Однажды я услыхал: «стоит ли удивляться, что врачебное сообщество в области в основной своей массе относится к происходящему или безразлично или враждебно? Люди уже уверены в том, что власть их всё равно не спросит, а сделает по-своему».
Точную дату запомнил: 17.06.08.
И название первоисточника: «Доклад Губернатора о состоянии здоровья населения Ульяновской области».
С тех пор и началась эта странная реакция ушей и глаз – фиксировать всякую информацию, касающуюся перемен, которые принято называть модернизацией. Наверное, это – болезнь, если ощущения болезненные. И, заметил я, обострение начинается, как только рядом со словом «модернизация» или взамен ему появится термин «оптимизация».
Вот и сейчас, прочитав восклицательную статью «Поликлиники и больницы не закроют!» ощущаю приступ этой проклятой болезни недоверия. Причина одна: все эти годы лечили меня от недоверия исключительно повторением обещаний. Меняются министры, суммы статьи расходов, но не меняется лекарство – обещания осчастливить меня оптимизацией и строго наказать всех, кто чинит препятствия.
Помнится, например, статья в той же МГ «Губернатор Морозов: «Я вижу, кое-кто заигрался… в оптимизацию» 03.04 09 г. Или вот заметки, обошедшие многие СМИ, о встрече губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и тогдашнего мэра Ульяновска Александра Пинкова с педагогами и родительскими комитетами школ № 7 и 8, которые объявили голодовку в июне 2010 года. Сохранилась стенограмма выступления губернатора. Вот главное: «Я сегодня провел большое, почти 3-х часовое совещание по проблеме оптимизации, где дал поручение региональному Правительству разработать и утвердить нормативным документом – критерии эффективности работы образовательных учреждений. Именно этими критериями должны руководствоваться муниципальные образования при принятии решения об оптимизации школ».
Предполагаю, что такие критерии должны быть и в системе здравоохранения. Мало того, в здравоохранении и модернизация планировалась завершиться еще в 2012 году, если верить одноименной программе, которая предусматривала именно этот срок. Но вот, поди ж ты – что ни месяц, то пресса брызжет слезами оптимизируемых.
И вновь, и вновь утирают им слезы знакомой фабулой : «Ужо, вам, обидчики!».
Их, этих обидчиков, так много, что крайнего не найдешь. И тактика у них очень хитрая: как только возникает социальный напряг, на арену вызывается губернатор. И так – из года в год.
Хочу поделиться догадками, почему так происходит. В июне 2008 года, сравнительно молодой еще по стажу губернатор выступил перед народом с докладом «О состоянии здоровья населения Ульяновской области». Хороший был доклад, говорили – честный. В нем прозвучало и обещание: «Мной принято решение о предоставлении ульяновской общественности ежегодного доклада губернатора о состоянии здоровья населения Ульяновской области. Важно чётко определить, что конкретно в этом направлении сделано за год минувший и что будет сделано органами государственной власти и управления в предстоящем году». Вскоре был создан «Губернаторского совет», заседания которого должны проходить с участием глав муниципальных образований, глав поселений муниципальных образований и активов муниципальных образований. . Совет принял решение:
«1.1. При проведении оптимизации сети учреждений социальной сферы руководствоваться принципами, обозначенными в докладе:
повышения эффективности бюджетных расходов на социальную сферу;
эффективного использования денежных средств, высвобождаемых в ходе проведения оптимизации площадей зданий учреждений бюджетной сети, на развитие отраслей социальной сферы, в том числе на обновление материальной базы, на повышение квалификации работников, на рост заработной платы;
повышения качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы;
создания условий для привлечения талантливых молодых людей на работу в учреждения бюджетной сферы;
соблюдения законности и информационной открытости в работе с населением по вопросам целесообразности проведения оптимизации сети учреждений бюджетной сферы.»
Иными словами, теперь «Губернаторский совет», а не Минздрав, Минобраз, Минкультуры является главным ответчиком за все, что касается оптимизации в сети учреждений социальной сферы.
К сожалению, в прессе я не обнаружил обещанных ежегодных докладов о состоянии здоровья населения Ульяновской области кроме того, единственного, прочитанного в 2008 году. Не нашел и следов деятельности «Губернаторского совета» по оптимизации сети учреждений социальной сферы ( кроме выше упомянутого).
Процесс оптимизации напоминает мне рекламу на Ulpressa, в которой повар Тимур настойчиво зовет Машу расхлебывать все, что он приготовил. К сожалению, на кухне здравоохранения области только меню пестрит изобилием восклицательных знаков. А по факту число умерших за январь-декабрь 2013 года составило 18321 человек и увеличилось на 1,4% или 252 человека. Коэффициент общей смертности составил 14,4 на 1000 населения и увеличился на 1,4%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (14,2 на 1000 населения). Результат оптимизации? Не знаю, но количество медучреждений сократилось у нас с 96 в 2008 году до 82 в 2013.