Нет смысла писать аналитические обзоры в то время, когда ведутся информационные войны. Одно неловкое слово – и обязательно кто-нибудь пострадает. Однако слишком пустое информпространство похоже на небо над Украиной. Поэтому обзоры возвращаются в родную гавань.

Свято место пусто не бывает
Начнём c темы расположения летних кафе на Венце. Городские власти объявили о том, что изгнанные несколько лет назад летние веранды возвращаются на прежние места. При этом их площадь заметно увеличивается. Опубликованная схема размещения сезонных объектов не проходила какого-либо общественного обсуждения, поэтому её появление сразу вызвало волну негодования противников «пивнушек». В итоге, несколько недель СМИ и блогеры наперебой трут этот мозолистый вопрос.

Группу сторонников святости Венца возглавили политолог Дмитрий Ежов и писатель от журналистики Жан Миндубаев. Они отмечают, что это место сейчас сохранилось в том виде, в котором было создано на 100-летие Ленина всей страной, трудом и умом лучших архитекторов и строителей. Указывают, что современной слабой власти нужно не вмешиваться в этот ансамбль, а сохранять и развивать его. Венец, по их мнению, не предусматривает расположения в зоне прогулок какого-либо предлагаемого капитального строительства, а разлив на этой территории пива -это профанация «гения места».

Пишущая интеллигенция города разделилась. Часть считает, что питейные заведения – это безусловное зло. Венец должен быть местом культурного отдыха и не более. Среди аргументов против кафешек наблюдателями называется достаточное их количество в районе общежития педуниверситета, во Владимирском саду и на других прилегающих к Венцу территориях. Кроме того, в городе и так на каждом шагу продается пива и полно свободного места, кроме единственного культурного пространства, которым и должен быть Венец.

Вторая группа микроблогеров примкнула к противоположной партии, не усматривая никакого святотатства в появлении на Венце добротных кафе, где можно было бы провести время с семьёй. Бывший медийный работник Ольга Коваленкова в дискуссии с действующим медийщиком Виталием Ахмеровым резонно заметила, что кружок ревнителей благочестия Венца передёргивает факты, заранее навешивая на возможные объекты ярлык «пивнух» и априори обвиняя ульяновцев в стремлении загадить окрестные зелёные насаждения отходами своей жизнедеятельности.

Не совсем ясную позицию в той же дискуссии заняла общественница от ресторанного бизнеса Марина Никитина. Вроде бы она за размещение кафе, но не каких-то абстрактных, а вполне конкретных от знакомых рестораторов. Якобы у этих рестораторов уже есть все необходимые проекты, идеи и деньги, но всё упирается в несознательную позицию городских властей. Дело в том, что «правильные» рестораторы выдвигают условие пятилетней аренды и наличия подведённых коммуникаций, которое город не спешит вносить в предполагаемые договоры. Ресторатор Дмитрий Акулин, который уже оперативно воспользовался разрешением городских властей открыть веранду на улице Гончарова, заявил, что в этом году на Венце кафе появиться уже не успеют.

Между тем, в заочной дискуссии участвует ещё одна сила, от которой многое зависит не только в этом вопросе, но и в целом в регионе. Поручение о размещении на набережной кафе высокого класса дал сам губернатор. Вероятно, уже были подтянуты близкие к областному зампреду Александру Чепухину рестораторы, но что-то у городских бюрократов как всегда не сложилось и поручение до сих пор не исполнено. Медийно тему начал разогревать блогер Дмитрий Савчук, вроде как по своей инициативе обращаясь к правительственному чиновнику с просьбой притащить из Москвы одно заведение, в котором недавно побывал сам Чепухин. Другой правительственный блогер Сергей Прозоров, ещё недавно зондировавший почву по поводу кафе с красивыми видами, напрямую получил ответ от Александра Викторовича о том, что тот подыскивает претендентов-варягов для нашего Венца.

Чем кончится история? Появятся ли на расчищенном месте «шаурлэнды», о чём печалятся юрист Константин Толкачёв и журналист Сергей Гогин, или на многие годы свято место займут недоступные по среднему чеку простым ульяновцам московские заведения? Одно настораживает: если в самом публичном месте города разворачиваются такие подковёрные войны за лакомый кусочек между городскими и областными чиновниками, то что происходит в его тёмных углах? Будем освещать эту тему.

Пустыри зелёных зон
На этой неделе обсуждалась предстоящая вырубка деревьев в районе УАЗа. Деревьям придётся потесниться в связи с реструктуризацией этого крупнейшего автозавода и распродажей его активов. Городская власть пригласила общественность к диалогу, но в ответ постоянный защитник экологии Наталия Лазарева призвала всех неравнодушных сплотиться против такого решения, чем вызвала очередной приступ ненависти у некоторых провластных блогеров.

Ещё один повод для беспокойства у зелёной правозащитницы вызвала уже реальная вырубка деревьев на проспекте Туполева в Новом городе. Напомним, что ранее экологов в запрете сносить в этом микрорайоне деревья поддержал сам губернатор. Каковы совместные успехи, мы не знаем, но вот Наталия в конце недели написала в своём блоге, что её «сливают, предано глядя в глаза». О чём речь, она не уточнила, но счёт явно не в пользу экологов.

