Ведущая Виктория Чернышева
В.Чернышева: Добрый вечер. В эфире программа “Один из нас”. Проблема предоставления качественной медицинской помощи по сей день остается одной из болезненных точек в российских регионах. И Ульяновская область не исключение. Самые острые проблемы мы сегодня обсудим с нашим гостем- Министром здравоохранения и социального развития Ульяновской области Павлом Сергеевичем Дегтярем.
Павел Сергеевич, буквально сегодня, я увидела очередной крик о помощи от мамы ребенка, которая пожаловалась, что очень сложно взять талон на прием к специалисту. Цитата из её текста: « Талоны ускользают от родителей, потому что их мало. А мало их по трём причинам: 1.Отпуска специалистов; 2.большая востребованность; 3. Катострафическая нехватка врачей. Скажите пожалуйста, действительно ли это сегодня острая проблема или это единичный случай?  Как можно решить эту проблему?

П.Дегтярь: Если говорить о проблемах связанных с талонами- они без сомнений есть и мы их видим.  Мы только сегодня, на аппаратном совещании, обсуждали с руководителями эту проблему и конкретно данное обращение. На мой взгляд, данная постановка вопроса очень верная. На сегодняшний день, независимо от того, что не хватает специалистов или большая очередь, люди все равно обращаются в медицинские учреждения: для того, что бы устроиться в детские сады, приводят на обязательные осмотры малышей в возрасте до года. Необходимо правильно скоординировать эту работу- для профессиональных осмотров необходимо выделять отдельное время и специалистов, что бы не возникало таких проблем в дальнейшем. Что бы придя в поликлинику, родители с детьми могли оперативно пройти обследование у врачей специалистов и получить необходимые консультации. Сегодня я уже дал соответствующее поручение, будет создана рабочая группа, которая детально отработает проблематику именно профессиональных осмотров при устройстве в садик и в целом профилактических осмотров. Могу сказать, что на сегодняшний день электронные талоны разбираются действительно очень быстро. Жители Ульяновской области уже привыкли к работе электронной регистратуры- ей ежедневно пользуются более 9 тысяч человек. Если говорить о количестве негативных отзывов- их на сегодняшний день единицы, но тем не менее для нас это сигнал, что система работает не совсем так, как бы хотелось нашим жителям.  Мы так же обсуждали эту проблематику с руководителем поликлиники на правом берегу-Абдуловым  Рашидом Акрамовичем. Я   ему поставил задачу, для решения этой проблематики. На будущее- любой житель региона может планово пройти медосмотр не в сентябре, а заранее.

В.Чернышева: Определенного срока нет?

П.Дегтярь:Нет определенный срок не установлен. Поэтому лучше пройти заблаговременно, а после  передавать документы в детский сад. Так же необходимо будет получить справку о эпид.благополучии, осмотр производится накануне. Осмотр производит врач педиатр по территориально участковому принципу или непосредственно в школьном или дошкольном учреждении.

В.Чернышева:Было бы действительно удобно, если бы был отдельный день и время для прохождения проф.осмотров. Но есть и вопрос- нехватка специалистов. Глав. Врачи говорят о том, что сделали бы всё, но специалистов не хватает.

П.Дегтярь: Специалистов действительно не хватает, но мы имеем положительную тенденцию в этом году- в отрасль пошли новые специалисты. Мы перед собой ставили задачу- планово привлечь не менее двухсот врачей и не менее двухсот медицинских сестер. На сегодняшний день к нам пришли: 170 врачей, 247- медицинские сестры. Мы не сомневаемся, что около 200 врачей в этом году будут трудоустроены. Несомненно, одна из задач именно привлечение узких специалистов. В этом году мы провели обширную работу с регионами и другими территориями. Она уже дала определенный результат – к нам уже приехали несколько специалистов из Астрахани, куда мы отправляли своих специалистов.

В.Чернышева:Чем Вы их привлекли в наш регион?

