Переход от маршрутных «Газелей» к более вместительным микроавтобусам Ford Transit, Peugeot Boxer делает пассажирские перевозки более комфортными, зато наносит больший вред экологии. Решением проблемы могла бы стать закупка автобусов средней и большой вместимости, но делать это не желают ни власти, ни бизнес.

Очевидно, что при реализации мероприятий по обновлению подвижного состава общественного транспорта об экологии думали в последнюю очередь. Идеей «фикс» все последние годы была замена «Газелей» на автобусы большей вместимости. Желтых микроавтобусов и впрямь стало меньше. По данным городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, по сравнению с 2010 годом на линию их выходит вдвое меньше. За это время за счет бюджетных средств было закуплено несколько «ЛиАЗов», «Богданов» и китайских «Baw Street», которые работают в час пик. Коммерческие перевозчики, в свою очередь, стали закупать микроавтобусы-иномарки типа Ford Transit и Peugeot Boxer (по данным профильного комитета, их число с 2010 года увеличилось на 60 процентов).

К «Газелям» и у пассажиров, и у властей, и у водителей имеется немало претензий. Однако при всех их минусах есть у них одно неоспоримое преимущество. Абсолютное большинство перевозчиков перед постановкой таких машин на маршрут устанавливали в них газобаллонное оборудование.

Понятно, что предприниматели таким способом старались снизить затраты на топливо, но попутно повышалась экологичность автомобилей – несмотря на огромное количество маршрутных «Газелей» в городе, вред экологии они наносили минимальный.

Ford Transit, Peugeot Boxer, как и отечественные автобусы «ЛиАЗ», заправляются дизельным топливом. При этом, как признаются владельцы иномарок, перевести машины на газомоторное топливо, как это легко делалось на «Газелях» с их бензиновыми двигателями, не представляется возможным.

– Ситуация опасна еще и тем, что некоторые владельцы «Транзитов» и «Боксеров», стараясь сэкономить, все-таки пускают в свои дизели газ, – рассказал владелец Ford Transit Максим. – Сертифицированных дизель-газов нет, поэтому делают все гаражные умельцы, не неся за свою работу никакой ответственности. Вот и представьте, едет такая маршрутка с шестью газовыми баллонами под сиденьями, а в ней 20 пассажиров… В 2009 году Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) была проведена оценка существующих пассажиропотоков в действующей транспортной сети и маршрутной системе городского общественного транспорта Ульяновска. В результате были разработаны предложения по рационализации загрузки маршрутов и выбору типа подвижного состава общественного транспорта на них.

Как говорится в отчетах МАДИ, приоритетное значение автобусный транспорт должен иметь при перевозках пассажиров с правобережья в левобережье и обратно. Как основной вид транспорта автобусы должны эксплуатироваться с 6.00 до 24.00. Согласно расчетам МАДИ, общее расчетное количество единиц подвижного состава (автобусов) по вместимости при минимальном интервале (4-5 минут) должно составлять 254 единицы, из них 135 автобусов средней вместимости (45-90 человек) и 119 автобусов большой вместимости (90-120 человек). Сегодня на линию выходит в лучшем случае 30 таких автобусов.

При всем при этом наличие проблемы власти признают. В частности, в государственной программе «Развитие транспортной системы Ульяновской области на 2014-2019 годы» говорится, что при существующем положении дел даже те немногочисленные автобусы большой вместимости, которые сегодня обслуживают пассажиров, «будут заменяться автобусами или иными подобными транспортными средствами малой вместимости, в результате чего произойдет резкое обострение экологической обстановки, рост потерь в результате ДТП, перезагрузка транспортных потоков».

Дмитрий Минаев