С начала осени россиян ожидают очередные серьезные изменения в системе ЖКХ. 1 сентября вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, вводящие обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. До мая 2015 года все управляющие компании должны обрести такие лицензии. А перед жильцами во весь рост встают проблемы капитального ремонта: собственники квартир и помещений должны выбрать способ накопления средств на капремонт общего имущества домов (либо спецсчет, либо счет регионального оператора) до 17 сентября. С декабря начнется формирование фонда капительного ремонта: платежи предстоит вносить всем владеющим жильем в многоэтажках.
Вокруг лицензирования управляющих организаций и капремонта многоэтажек копий сломано немало, но острые вопросы по-прежнему остаются, хотя законы, по сути, уже требуется исполнять. Но как, например, приступить к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, когда многие подзаконные акты для этого в стране еще не приняты?
Поскольку новшества затрагивают жизнь большинства россиян, на прошлой неделе проблемы лицензирования и капремонта были еще раз рассмотрены на «круглых столах» в Законодательном Собрании Ульяновской области. Участники – представители областной и городской власти, контролирующих органов, управляющих компаний, банков – пытались найти наиболее эффективные пути решения. Мнения звучали самые разные, порой – противоположные.

Лицензирование без качества услуг?
Готовность региона к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в основном относится к порядку работы управляющих компаний. Но, как подчеркнул ведущий «круглого стола», председатель комитета ЗС по ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев, раз обсуждение проходит на площадке Законодательного Собрания, представляющего интересы всех жителей Ульяновской области, то в первую очередь следует оценивать, как поправки в Жилищный кодекс повлияют на качество услуг, помогут ли избавиться от нерадивых управляющих организаций.
По мнению большинства участников дискуссии, перемены к лучшему под большим вопросом. Главная причина – поправки предусматривают лицензирование только деятельности по управлению жилым фондом, а деятельность по оказанию услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома не лицензируется и не подлежит лицензионному контролю. Хотя именно содержание и текущий ремонт, как правило, вызывают наибольшие нарекания у жителей.
– Процесс лицензирования управляющие компании не пугает. Но какова цель? – задался вопросом генеральный директор «ГК УО «Аметист» Ильдар Сеюков. – Чтобы руководитель сдал соответствующий экзамен? Сложности тут нет. Однако что потом? Закон приняли, а цель не определили. И еще: что будет служить основанием для отзыва лицензии – плохое исполнение управленческой функции или состояние многоквартирного дома, претензии по его содержанию? Если судьба лицензии зависит от предписаний по состоянию общего имущества, то вопрос о находящихся в твоем ведении домах становится принципиальным. На старый фонд предписания можно выписывать ежедневно, и угроза остаться без лицензии возрастает. А разделить дома по разным требованиям – для старых -одни, для новых – другие – закон не позволяет.
– За рубежом нет подобного лицензирования, зато имеются серьезные вложения в ЖКХ. Российское ЖКХ страдает в основном от недофинансирования, как со стороны собственников, так и со стороны государства, а не от плохих управляющих компаний. Цели повышения качества услуг мы лицензированием управленческой деятельности не достигнем, – считает директор НП СРО «Симбирский дом» Григорий Николаев.
Много за «круглым столом» говорили о невозможности регионов исполнять должным образом поправки в Жилищный кодекс с 1 сентября. Было отмечено, что до сих пор федеральными структурами не подготовлены постановления и методические рекомендации,необходимые для лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Также не решена одна из основных проблем – обучение и повышение квалификации участников управленческого процесса.
Иное мнение высказал представитель главной государственной инспекции регионального надзора Антон Климов:
– Губернатором утверждена «дорожная карта» по реализации поправок в законодательство, и уже начата работа по созданию лицензионной комиссии. Кандидатуры членов комиссии согласованы с главой региона. Исполнению закона в регионе ничто не мешает. Единственное – нас пока будет сдерживать отсутствие квалификационных вопросов и порядка проведения экзаменов. Но эти нюансы, думаю, решатся в рабочем порядке. Утверждать, что лицензирование не станет действовать – нельзя.
Тем не менее в проекте резолюции «круглого стола» готовность к
лицензированию оценили неудовлетворительно и предложили обратиться к правительству с просьбой ускорить прием необходимых подзаконных актов, так как без них качественное выполнение закона затруднительно. В то же время областному министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, инспекции регионнадзора рекомендовано организовать серию семинаров для руководителей муниципальных образований, отвечающих за работу ЖКХ, руководителей управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК по вопросам лицензирования.