П.Дегтярь: Мы приехали и рассказали о нашем регионе, об условиях жизни. Они заинтересовались и приехали. Активно сейчас ведем работу и с потенциальными врачами из Украины. На сегодняшний день уже два доктора получили разрешение на сдачу экзаменов для подтверждения дипломов и для работы в РФ.  Соответственно после этого они приступят к работе в городе Дмитровграде и в  Радищевском районе. В том числе проект «Доктор рядом», привлек новых врачей из Украины, которые будут работать у нас в Майнском районе. Сегодня мы ставим для себя планку- каждый год привлекать ещё больше специалистов и расширять сотрудничество с ВУЗами партнерами и увеличивать количество ВУЗов-партнёров.  Сейчас мы делаем большую ставку на УЛГУ, в который в этом году поступило около 300 ребят на медицинский факультет. Несомненно многие из них останутся работать на благо ульяновского здравоохранения.

В.Чернышева:Но и ряд их них уходит в частные клиники, потому что там уровень зарплаты выше. Как сейчас с зарплатой и перспективой для медицинских специалистов?

П.Дегтярь:Частные клиники-это тоже система здравоохранения Ульяновской области. Сегодня мы ведём активный диалог с частным бизнесом о том, что бы частный бизнес входил в систему обязательного медицинского страхования и оказывал медицинскую помощь за счёт обязательного медицинского страхования. Один из таких крупных проектов в нашем регионе- «Доктор рядом». Это проект Питерской компании, которая также реализует проект «Полис», они работают только в системе обязательного медицинского страхования. Уже несколько фельдшерских акушерских пунктов и врачебных амбулаторий появились в сёлах Ульяновской области. Буквально в конце сентября закончится ремонт в трёх мини поликлиниках в городе Ульяновске. Эти поликлиники охватят около 40000 жителей.

В.Чернышева: Что будет в этих поликлиниках?

П.Дегтярь: Для понимания- это будут небольшие поликлиники. Например, поликлиника на ул.Аблукова- обслуживает жителей большого микрорайона и  сегодня им приходится обращаться в центральную клиническую медико-санитарную часть, и это совсем не удобно.

Должна быть обеспечена медицинская помощь в шаговой доступности. В этой поликлиники будут работать около 10 врачей  общей практики  и медицинские сестры, они будут оказывать первичную медико-санитарную помощь. Там будет организован кабинет  функциональной диагностики, можно будет пройти и электрокардиограмму, узи. То есть минимальный набор исследований, который позволит поставить диагноз. Основная задача сегодня, которую мы ставим перед этим проектом, который уже показал свою эффективность в Питере, это- снизить количество госпитализаций за счет увеличения работы врачей общей практики. Кроме того, планируется, что в данном подразделении будет открыт и дневной стационар, что бы жители могли получать и услуги, непосредственно в близости к своим домам.

В.Чернышева: То есть это будут бесплатные медицинские услуги для жителей, проживающих рядом с поликлиникой по прописке?

П.Дегтярь: Да. Абсолютно бесплатно. Принцип компании, что заходя в систему обязательного медицинского страхования, помощь оказывается бесплатно  на их территории по прописке. Денег с жителей они брать не будут.  В целом сегодня система ОМС носит заявительный характер- любая частная или государственная компания, независимо от формы, может войти в систему обязательного медицинского страхования.  На сегодняшний день закончен приём заявок и ряд медицинских центров, которые работали по ОМС в этом году отказались. Например мед учреждения из Пензы- туда мало обращаются наши жители.  И это хорошо, потому что у нас предоставлена возможно по экстракорпоральному оплодотворению и в нашему городе. Так же в этом году заявились ряд клиник Москвы, Татарстана для участия в территориальной программе Ульяновской области. Но всё же, мы акцентируем на том, что помощь должна оказываться в регионе. Мы собираем специализированную высокотехнологичную  помощь на базе наших учреждений. То есть стараемся минимизировать необходимость оказания медицинской помощи нашим жителям за пределами региона.  Есть дорогостоящие технологии, например в нейрохирургии и кардиохирургии, онкологии, которые традиционно оказываются в Московских клиниках. А так же в центрах высоких технологий, которые открыты в рамках нац.проекта  в Приволжском федеральном округе; Чебоксары-травмотология, Пенза-кардиология,  Тюмень- нейрохирургия, Астрахань- кардиохирургия и т. д. В целом- если говорить о высокотехнологичной и дорогостоящей помощи- РФ приняла решение- дополнительно выделить квоты за счет средств федерального бюджета. Сегодня наши жители получили возможность получить помощь в ускоренном порядке.

