Елена Сорокина
Корреспондент «Русской планеты» побывала в фондохранилище музея–заповедника «Родина В. И. Ленина».
В самом центре Ульяновска существует огромная территория площадью 170 гектаров, которая не обнесена высоким забором, не имеет особого входа, но при этом является федеральным историко-мемориальным музеем-заповедником. Здания и усадьбы музейного учреждения уникальны уже тем, что непосредственно соседствуют с жилыми домами, трамвайными линиями, рабочими офисами.
За 30 лет своего существования заповедник открыл 16 совершенно разных музеев. Они отражают историю Симбирской классической гимназии, народного и национального образования в России. Экспозиции повествуют о градостроительстве Симбирска-Ульяновска, уделяя особое внимание стилю модерн в архитектуре города. Работают музеи пожарной охраны, почтового дела, симбирских типографий, метеорологической станции с планетарием. А еще — музеи городского быта, купечества, фотографии, мелочной лавки, столярной мастерской, археологии. Функционируют детский центр, выставочный зал. Каждый музейный объект — это не только экспозиция, но и особо обустроенная усадебная территория.
Обеспечивает экспонатами все эти учреждения специальный отдел фондов. Хранилища музейных коллекций размещаются в трех корпусах.
– Наш отдел — ровесник музея-заповедника. Комплектоваться фонды начали с абсолютного нуля, у нас не было ни единой стартовой коллекции, на основе которых обычно организовываются музеи. За 30 лет фондовое собрание приблизилось к 42 тысячам единицам хранения. Это — результат! — встречает в фондах главный хранитель Наталья Федотова.
![IMG_9869](http://ulpressa.ru/wp-content/uploads/old/IMG_9869.jpg?x47786)
Ее кабинет не похож на офис руководителя, это одна из секций фондохранилища. В светло-серых металлических стеллажах на мобильной основе хранится документальный фонд и фотографии. Это лишь две коллекции из десяти, на которые разделен основной фонд музея-заповедника. В других помещениях — музейные предметы из металла, дерева, стекла и керамики, предметы на тканевой основе, редкие книги, изобразительные материалы, нумизматическая и археологическая коллекции. Хранилища небольшие, но хранение организовано максимально рационально: передвижные и стационарные стеллажи, сетки для предметов на стене, шкафы с выдвижными лотками. На окнах — жалюзи, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, сетки от насекомых. Есть кондиционеры, увлажнители воздуха, электронные приборы, с помощью которых осуществляется контроль над режимами хранения.
– Каждый вид основы, — объясняет собеседница, — требует своих особенных условий хранения. Например, предметы коллекции «Ткани» нуждаются в регулярном проветривании. Чувствуете запах? Это репелленты. Предметы костюма хранятся на вешалках-плечиках, обшитых мягкой хлопчатобумажной тканью. Хранитель делает это вручную! Конечно, сейчас выпускаются специальные вешалки с мягкими подкладками, но они не годятся для фондохранилищ. В них — поролон, который плохо ведет себя при длительном хранении. Наша задача — обеспечить сохранность музейных коллекций.
Реализовывают эту задачу в музее-заповеднике «Родина В. И. Ленина» семь хранителей, включая главного. Объем работы для такого небольшого штата огромный, делится Наталья Владимировна и подчеркивает, что здесь задания есть не то, что на каждый день, — на каждый час: комплектование коллекций, учет, хранение, реставрация, изучение экспонатов, способствование их использованию в музеях, контроль над правильным экспонированием. Хранитель соблюдает интересы музейных предметов, исходит из того, что кроме него, их защитить некому. В фондах предметы живут, в экспозициях — работают. Вот и приходится быть и строгими, и грозными, и нудными (не уставать повторять прописные истины), чтобы подопечные не возвращались из экспозиций, как с фронта.
Чего стоит только принять предметы в фонды! Взять на учет — значит, провести большую наукоемкую работу, не только по составлению актов, договоров, в которых предмет необходимо правильно назвать и датировать, но и изучить его в деталях, со знанием дела обосновать его музейное значение.
