Далекие предки современных жителей Ульяновской области поселились здесь примерно в конце VI – VII веках нашей эры, с большой долей уверенности заявляют археологи. Работа археологической экспедиции еще не завершена, но уже сейчас ученые заявляют об обнаружении на территории Ульяновского района предметов, принадлежавших людям во II-VII веках.

На нескольких шурфах (местах археологических раскопок) трудятся историки и студенты Ульяновского педагогического, Тольяттинского и Самарского госуниверситетов, Института археологии Академии наук Татарстана, НИИ истории и культуры Ульяновской области, нашего Краеведческого музея.

Ульяновцы разбирают находки более раннего, домонгольского, периода – начиная со II века.

Гости региона изучают захоронения большого могильника, по приблизительным оценкам, занимающего территорию до пяти гектаров.

Бронзовый наконечник

Студенты под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России Юрия Семыкина исследуют селища (открытые поселения) близ Красносендюковского городища (поселения, защищенного оборонительными сооружениями). Там, где несведущий человек видит лишь поля, луга да неровную поверхность, Юрий Анатольевич показывает, где находился детинец (он же кремль), где – оборонительные рвы и валы. Впервые люди поселились здесь во II веке нашей эры и уже тогда ловили рыбу, разводили крупный рогатый скот, занимались металлургией и керамическим производством. Свидетельств тому огромное количество обилие костей рыб и животных, обломки лепной керамической посуды, шлаки с содержанием железа. Это сидеритовая руда, уточняет Семыкин, ее выходов поблизости очень много, из-за чего уже 1800 лет назад плотность населения на территории Ульяновского района была довольно высокой. В одном из шурфов – раскопе площадью всего 20 квадратных метров – обнаружено сразу два очага с сохранившейся золой.

Это явное свидетельство жизни человека. Селище известно археологам еще с XIX века, когда его местонахождение обозначил на археологической карте известный в Симбирске литератор, археолог и коллекционер Владимир Поливанов.

А первые раскопки здесь проводились в 1991 году, когда планировалось построить поселок для поволжских немцев, и прежде чем вмешались ученые, было повреждено около двух тысяч квадратных метров культурного слоя, из-за чего многие археологические материалы буквально лежат на поверхности земли.

Всего в 60 километрах от Ульяновска сотни лет назад располагался самыйкрупный на территории нашего края и третий по величине город домонгольской Булгарии. Так считал казанский ученый Равиль Фахрутдинов, который проводил здесь исследования в 1960-е годы в связи с составлением археологической карты Волго-Камской Болгарии. Это он выдвинул предположение, что через Красносендюковское городище проходили торговые пути: например, из Болгар в Киев. Во втором раскопе, едва начатом, археологи уже обнаружили неожиданные для них предметы.
– Уже сейчас мы можем сказать, что находимся на месте торга или жилища, связанного с торговлей, – рассказал завотделом истории Краеведческого музея Марат Гисматуллин. – Об этом говорят небольшие, размером с аптекарские, гирьки. Найден уникальный предмет – бронзовый наконечник ремня. Это очень красивая, статусная вещь со следами позолоты, которая не будет пылиться в фондах музея, а со временем, после пристального изучения, может занять место в постоянной экспозиции. Кроме того, мы нашли глиняное пряслице – груз для веретена, шило из кости, бусины, большое количество костей и битой глиняной посуды.

По мнению Семыкина, украшение старинного ремня могло быть выполнено местными мастерами: волжские булгары были отличными бронзолитейщиками. Высокого уровня достигло у них и гончарное производство. По-видимому, после 1236 года это городище уже не существовало: как поясняет археолог, монголы, включив огромные территории в состав Золотой Орды, запрещали местному населению жить на укрепленных землях.

Предки мордвы и марийцев

Поодаль работают студенты из Самары и Тольятти. Руководитель этой группы – старший научный сотрудник отдела археологии НИИ истории и культуры Ульяновской области, Института археологии Академии наук Татарстана Леонид Вязов. Он объясняет присутствие «соседей» в Ульяновской области тем, что исследование памятников, расположенных на территории нашего края, дает информацию об эпохе великого переселения народов как по Поволжью, так и по всей Восточной Европе.

– Наши совместные работы по изучению памятников Ульяновской области, и в частности раннего средневековья, начаты в 2009 году. Тогда мы работали в Новой Беденьге,теперь изучаем окрестности других сел Ульяновского района. Здесь мы обнаружили следы жизни оседлого населения эпохи великого переселения народов (VI-VII веков нашей эры) и раннего средневековья (VII-VIII веков). Эпоха великого переселения – время, когда закладывалась современная этнокультурная карта края. Рушились античные цивилизации и появлялся новый средневековый мир, наследниками которого являются современные жители – европейцы и евразийцы. Происходили перемещения групп людей на огромные пространства. Здесь они осваивали новые земли, начали распахивать лесостепь. Уже тогда стал формироваться современный ландшафт с перелесками и полями. Очень важно выяснить, какие народы проходили через наш край, откуда пришли, с кем контактировали и какие процессы происходили.
Напомним, исследования в Новой Беденьге показали, что там в V-VI веках жили представители именьковской культуры – это праславянское население, чьи следы раньше находили западнее, например, в Приднестровье. А неподалеку от Красносендюковского городища найден большой могильник праотцев современной мордвы и марийцев. Изучив несколько могил, ученые поняли, каким был обряд погребения.

– Погребения совершены по обряду кремации, – рассказал Вязов. – Умершего клали на погребальный костер, вероятно, в одежде, и обязательно с ожерельем. Когда костер сгорал, брали отдельные кости скелета – иногда очень символическое количество, буквально горсть.

Угли оставляли, зато собирали оплавленные бусины. Все вместе высыпали в неглубокую яму и клали погребальные дары украшения, детали костюма, орудия труда. Ясно видно, что практически все эти вещи специально ломались: они ритуально «умирали» вместе с хозяином. Целых вещей практически нет. Уже в момент засыпания могилы землей клали ремень: уцелевшие пряжки, кстати, не поврежденные огнем, мы везде находим выше костей и даров. Полагаем, что над могилами оставался приметный знак – холмик или столбик: об этом говорит тот факт, что могилы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Пока мы с точностью можем сказать о двух женских погребениях и о том, что женщинам было не более 35 лет. Достаточных материалов о мужских захоронениях пока нет. В этом сложность работы с кремированными останками: большая удача, если удается найти зуб, фрагмент черепа или позвонки, которые помогают определить возраст умершего. Для более точных выводов нужно исследовать от ста до двухсот погребений, так что работы у нас лет на десять.

К сожалению для археологов, памятник сильно разрушается распашкой. Погребения обнаруживаются близко к поверхности, в сантиметрах 30ти, иногда разрушенными. Мы застали работу в самом разгаре и наблюдали осторожную расчистку участка примерно 50-ти сантиметров в диаметре, на котором девушки-студентки отчищали два глиняных сосуда, а в земле виднелись белые вкрапления – фрагменты костей.

– Продолжая работу, мы со временем сможем получить более достоверную и детальную картину этнокультурных процессов, происходящих на территории всего Среднего Поволжья и всей Восточной Европы в целом, – подытожил Вязов. Сейчас мы можем сказать, что среди современных жителей Ульяновской области вряд ли есть потомки именьковцев, а потомки захороненных здесь людей вполне могут быть среди наших современников.