В.Чернышева: Это понятно- очень удобно обратиться к специалисту, который находится рядом. Я бы хотела вернуться к проблеме очередей и спросить у Вас- как по правилам сегодня записаться к врачу? Что должны ответить в регистратуре при обращении?  И куда жаловаться в случае возникновения проблем?

П.Дегтярь: Всё зависит от того, по какой причине обращается пациент. Если у пациента острое заболевание- то при обращении в регистратуре направят на доврачебное обследование, а после сдачи анализов на приём к врачу.  Если симптомы- сильные боли,высокая температура и другое, то регистратор направит к соответствующему специалисту. На сегодняшний день у нас во всех поликлиниках работают кабинеты неотложной медицинской помощи, где доктора ориентированы на внеочередной прием пациентов. Если говорить о плановых приёмах- то сегодня каждый житель Ульяновской области имеет возможность записаться на прием в электронном виде. К сожалению этим способом пользуются не так много пациентов-360 тысяч личных кабинетов пациентов зарегистрировано на сайте доктор73. Около 9000 жителей ежедневно пользуются этой программой. Самой популярной по прежнему остаётся самозапись при обращении в мед. Учреждение, либо запись по телефону.

В.Чернышева:То есть, когда говорят: «приходите за талоном завтра, в очередь»- это не верно?

П.Дегтярь:Да. Совершенно не правильно. Мы проводим работу с главными врачами. Привычная система ориентирована на привычку медицинского персонала, конкретного руководителя. Эти привычки необходимо менять. Мы живем в современном обществе. Сегодня пациенты должны получить возможность получить талон даже не приходя  в поликлинику.   Направление к узким специалистам это в большей степени прерогатива врачей общей практики и терапевтов. Сегодня во многом проблематика заключается в том, что обращаясь к узкому специалисту, например к кардиологу, не имея на руках кардиограммы и первичного осмотра и анализы- мы дополнительно нагружаем  работой кардиолога, который должен выполнять в данном случае экспертную функцию, тем самым удлиняя очередь. Хотя дать назначение на первичные анализы мог дать и врач общей практики и после направить к кардиологу, что бы уточнить диагноз и назначить лечение.

В.Чернышева: Вопрос который пришёл к нам в твиттер: Какие меры принимаются для того, что бы пресечь продажу диспетчерами скорой помощи данных об умерших ритуальным агентствам? Проблема эта видимо очень актуальна и  многих коснулась. 

П.Дегтярь: Да. Проблема достаточно острая. Сегодня «похоронный» бизнес носит порой и криминальную окраску.  А сейчас очень развиты средства передачи информации, поэтому правоохранительным органам сложно отследить эти способы передачи. За работой диспетчера всегда наблюдает старший врач и если что-то вызывают подозрение, он сразу на это реагирует. Кроме того, мы активно сотрудничаем с общественными организациями, подготовили комплекс мероприятий для того, что бы не допустить такую проблему. Понятно что похоронный бизнес существует, но его работа должна быть цивилизованной, в рамках доступного для человека. А получается, что к ним уже поступает информация и не только из учреждений здравоохранения. Мы делаем всё, что бы  этого не было.

В.Чернышева: Слушатели предлагают запретить пользоваться во время смены мобильными телефонами диспетчерам и установить камеры слежения.