В качестве иллюстрации этого процесса главный хранитель демонстрирует несколько предметов, только что поступивших в фонды и даже еще не поставленных на учет. В общей сложности нужно оформить документы на 152 новые единицы хранения. Среди них — родовой архив симбирских купцов Бабушкиных, известных с начала XIX века. На столе появляются личные документы сразу нескольких поколений этой семьи: переписка со времен и Первой, и Второй мировых войн, купчие, дарственные, фотографии. На каждый документ уже составлен заголовок, который включен в коллекционную опись.
– До недавнего времени архив хранился в семье. Однажды посетив музей Симбирского купечества, Светлана Давыдовна Бабушкина, решила передать семейные раритеты в музей-заповедник. Так у нас появилась их мебель, предметы быта и, наконец, документальный фонд. На мой взгляд, она поступила очень мудро, передав семейные реликвии в государственный музей. Я знаю немало примеров, когда люди, понимая историческую ценность хранимых в семье реликвий, полагают, что они понадобятся их внукам и правнукам. Но те, получая наследство, выбрасывают непонятный им «хлам», — рассказывает главный хранитель Наталья Федотова.
![IMG_9889](http://ulpressa.ru/wp-content/uploads/old/IMG_9889.jpg?x47786)
Еще один предмет, который вскоре станет музейным — экземпляр журнала «Юная жизнь» от апреля 1918 года.
– Мы всегда знали, что такой журнал издавался при Симбирской мужской классической гимназии в 1914–1917 годах. Тираж был маленький, отыскать подлинник практически не надеялись, поэтому в экспозиции музея гимназии экспонировалась архивная копия. И вот он — не просто подлинник, но и сенсация краеведческого масштаба: оказывается, журнал не был закрыт в 1917 году!
Ждет в скором времени грандиозное пополнение в собрании карт звездного неба для планетария, сообщает радостную новость собеседница и достает два целостных атласа. Один относится ко второй половине XVIII века и издан немецким астрономом Доппельмайером, второй — творение его соотечественника Бодэ. Бумага ручного литья, гравюры на меди, акварельная раскраска, «родные» переплеты!
– Внутримузейное движение у нас очень активное: на данный момент в экспозициях находятся около 4,5 тысяч музейных предметов. Мы ежегодно экспонируем более 10% от общего числа фондового собрания. Это серьезный показатель! У многих музеев он не превышает 2–3%. Поэтому, когда журналисты меня просят показать в фондах какой-нибудь эксклюзив, я отвечаю, что эксклюзив у нас может быть либо в экспозициях, либо среди новых поступлений, еще не прошедших учет. Наши музейные предметы и коллекции расходятся по экспозициям, как горячие пирожки! — заявляет Федотова.
На звание еще одного «горячего пирожка» явно претендует и комплекс для игрового стола: фарфоровые подсвечники начала второй половины XIX века (производство завода М. С. Кузнецова в Дулеве), щеточка для стирания записей мелом на ломберном столе, пресс для колоды карт. Эти вещи поступили не одновременно, но их объединяет тематическое родство и зрелищный тематический декор.
![IMG_9838](http://ulpressa.ru/wp-content/uploads/old/IMG_9838.jpg?x47786)
По словам Натальи Федоровой, проще сказать, что фонды музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» комплектуют все, чем перечислять конкретную тематику. Все, что отражает историю города в контексте истории страны и мира. Ежегодно в фондохранилище спускают план поступлений, но его обычно перевыполняют здесь. Закупка, дарение, передача — работникам ульяновского музея известны все способы комплектаций.
– 30 лет по музейным меркам возраст небольшой. Но, на мой взгляд, основным критерием зрелости музея является уровень научной организации его коллекций. Пять лет назад мы блестяще выдержали комплексную проверку своей работы со стороны нашего учредителя — Министерства культуры РФ. Мы гордимся тем, что вошли в число тех четырех музеев страны, к которым у министерства не оказалось претензий по научно-фондовой работе. Особенно почетно, что опыт нашей работы во многом был признан новаторским и высокопрофессиональным, — говорит Наталья Федотова.
В декабре 2014 года в составе заповедника появится еще один музей «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака». В нем будет воссоздан интерьер эпохи модерна, а также организованы две экспозиции, посвященные истории симбирского театра и кинематографа.
– Пока фонды живы, пока они комплектуются, жив и музей. Если в фондах произойдет стагнация, считай, и музей закончил свою деятельность. Про фондохранилище нашего заповедника могу сказать с уверенностью: после нас работы будет еще лет на 140 вперед!