Так, например, без всяких обсуждений на неделе неизвестными снесено несколько десятков деревьев на проспекте Нариманова. Исчезли насаждения на площади 600 квадратных метров в придорожно-защитной лесополосе. Главный эколог области Дмитрий Фёдоров смог лишь констатировать противоправность вырубки, фактически разведя руками. Общественность во главе с пресс-секретарём минсельхоза Анной Парковой уже определила виновника этого беззакония – «Татнефть». Деревья, возможно, мешали подъездным путям к заправочной станции. Сама же компания отрицает свою причастность к зачистке зелени, поэтому делать окончательные выводы пока рано.

Воздух над городом становится грязней не только из-за вырубки зелени. Больше недели информационное пространство и небо над Ульяновском задымлял горящий полигон отходов в с. Красный Яр. Тушили его всем миром за бюджетный счёт, в то время как хозяева свалки продолжали принимать, естественно, небескорыстно, на горящую мусорку новые машины с мусором. Весь город видел столб дыма как знак бессилия чиновников перед бизнесом.

Получается, что муниципалитеты разные, а проблемы, как и воздух, – общие. Частный бизнес пользует общественные блага и финансы, в то время как чиновники муниципального и областного масштаба просто констатируют факты нарушений. Задаётся всё чаще резонный вопрос, а кто хозяйничает в Ульяновской области?

В поисках хозяйки города
Вопрос о порядке в городе на неделе ставился в связи с дорожными проблемами.

Тут выяснилось сразу два факта. Во-первых, в следующем году из дорожного фонда региона будет направлено на ремонт и строительство около трёх миллиардов рублей. Во-вторых, уже потраченные на дороги деньги, израсходованы не лучшим образом. Счётная палата области проверила траты города Ульяновска в 68 миллионов рублей и определила, что более 61 миллиона рублей было потрачено с нарушениями. Если масштабировать эту долю на миллиарды дорожных средств, то очень сложно визуально представить объём испаряющихся в никуда средств. Зато очень легко представить дыры на дорогах.

Их на неделе решили продемонстрировать всему городу некие молодёжные активисты, устроив стихийную акцию протеста на пешеходном переходе на проспекте Туполева, где уже несколько месяцев безуспешно ведётся ремонт разбомбленного покрытия. Активные наблюдатели разглядели на распространённых с акции кадрах руку (и даже две) нового лидера местной «Молодой гвардии» Сергея Гулькина. Содержание плакатов указывало на адресата этого информационного события: молодёжь обращалась к хозяйке города, тем самым обвиняя в плохом состоянии дорог лично главу Ульяновска.

Кого винить на самом деле? Олег Горячев в своём политобзоре назвал главной причиной плохих дорог некомпетентность и коррумпированность чиновников помельче, чем глава муниципалитета – дорожников. Смелый блогер Дмитрий Савчук и вовсе считает, что все схемы воровства на дорогах сконструированы криминалитетом, легко способным на убийства конкурентов. По этой схеме получается, что и чиновники, и дорожники просто запуганы бандитами.

На самом деле всё гораздо сложнее. В борьбе за влияние на городскую власть соревнуются самые разные силы, в том числе и весьма случайные.

Мэрское дело
Как можно легко заметить, очень многие информационные сообщения в последнее время направлены против главы города Марины Беспаловой. У неё, кстати, на прошлой неделе был День рождения. Ещё раз поздравим её и вспомним, что среди прозвучавших добрых слов было признание её пресс-секретаря Максима Терляева. Он отметил, что Марина Павловна искренне радеет за улучшения в городе. В сложившейся информповестке это наблюдение очевидца похоже на показную защиту, однако не верить Максиму мы не можем, так как он человек искренний и справедливый. Более того, Олег Горячев увидел за информационной атакой на главу города скоординированную операцию конкретных людей, имена которых политик, меж тем, не стал озвучивать в своём интервью.

Источники из окружения Беспаловой сообщают, что и сама Марина Павловна придерживается последнего мнения. Её оценку таких действий против неё мы передать не можем ввиду запрета на экспрессивную русскую лексику в публичном пространстве.

Один из интернет-порталов считает, что за всем этим натиском стоит желание неких сил побыстрее избавиться от Беспаловой как главы города, да и вообще обезглавить город с помощью грядущей городской контрреформы. Называется даже претендент на власть в городе. Но мы не можем поверить в то, что в окружении губернатора публично ведут борьбу какие-либо группировки. Это означало бы, что глава региона не контролирует ситуацию даже вокруг себя. А это вряд ли. Усиление вертикали – это общефедеральный тренд.

Напротив, предположим, что тот, кто “ставит целью захватить власть в Ульяновске”, играет на перезагрузку команды губернатора, сея конфронтацию между ближайшим окружением, выдавливая из него медийно рискованные фигуры типа Константина Долинина. После того, как Сергею Морозову не дали добро на переизбрание до 2019 года, многим показалось, что его губернаторство может завершится в 2016 году. Отсюда и соответствующая тактика прощупывания «местной элиты». Готовится почва для вхождения новых сил в Дом Правительства?

Надеемся, что Сергей Иванович, вернувшись на этой неделе в город, правильно оценит ситуацию и сам расставит точки. Лучшей проверкой жёсткости вертикали будут слаженные командные шаги по решению многочисленных проблем муниципалитетов.

Какие именно проблемы и как их решать, подскажет Улпресса. Главное, чтобы в августе не было войны, – остальное решаемо.