Бездушная техника определяет нарушителя по госномеру.

Неожиданную и довольно серьезную проблему породил приказ МВД, упрощающий порядок регистрации транспортных средств. Бывшие владельцы автомобилей нередко вынуждены оплачивать штрафы за нарушения ПДД, которых не совершали.

Согласно вступившему в силу в апреле 2011 года приказу МВД о новом порядке регистрации автомобилей, при продаже машины человеку, который проживает в том же регионе, что и покупатель, достаточно внести изменения в паспорт транспортного средства (ПТС), указав данные нового собственника. При этом даже номера скручивать не надо. Они сохраняются за машиной и, соответственно, за ее новым владельцем. Обязательная ранее процедура снятия с учета авто теперь предполагается только в двух случаях: если машина отправляется в утиль либо покидает пределы России.

Новый порядок значительно упростил перерегистрацию автомобилей, для чего, собственно, и был принят новый регламент. Однако законодатели совершенно не учли тех случаев, когда новый владелец, имея на руках лишь договор купли-продажи, не спешит подавать данные о себе в ГИБДД. В Госавтоинспекции не знают, что автомобиль приобрел нового владельца, и продолжают выписывать штрафы за нарушения ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, старому хозяину.

Таких случаев – масса по всей России. Причем гаишники в разных регионах решают эту правовую коллизию по-разному. На днях «Российская газета» рассказала об опыте автовладельца из Тверской области.

Его Ford Mondeo был продан некоему третьему лицу.

Это самое лицо не поставило его на учет в положенные по законам сроки. Проблемы начались у продавца. Ему стало приходить огромное количество штрафов. Новый владелец не отличался законопослушностью, а может, попросту пользовался своей безнаказанностью. На каждый штраф бывший автовладелец направлял письмо в ГИБДД с копией договора куплипродажи, в котором оповещал автоинспекцию, что машина уже сменила хозяина. Вопрос решался положительно. Чего не скажешь о случае в Калуге, где сотрудники центра фотовидеофиксации при аналогичной ситуации оставляли решения о штрафе в силе. Свое решение в ГИБДД мотивировали тем, что «наличие договора купли-продажи транспортного средства не дает достаточных оснований утверждать, что в момент фиксации нарушения автомобилем управлял не его собственник». Действительно, действующее в отношении систем автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД законодательство позволяет гаишникам подходить к определению нарушителя формально: не важно, кто был за рулем в момент нарушения, ты владелец авто – тебе и платить. Однако в наших случаях речь идет уже о бывших владельцах. А отвечать совсем уж за чужие грехи – это слишком.

Впрочем, в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения не разделяют тревог водителей, заявляя, что старому собственнику не нужно беспокоиться и не нужно оплачивать чужие штрафы.

Чтобы оспорить штраф, нужно направить в ГИБДД информацию о том, что за рулем в момент нарушения ПДД находились не вы, и предоставить данные о возможном водителе. Даже если Госавтоинспекция направит дело в суд, передаст судебным приставам, то последние только убедятся в правоте старого владельца машины.

Между тем нестыковками в законе пытаются воспользоваться и незаконопослушные водители. Как рассказали в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, долгое время у них на исполнении находилось 23 исполнительных производства о взыскании штрафов ГИБДД на сумму свыше 20 тысяч рублей в отношении жителя Барышского района. Лихач систематически превышал скорость, в том числе более чем на 60 километров в час, однако не отвечал по долгам. Чтобы уйти от ответственности, он заявил, что владельцем машины, запечатленной камерой фотофиксации, не является, так как несколько лет назад продал ее без перерегистрации на нового собственника. Однако приставы выяснили, что это не так, установили место работы должника и под угрозой удержания задолженности из зарплаты все-таки вынудили автовладельца оплатить штрафы.

Дмитрий Минаев