быть только промышленное производство.
По-прежнему недоступна для новой застройки вся территория ФГУП «Арсенал-31»: судя по плану города, его площадь в два раза больше площади Нижней Террасы. По сведениям военных, работа со снарядами может занять еще порядка десяти лет. Нижняя Терраса в свое время тоже относилась к запретной зоне, и хотя сейчас строительство здесь ведется, большое количество новостроек не рекомендуется. Федулова предлагает, в частности, возвести на Нижней Террасе цирк, дельфинарий и большой офисный центр. Выяснилось, что в Ульяновске уже есть потенциальный заказчик такого центра. Причем не просто большого, а очень большого -30-этажного. Архитектор Сергей Кангро поинтересовался у Федуловой, допускает ли она строительство настолько высоких зданий на Нижней Террасе или на окраинах Ульяновска, например, в северной или юго-западной части города, и та не возражала. «Город не может быть ровным», – заявила она.
Изменения коснутся месторасположения свалки и кладбища. Полигон планируется перенести от Баратаевки к Тетюшам и расположить его севернее села, а кладбище, соответственно, южнее. Ишеевское кладбище будет закрыто. За ним решено построить крематорий. Постепенно перенесут и дачи – как с северной окраины города, так и с набережной Волги. Территорию ниже парка Дружбы народов Федулова советует освободить и облагородить, разместив здесь единичные здания вроде ресторанов, кафе, с обустройством пристани и станции водных видов спорта.
Особенно бурно обсуждался вопрос, связанный с созданием и сохранением зеленых, парковых зон и охраной окружающей среды. Русло Свияги, которое в свое время хотели расширить до 300 метров, теперь намерены, наоборот, сузить. Благодаря этому река должна стать чище. А, например, на заболоченной ее части в районе улицы Аблукова засыпанную площадь Федулова предлагает облагородить и сделать местом отдыха. В черту города к 2035 году войдут леса, которые рекомендуется сохранять. Представители жителей попросили создать четкую карту городских парков, чтобы обеспечить их сохранность, а также предусмотреть увеличение парковых зон, находящихся в шаговой доступности. Архитекторы, напротив, пожелали свести к минимуму число аллей и других зеленых территорий, на что Федулова ответила:
– Я представитель старой градостроительной школы, и с таким пожеланием надо обращаться не ко мне. Если я не нарисую зеленые зоны, вы так город застроите, что люди плеваться будут. Бухенвальд – и тот интереснее был построен!
Большое количество замечаний было высказано к существующей транспортной схеме: в городе регулярно образуются заторы, двух-, трехкилометровые пробки тормозят движение уже и на подъездах к новому волжскому мосту. Ульяновску требуются дополнительные путепроводы и двухуровневые транспортные развязки, необходим поиск новых схем движения сразу в нескольких местах города. В частности, жители микрорайона «Университет» вынуждены делать крюк в пять километров, чтобы попасть в центр города. Частично решить проблему общественного транспорта призван проект сверхскоростного транспорта: 36 километров пути планируется проложить по Засвияжью, северной части города (заменив на этих участках трамвай) и Заволжью. Частично ульяновское «метро» уйдет под землю, и одна из остановок должна появиться на месте стадиона «Труд». Впрочем, эта идея звучала в Ульяновске еще семь лет назад, а воз и ныне там. Так что болельщикам пока не о чем волноваться.