По культурной столице гуляют своры бродячих собак.
24 сентября текущего года около 16.30 к дому по улице Ульяны Громовой,6 в областном центре подъехал «Москвич» – «сапожок». Из автомобиля вышли люди, которые тут же, на глазах свидетелей, в том числе детей, стали методично расстреливать дротиками четырех собак. Одна из них, по кличке Дашка, бросилась было к своей будке, на территорию расположенной рядом с домом стройки, но, не добежав всего несколько метров, рухнула возле нее без признаков жизни.
Необъявленная война
На глазах у детей собаки умирали мучительной смертью, бились в конвульсиях, скулили и визжали, но примерно через полчаса все было кончено… Об этом рассказала побывавшая в редакции газеты жительница города Наталья Салмина, ставшая свидетельницей дикой сцены расправы над животными. Женщина выгуливала свою собаку, когда к дому подкатил «сапожок». Видя, как животные бьются в агонии, она бросилась к «стрелкам»: «Что вы делаете? Остановитесь!» Но услышала в ответ отборную матерщину и угрозы убийством. Подобрав трех убитых собак (четвертую, Дашку, не взяли, она была еще жива), неизвестные скрылись.
Наталья Юрьевна пережила шок: неизвестные, угрозы убийством, расстрел собак, которых знал весь дом и которые, как она заявляет, были с ошейниками, причем каждая из них стерилизована. В сильном расстройстве от увиденного и услышанного она даже номер автомобиля сумела запомнить только частично: А 071…
Судя по всему, дротики были начинены препаратом «Адилин-супер». Во всех цивилизованных странах он запрещен к применению, так как вызывает медленную мучительную смерть, сопровождаемую агонией. При этом парализованное животное остается в полном сознании. Мучения настолько сильны, что собака даже прокусывает себе язык и умирает от болевого шока. В Западной Европе, насколько известно, применение этого препарата без анестезии может обернуться для нарушителя тюремным сроком. В России любителям «пострелять» не грозит ничего, как в равной степени и тем, кто мучает, терзает и калечит животных. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена статья за истязание, но вот слышать о том, чтобы по ней кого-то усадили на скамью подсудимых, пока не приходилось.
В подтверждение сказанного сошлемся еще на один, пусть и давний пример. В середине марта 2010 года в поселке Октябрьский Чердаклинского района местная администрация устроила охоту на бродячих животных. В качестве «стрелков» набрали не уполномоченных на это специалистов, а местных жителей. Даже не обеспокоившись тем, что кто-то из них может оказаться, мягко говоря, неадекватным в поведении, делах и поступках, им выдали пневматические винтовки, начиненные зарядом упомянутого нами препарата «Адилин-супер». После «охоты» трупы животных собирали по всему поселку. Тогда происшествие вызвало большой общественный резонанс. Областная прокуратура даже сообщила о возбуждении административного и уголовного дел.
На этом все и кончилось…
Кто-то злорадно усмехнется, мол, так и надо. Отчасти можно согласиться с ними, пусть и не во всем. Безнадзорные животные, особенно сбившиеся в стаи, создают большие проблемы для человека. Они представляют особую опасность для женщин, стариков и детей в плане укусов, передачи инфекций и паразитов в виде лишая, вшей и блох.
Высокая численность бездомных собак на улицах способствует, как известно, истреблению городской фауны и массовым нападениям на кошек.
Как видим, понять злорадствующих можно. А вот оправдать нельзя. Бездомные собаки сами страдают от холода и голода, жажды, инфекционных заболеваний, физических и психических травм, жестокого обращения со стороны людей, их на каждом шагу подстерегает опасность. Недаром, по утверждениям специалистов, девять из 10 домашних животных, попавших на улицу, погибнут в течение года или попадут в стаю бездомных (еще неизвестно, что хуже. – Авт.).
Мы недаром упомянули домашних животных. Основным источником пополнения армии бездомных собак является бесконтрольное размножение животных, имеющих хозяев. Об этом стоит помнить, особенно когда поддаешься на уговоры и приносишь домой «живую игрушку» – смешного, неуклюжего, но такого милого щенка. Когда же он начинает подрастать, то выясняется, что с ним много забот. Его, оказывается, надо своевременно кормить и поить, лечить, выгуливать. По мере подрастания щенок имеет обыкновение «прудить» во всех углах, рвать обои, царапать мебель, бить вдребезги любимые вазы, разгрызать любимую обувь… Да и в маленькой квартире уже не хватает для всех места. Игры кончились, терпение на исходе, и вот тут собаку выбрасывают на улицу или увозят подальше от дома и там оставляют. Вы видели когда-нибудь на обочине дороги в чистом поле или в лесу, в трескучий мороз, за десятки верст от ближайшего человеческого жилья выброшенного кем-то щенка или котенка? Зрелище, скажу вам, не для слабонервных. И мы после этого ждем от братьев наших меньших, нами преданных и забытых, благодарности?