П.Дегтярь: Такие варианты реализованы и за это лично отвечает главный врач и старший по смене учреждения.

В.Чернышева: Куда можно обратиться в случае возникновения проблем?

П.Дегтярь:Если возникают вопросы по здравоохранению:

1.Можно написать  вопросы  на сайте доктор73, мы просматриваем все обращения и проверяем информацию. Сегодня я поставил задачу, что бы обращения рассматривались лично руководителями. Соответственно мы будем проводить проверки, как это исполняется.

2.Существует телефон горячей линии министерства здравоохранения 88002007307. По данному номеру наши диспетчеры принимают любую информацию и она обязательно дойдёт до адресата. Ряд проблем решается благодаря диспетчерам и сотрудникам министерства, которые оперативно решают возникающие проблемы.

В.Чернышева:Ещё один вопрос от нашего слушателя- почему детей с ОРВИ не проверяют на наличие каких либо вирусов? Ведь понятно, что лечение разное при различных вирусах, а тут получается одно общее.

П.Дегтярь:Решение о методах обследования и диагностики принимает врач. Соответственно врач руководствуется клиническими признаками и если у него нет сомнений в том что идентифицировано заболевание- то дополнительных диагностик не назначается.  За это направление несёт личную ответственность каждый врач. Фонд медицинского страхования, страховые компании при выявлении нарушений принимают меры.  На текущий момент в каждом учреждении при выявлении симптомов различных вирусов, доктор направляет на прохождение анализов, для дальнейшего подбора противовирусного лечения.

В.Чернышева:Если родители сомневаются, они могут попросить назначить дополнительные исследования?

П.Дегтярь:В сфере здоровья всегда возникает множество вопросов. Это довольно таки сомнительная сфера для каждого человека.  Есть пример- синдром первокурсника медика. Прочитав учебник, симптомы заболеваний будущий доктор находит у себя.  Поэтому  с учётом активного развития коммуникаций- интернет, литература и т. д..каждый пытается быть доктором. Но не стоит забывать, что  Врачи учатся 6 лет в медицинском ВУЗе, после проходят год  интернатуры или два  ординатуры, а в скором времени эти сроки ещё увеличатся.  Всю жизнь  врачи учатся.  Каждое заболевание имеет свои особенности, не нужно заниматься самолечением. Я сталкивался с ситуациями, когда молодые и успешные бизнесмены  приходят в частные центры и говорят, что им необходимо обследоваться. При уточнении что конкретно необходимо, отвечают что  им хочется сделать все анализы. Проходят все анализы, отдают очень большие финансовые средства.  А после приходят с результатами к терапевтам,  и выясняется что проходить анализы было не обязательно, или нужно, но совершенно другие и т. д. В первую очередь нужно обратиться к врачу, а он уже направит к нужным специалистам и назначит при необходимости на диагностическое исследование.

В.Чернышева: По себе могу сказать, что необходимо найти врача, которому будешь доверять. И ты будешь принимать лечение от врача, которому доверяешь. Развивается ли у нас практика семейный врачей?

П.Дегтярь: Да. Институт семейных врачей в РФ существует. Полное развитие он не получил. И на мой взгляд о развитии  семейной  медицины преждевременно,  так как на сегодня  отдельные специализации требуют обширных знаний. К тому же будущие врачи педиатры и «взрослые» узкие специалисты  даже обучаются раздельно и по разным программам. Потенциально, на сегодняшний день  врач-педиатр может стать «взрослым» врачом, а вот  наоборот уже не получится, ему придется заново получать образование. Мы не планируем развивать институт семейных врачей.  А планируем развивать отдельно институт педиатрии и институт медицины общей практики. Но то, что пациент должен доверять доктору, я с Вами абсолютно согласен. В лечении 50 процентов успеха- это хорошие и доверительные отношения между врачом и пациентом. Если пациент полностью доверяет врачу и выполняет все рекомендации, то соответственно от этого будет эффект. Общаясь с докторами всегда настраиваю их, что нужно уметь общаться с пациентами, нужно вникать в суть  проблем. Ведь любой человек индивидуален,  с одной стороны очередь  для врача это поток пациентов, но ведь и каждый случай уникален. Это сложный вопрос с точки зрения морали и этики. Я думаю, что в целом мы будем все для того, что бы эта коммуникация между  врачом и пациентом с каждым годом  только улучшалась.

