В борьбе за справедливые, реальные расценки за теплоснабжение в Ульяновске «Симбирский курьер» получил поддержку от Министерства энергетики РФ. Министерство вернуло на доработку представленную на утверждение Ульяновском Генеральную схему теплоснабжения города до 2029 года. По словам экспертов, это и неудивительно, учитывая, что документ готовился без широкого обсуждения с общественностью, без привлечения местных И специалистов и в интересах одной конкретной энергокомпании.
В итоге за разработку стратегического документа взялась крупнейшая в городе теплоснабжающая организация – Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК», а точнее -привлеченное ею ЗАО «Системные энергоэффективные решения и инвестиции» (Москва), уже имеющее опыт разработки аналогичной схемы в Саратове по заказу КЭС-Хол-динга. Как рассказали в городском комитете ЖКХ, все расходы по разработке документа (19,1 миллиона рублей) взяло на себя ОАО «ВоТГК».
Это обстоятельство не могло не сказаться на его содержании. В частности, предлагается централизовать систему теплоснабжения в городе. Для этого, во-первых, предусматривается вывод всех 27 городских котельных в резерв, в режим центральных тепловых пунктов (ЦТП) или из эксплуатации при переводе потребителей тепловой энергии на сети ТЭЦ. Доля присоединенной нагрузки ведомственных котельных за 15 лет должна сократиться с нынешних 25 до двух процентов, теплоисточников УМУП «Городская теплосеть» – с десяти до пяти процентов, говорится в проекте документа. Одновременно доля нагрузки на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, принадлежащие ОАО «Волжская ТГК», должна возрасти с 65 до 93 процентов. Кроме того, документ предусматривает запрет на применение поквартирного отопления в строящихся объектах, а системы индивидуального теплоснабжения предлагается разрешить применять только в частных домах.
Во-вторых, предлагается создать единую теплоснабжающую организацию (в этой роли разработчики Генеральной схемы теплоснабжения, естественно, видят ОАО «Волжская ТГК»), которая будет единым закупщиком и продавцом тепловых ресурсов в зоне своего обслуживания. Это означает, что владельцы даже полностью автономных теплоисточников (котельных) будут обязаны закупать собственную тепло-энергию у энергомонополиста, чтобы получить право реализовать ее своим потребителям.
– Новая Генеральная схема теплоснабжения Ульяновска может поспособствовать развитию города, а может стать миной замедленного действия. Пока похоже на то, что документ диктует второй сценарий, – считает директор НП СРО «Симбирский дом» Григорий Николаев. – Прежде всего, опасной видится затея по созданию единой теплоснабжающей организации. Мы уже наступали на эти грабли в 2009 году, когда между УМУП «Теплоком» и ОАО «Волжская ТГК» был заключен агентский договор. Согласно сделке, ОАО «ВоТГК» получило право решать вопросы распределения тепловой энергии, выставления счетов, сбора финансовых средств с потребителей, а энергосбытовая служба УМУПа была переведена в ОАО. В результате «Теплоком» фактически потерял экономическую и финансовую самостоятельность. При этом, несмотря на то что деньги абонентов УМУПа в полном объеме поступали на расчетный счет филиала ОАО «ВоТГК» «Территориальное управление по теплоснабжению в г.Ульяновск», ответственность за любые нарушения энергомонополистами закона (несоблюдение нормативной температуры теплоносителя, всевозможные отключения, ограничения и т.д.) продолжали нести УМУП «Теплоком» и органы местного самоуправления. Тогда отменить кабальный договор смогла областная прокуратура, обратившись в суд. На сей раз энергомонополисты, видимо, решили зайти с другой стороны.
В том, что схема теплоснабжения не прошла проверку в Минэнерго РФ, Николаев не видит ничего удивительного, поскольку от ее разработки были отстранены местные специалисты в этой области, знакомые с энергетикой города не понаслышке, а общественное обсуждение проекта прошло чисто формально.
– Документ должен соотноситься с дальнейшим развитием Ульяновска, служить интересам его жителей, но в нем видятся интересы лишь компании-монополиста, -говорит он. – В схеме нет конкретики, как и за счет чего будет модернизироваться система теплоснабжения, что от этого выиграет население, будет ли платить меньше за отопление и горячую воду? Не отражена и взаимозависимость тарифов на вырабатываемые ТЭЦ электроэнергию и тепло, хотя очевидно, что при росте выработки электричества цена на теплоэнергию должна снижаться. Тепло для ТЭЦ – это бросовый побочный продукт, а у нас его впаривают населению по завышенным ценам. В системе тарифообразования по-прежнему нет прозрачности. При принятии Генеральной схемы теплоснабжения в ее нынешнем виде повышенную финансовую нагрузку все ближайшие годы будет испытывать не только население, но и бюджет, оплачивая внушительные счета за тепло, потребленное объектами социальной сферы. В этом смысле более жесткую и последовательную позицию должны занять городские власти, однако, судя по всему, там никто этой проблемой всерьез не занимается.