Выход есть всегда
Как поясняет старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, существуют различные формы борьбы с безнадзорностью животных. Одной из них является так называемый безвозвратный отлов животных. После обязательной в таких случаях передержки собак возвращают владельцам, если, конечно, они заявили о себе, передают новым хозяевам или в приют для дальнейшего содержания. Невостребованные животные усыпляются. Усыпление (эвтаназия) рассматривается как необходимая мера. Дело в том, что муниципальные приюты должны обеспечивать достаточную пропускную способность и быть всегда готовыми к поступлению новых животных. Многолетние наблюдения показали низкую эффективность этого метода. Но иного не предлагается. Бывают, правда, приюты так называемого ограниченного приема. Но они играют больше вспомогательную роль.
Неудивительно, что количество отлавливаемых животных не только не уменьшается, напротив, отличается стабильностью и даже растет. Людям словно невдомек, что отстрел бродячих собак приводит… к увеличению их численности. Природу не обманешь: когда основную часть стаи убивают, то оставшиеся в живых самки дают всплеск рождаемости. Если учесть, насколько плодовиты собаки, станет до конца понятна проблема, которую они с собой несут. По этой же причине видится мало эффективным даже такой метод, как «отлов – стерилизация – возврат на прежнее место обитания» (ОСВ), который, похоже, пытаются внедрить в Ульяновске и области.
Давайте рассуждать трезво. Обозначенные нами программы и методы будут мертворожденным дитятей, потому что, как мы уже говорили, в регионе, за исключением поселка Октябрьский Чердаклинского района, нет ни собачьих приютов, ни пунктов передержки. Получается, что отлов бродяжек производится с одной целью – убить их.
Понятно, что спасение бродячих животных – занятие дорогое. Каждому псу требуется прививка, первичный осмотр, при необходимости – лечение, а это антибиотики, уколы лекарства, регулярная еда… Но главное – это крыша над головой, в нашем случае, хотя бы пункты передержки. За их отсутствием «Улгеодезия» не сможет полностью исполнить контракт и деньги придется вернуть в бюджет, как это уже неоднократно бывало раньше. Спасибо волонтерам, которые устраивают у себя на дому пункты передержки и несут все расходы по содержанию наших лохматых братьев. Но это капля в море.
Такой тупик, что некуда ступить?
Вовсе нет. Проблема по безнадзорным животным в регионе крайне запущена. Но выход из нее есть. Действенным методом регулирования численности животных и снижения эвтаназии является стерилизация. Активностью населения в этой части мы похвастаться не можем. Кому-то жалко своих питомцев, кто-то не хочет платить налог за стерилизованных животных. Опять же сказывается расплывчатость позиций органов власти. Судите сами. Если стерилизация так хороша и необходима, то почему не поддержать интерес к ней владельцев собак. Способы известны: снижение налогов с владельцев стерилизованных собак, просветительские кампании зоозащитников, бесплатная стерилизация животных малоимущих владельцев. Опыт показывает, что при достижении доли стерилизованных домашних питомцев в размере 70-80 процентов от общего количества число отловленных животных начинает значительно сокращаться. Соответственно идет на убыль эвтаназия. Процесс способен продолжаться до тех пор, пока предложение не начнет соответствовать спросу. Казалось бы, все предельно ясно, можно приступать к работе. Не тут-то было. О гуманных и законных мерах решения вопросов никто даже речи не заводит, будто воды в рот набрали. Проблему решают просто: собак, вопреки всем законам, отстреливают. Судя по всему, бродячим животным в регионе объявлен геноцид. Приходится с горечью признавать, что на федеральном уровне нет единой государственной политики по защите животных, нет ее и в регионе.
Вместо послесловия: в статье «Бродячие собаки: кто в ответе за тех, кого приручили?» («Дыхание земли» № 37 от 24.09.2014 года), мы откликнулись на предложение руководства «Улгеодезии» и указали телефон 8 (9372) 76-28-14, по которому можно оставлять заявки на отлов безнадзорных животных. Наталья Салмина звонила по нему дважды. Сначала ей нагрубили, а потом и вовсе бросили трубку… Без комментариев.
Виктор Тихонов