«Уважаемая редакция «МГ»! К вам обращаются жители села Новая Бекшанка (бывшее – Архангельское) История нашего села очень скудная, но хотелось бы узнать как можно больше фактов о нем. К тому же по соседству расположены еще три Бекшанки: Русская, Старая и Малая. Что известно о них?»
В.А. Вертьянова, Новая Бекшанка, Барышский район.

Вера Александровна, на ваш вопрос отвечает краевед Ермил Задорин.

Найденные клады
Деревня Бекшанка была основана в последние десятилетия XVII столетия, возможно, что в пору царствования императора-реформатора Петра Великого. Его жители, мордва по национальности, были переселенцами-«переведенцами» из каких-то мест исконного проживания мордовского народа.

С этими людьми, с началом деревни можно связать монетный клад, найденный неподалёку от Новой Бекшанки, «на песчаном бугре в урочище Жёлтый Мар» в самом конце XIX века. Клад состоял из серебряных монет, из-за своего размера и неправильной формы называемых «чешуйками», времён царствования основателя Симбирска царя Алексея Михайловича и его сына, знаменитого Петра Первого. В начале XVIII века, с большой выгодой для казны и ущербом для простого народа, царь Пётр начал менять серебряные деньги на медные. Кто-то из первопоселенцев решил обезопасить себя, зарыв деньги – и за кладом так и не вернулся…

Освоение земель
Жители Новой, Старой и Малой Бекшанки были удельными, то есть государственными крестьянами. Их появление здесь было связано с государственной политикой освоения края. Первые бекшанские жители исповедовали язычество, но уже в первой половине XVIII столетия были крещены в христианскую веру. Ревизские сказки (документы, на основе которых проводилось подушное налогообложение) деревни Бекшанки, населённой крещёной мордвой, относящиеся к далёкому 1748 году, хранятся в Российском государственном архиве древних актов.

На 1859 год в мордовских селениях Новой Бекшанке насчитывалось 124 двора, 527 душ мужского и 547 женского пола, в Старой Бешканке — 58 дворов, 158 душ мужского и 175 женского пола, и в Малой Бекшанке, она же Казайка — 11 дворов, 65 душ мужского и 70 женского пола.

Государство жаловало землями дворян-помещиков, и уже вскоре рядом с государственными и мордовскими селениями появились деревни владельческие, с русскими крепостными крестьянами: Русская Бекшанка и Ульяновка. В этом была своя выгода и для старожилов – уже в 1717 году в селе Русской Бекшанке появилась церковь, куда «новокрещены» могли ходить на службу, не тратясь на строительство и прокорм собственного храма и причта.

Не в честь Ленина
Ульяновск – родина В.И. Ленина. Своя Ульяновка есть и в окрестностях Новой Бекшанки. Но названы населённые пункты отнюдь не в честь одного и того же лица — В.И. Ульянова-Ленина, и даже не в честь его родственников и однофамильцев. Владельцами Ульяновского выселка, или сельца Ульяновки, как назывался первоначально населённый пункт, были помещики Ульянины. Этот древний дворянский род татарского происхождения был известен на Руси с конца XIV века. В Симбирском крае Ульянины «отметились» ещё в 1583 году, когда боярский сын (дворянин, служивший в коннице) Андрей Александрович Ульянин был назначен воеводой в уездный город Алатырь.

Замечательные люди
Среди бекшанских помещиков, память о которых до сих пор хранят местные топонимы (названия) попадались в высшей степени примечательные фигуры.

В 1841 году в селе Русской Бекшанке, в семье помещиков Богдановых родился мальчик Модест. Модест Николаевич Богданов (1841 – 1888) прославил семью, родное село и целый Симбирский край как замечательный учёный-орнитолог, неутомимый путешественник и замечательный писатель-популяризатор, чьи очерки и рассказы мне помнятся с детства:

«Подумаешь, за что такая честь воробью? Попал в песню, да ещё вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей – вот вопрос!

Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей – честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берёт только своё. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья».

Модест Николаевич учил любить природу и – Родину. Глубоко и не пафосно, как любил её сам. Люди, знавшие его, ценившие его огромный научный кругозор и литературный талант, сходились на том, что всё начиналось в бекшанковском детстве, в «жизни на деревенском просторе и разнообразной природе окружающей местности».

Причём не одного Модеста Николаевича здешний климат «пробивал» на бурную игру воображения. Князь Иван Михайлович Оболенский (1853 – 1910), «Ваня Хлестаков», как прозвали его близкие родственники, считался одним из самых замечательных балагуров Российской империи на рубеже XIX – XX столетий. Он мог найти общий язык и тему для разговоров абсолютно с каждым, от простого крестьянина до Государя императора! Он травил истории и байки, увлечённо «разбавляя» правду самыми невероятными подробностями. В 1889 году князь Иван Михайлович был избран Симбирским губернским предводителем дворянства, вторым, по сути, человеком в губернии! В 1897 году император Николай II назначил князя И.М. Оболенского вначале Херсонским, а затем Харьковским губернатором.

29 июля 1902 года эсер-террорист Фома Качура стрелял в Ивана Михайловича, с двух шагов, в упор, но пуля только оцарапала губернатору шею! Великодушный князь упросил императора помиловать террориста, заменив смертную казнь на ссылку, и эта просьба, редкая просьба, была исполнена. Революционная пропаганда «распиарила» историю покушения на всю Россию. А правительственная контрпропаганда оказалась бессильна, и исключительно из любви Ивана Михайловича к «красному словцу». Он непрестанно выдавал новые версии события. Например, байка о том, что его жена схватила за руки, разоружила и держала эсера (физически невероятно сильного человека) вплоть до появления нерасторопной полиции (на самом деле сразу после покушения с Качурой с трудом совладали трое полицейских, один из которых был ранен преступником) била по авторитету власти сильнее, чем куча революционных прокламаций. Действительно, на что годится такая полиция, если губернатор ищет спасения у жены!..

В 1863 году в Новой Бекшанке тщанием прихожан был построен и освящён в честь Архангела Михаила тёплый деревянный храм, перестроенный по новому плану уже в 1871 году. При храме села Новой Бекшанки начиналось в 1900 году церковное служение протоиерея Петра Юрьева (1876 – 1938), расстрелянного в Ульяновске 22 января 1938 года. 17 февраля 1938 года был расстрелян священник о. Григорий Борисов (1873 – 1938), до ареста проживавший и служивший в селе Русской Бекшанке.

Ермил ЗАДОРИН