В.Чернышева:Нужно снять нагрузку с врачей, которые работают по полторы-две смены.  Особенно участковые, им очень тяжело.

П.Дегтярь: Конечно тяжело. Но тут нужно понимать, что решить проблему врачей единовременно очень сложно. Потому, что  на сегодняшний день количество необходимых нам врачей- более 1000- не менее 600. А в год к нам   приходит только около 200. В этом году мы решим 1/3 этой проблемы, но не следует забывать, что часть врачей уйдёт на пенсию, и соответственно прирост будет только   более 100 специалистов. Несомненно сегодня мы должны делать ставку и на средних медицинских работников, на фельдшерское звено и часть функций, которая не требует участия врача-  в части диагностики и механической работы. Работа врача- вникнуть в проблему заболевания пациента, ведь из диалога уже становится понятно, как в дальнейшем лечить пациента.

В.Чернышева: Как сегодня с зарплатой у врачей?

П.Дегтярь:Сегодня  задача, которая стоит перед нами- повышение к 2018 году заработной платы 200% средней по региону. Дорожная карта выполнена на сегодня на 148%.  Средняя зарплата по региону у врачей 30 тысяч рублей. Но. Хочу отметить, что это как выражение- средняя температура по больнице. Зарплата врачей разная, есть доктора, которые получают очень достойную зарплату, а есть которые получают совсем небольшие деньги. И тут мы в каждом отдельном случае проводим проверку и делаем всё, что бы доктор получал достойную зарплату. У нас есть на сегодняшний день ряд обращений от врачей  города Ульяновска. Например, сейчас мы проводим очень детальную проверку в противотуберкулезном диспансере, от куда было обращение от группы медицинских сестер.  Разбираемся в системе оплаты труда.

В.Чернышева: Действительно мало платят?

П.Дегтярь: В конкретно данном учреждении возникли сомнения в правильности распределения заработной платы со стороны  администрации учреждения. Поэтому  мы  включились в этот процесс,  создана рабочая группа в состав которой входят и представители палаты справедливости, сотрудники прокуратуры. По результатам проверки будет понятно- имеет место быть нарушение закона или нет, ответственные лица будут привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, в зависимости от характера нарушения. Всё покажет проверка.

В.Чернышева: У врачей средняя зарплата 30 000. А у медсестёр?

П.Дегтярь: Средняя зарплата у медицинской сестры сегодня около 16 000. Но и она очень разнится. Сегодня нужно четко понимать- заработная плата строиться из базового оклада. Базовый оклад сегодня-  около 5000. Базовый оклад врача-5500, в среднем у мед работников 4800 в зависимости от уровня квалификации. И уже в зависимости от базовой ставки идут начисления за выполнение целевых показателей, стимулирующие выплаты и т. д. Зарплата- в разы  отличается от базового оклада. На этой неделе глава нашего федерального ведомства Вероника Игоревна Скворцова выступила с предложением- базовый оклад должен составлять не менее 60%  зарплаты медицинских работников. Мы прорабатываем этот вопрос и в целом это один из этапов реализации поручений президента РФ- в части перевода мед работников на эффективный контракт. Это несомненно упростит систему взаимоотношений внутри учреждений и сделает заработную плату  более прозрачной для понимания. Получая заработную плату мы обращаем внимание и на качество. Для меня как для руководителя отрасли качество это исполнение указов президента в части- снижения смертности в регионе, снижения заболеваемости. Если сегодня учреждение работает с самоотдачей, но мы видим, что на данном участке идет рост заболеваемости и рост смертности- мы отправляем туда экспертную группу, что бы изучить эти проблемы.  Сейчас мы уже отправили такие группы в ряд районов области, в которых отмечается повышение показателей и будем делать выводы. Нужно понимать, что за это ответственен руководитель здравоохранения, в том числе рублем из своей зарплаты.  Если снижается уровень эффективности, то будет снижаться и уровень стимулирующих выплат. Это один из механизмов, который показывает свою эффективность на сегодняшний день.