Спецсчет или «общий мотели?
Как начислять, собирать и учитывать средства собственников на будущий капремонт, как обеспечить сохранность этих денег, что делать с должниками – вот лишь некоторые вопросы, поднятые в ходе «круглого стола», посвященного капитальному ремонту. Сбор платежей на капремонт стартует в нашем регионе в декабре этого года.
Минимальный размер взноса на капремонт общего имущества многоквартирных домов, установленный в нашем регионе, – 5 рублей 20 копеек с квадратного метра квартиры (заметим, самый низкий в Приволжском федеральном округе).
Сейчас главная задача для собственников жилья – определиться, каким способом они станут аккумулировать средства. Закон разрешает выбрать на общем собрании либо спецсчет для своего дома в банке, либо счет регионального оператора (как говорится, «общий котел»). Дело это для россиян новое, неизведанное, потому собственники не спешат с решением, скептически относясь к обоим вариантам, считая, что собираемые деньги все равно пропадут за долгие годы и большинство домов никакого капремонта не дождутся.
– Вопрос капитального ремонта домов касается каждого ульяновца. Многие собственники еще не определились со способом накопления средств. Люди задаются также вопросом: что будет с муниципальным жильем и будут ли власти из бюджета финансировать капитальный ремонт этого жилого фонда? Не совсем понятно, что делать с должниками: не получится ли так, что ремонтные работы будут проведены лишь за счет добросовестных плательщиков? – отметил Геннадий Антонцев.
Сроки между тем поджимают: открыть спецсчет для капремонта в Ульяновской области можно лишь до 17 сентября этого года. После этого средства будут направляться только региональному оператору – Фонду модернизации ЖКХ. Директор фонда Сергей Ги-гирев отметил, что решение об открытии спецсчетов пока приняли менее сотни многоквартирных домов, хотя за консультациями обращаются часто:
– Я думал, что наберется процентов 30 от всех домов, но мои ожидания не оправдались. Наверное, людей пугают сложности. Ведь все возникающие со спецсчетом проблемы лягут на плечи собственников, в том числе – работа с неплательщиками. Пока механизма такой работы, к сожалению, нет. Также собственники не всегда хорошо представляют, как создать спецсчет, как он будет функционировать. Тем не менее спецсчета для капремонта понемногу открываются.
По мнению депутата Ульяновской Гордумы Ильи Ножечкина, 17 сентября – не критический срок для населения по выбору способа сбора средств на капитальный ремонт:
– Закон разрешает поменять способ сбора средств через два года. Сроки капитального ремонта многих домов уходят за 2016 год. Поэтому, если есть сомнения, пусть люди подождут, посмотрят на собираемость средств в фонд капремонта и тогда решат, что лучше – «общий котел» или спецсчет, и при желании поменяют свое решение.
Пока же в большинстве своем собственники квартир в многоэтажках не принимают никаких решений по капремонту из-за того, что вообще не верят в эту затею. Перспективы ремонта через десятилетия мало кого прельщают, а деньги требуется отдать уже сегодня. Значит, людей нужно убедить делами, ускорением процесса, надежностью. Директор НПО СРО «Симбирский дом» Григорий Николаев предложил разработать систему гарантии вкладов на капремонт, чтобы защитить средства, и с помощью различных способов сократить сроки ремонта жилых домов в регионе до пяти-десяти лет. Гигирев заметил, что для этого потребуется изыскать около 20 млрд рублей. Первый заместитель главы Ульяновска Петр Столяров видит выход в использовании кредитных средств под гарантии органов власти.

Техника безопасности
Советник при губернаторе по контрольно-надзорной деятельности в сфере жилищного надзора Вячеслав Ярош предложил ставить во главу угла вопросы безопасности, подчеркнув, что капитального ремонта в следующем году требуют практически все дома региона:
– Сегодня в региональную программу капремонта требуется вносить изменения. Она должна формироваться в разрезе каждого населенного пункта, а в Ульяновске – в рамках каждого района. Нужно начинать с обследования домов и определения необходимых видов работ на основании квалифицированной экспертизы, а для этого нужно изменить отношение людей, их ответственность за принятие решений.
Подводя итоги «круглого стола», председатель комитета областного парламента по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев сказал:
– Сегодня мы обозначили много важных проблем, связанных с капитальным ремонтом жилого фонда. Найти их решение мы должны в ближайшее время. Для того, чтобы механизм капремонта заработал эффективно, нужно не только совершенствовать законодательство. Нужен грамотный собственник. И нужна финансовая помощь федерального центра.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области