В.Чернышева:Последний вопрос-эхо истории из аэропорта Шереметьево. Я знаю, что Вы уже провели учения в нашем аэропорту, посмотрели не может ли такая трагедия повториться у нас. Расскажите  Ваши впечатления, какие болевые точки Вы видите? Не только в организации работы в аэропорту, но и на железнодорожном вокзале. Какие сегодня проблемы в оказании скорой медицинской помощи?

П.Дегтярь:Если  говорить в целом о истории из Шереметьево- таких ситуаций в нашем регионе быть не должно.  Шереметьево это международный аэропорт, через который проходят тысячи пассажиров, у нас траспортный поток авиаперевозок меньше. Тем не менее, мы провели учения и я могу сказать, что скорость доезда скорой помощи не более 10 минут до аэропорта. Как правило если человеку стало плохо на борту самолёта, то пилот заранее до приземления сообщает об этом диспетчеру. И при прибытии в аэропорт медицинская помощь    будет ожидать пассажира и доставит в мед учреждение. Но. Существует проблематика оказания мед помощи  на железнодорожных вокзалах, на автовокзалах и т. д.  На сегодняшний день по просьбе главы региона мы поручили каждому руководителю таких учреждений провести учения, в том числе и в районах, отработать маршрутизацию потока пациентов, что бы мы четко понимали алгоритм работы. В ближайшее время учения пройдут и в аэропорту Восточном, на автостанциях,  и на железнодорожных станциях Ульяновской области. Перед нами конечно стоит задача- снижение времени доезда мед. службы до конкретных случаев. Бывают случаи, когда говорят, что скорая ехала несколько часов- тут мы  разбираемся подробно в конкретных обстоятельствах.  Существуют понятия Скорая медицинская помощь и не отложная. Соответственно диспетчер приняв вызов, анализирует и принимает решение какую помощь отправлять на вызов.

В.Чернышева: Диспетчер сообщает человеку в какое время ожидать приезд помощи?

П.Дегтярь: Да. Кончно.  Контакт ведь идет непосредственно у человека с диспетчером, и все возникающие вопросы можно уточнить и узнать. Сегодня все разговоры на станции скорой медицинской помощи записываются, объективную картину мы можем получить по каждому конкретному случаю. На сегодняшний день при большом количестве проблем  в  первичном звене,о чем мы говорили, мы приняли решение, что мы начинаем поэтапно оснащать аудизаписью все мед. учреждения ( видеозапись имеется почти во всех регистратурах мед учреждений), для того, что бы  детально разбирать конфликтные ситуации. Где- то не прав регистратор, а где- то идет грубость от самих жителей и пациентов. Для того, что бы получить объективную информацию очень нужно аудио и видео фиксирование.

В.Чернышева: Необходимо и обращаться в случае возникновения проблем с жалобами. Ведь кто-то забудет или постесняется, а проблему можно решить, только обозначив её. Ещё раз напомните пожалуйста  телефон, по которому можно обратиться.

П.Дегтярь: 88002007307- горячая линия. А ещё я призываю больше обращать внимание на своё здоровье , не болеть — заниматься профилактикой и физкультурой, получать от жизни максимум позитивного настроения.

В.Чернышева: Полностью с Вами согласна. Спасибо, за очень интересный разговор.  В гостях у студии сегодня был министр  здравоохранения и социального развития Ульяновской области Павел Сергеевич Дегтярь. Спасибо за внимание, оставайтесь с радио «2х2».