Виктория Чернышева
В Ульяновске передали заказчику первый самолет Ил-76МД-90А. Воздушное судно отправится на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, где на его базе создадут специальный авиационный комплекс. Самолету, по просьбе региональных властей и решению Минобороны, дали имя “Ульяновск”.
Модернизированный Ил-76 – первый серийный самолет в облике установочной партии. На авиазаводе “Авиастар-СП” его заложили два года назад. Это первое воздушное судно, полностью спроектированное и собранное ульяновцами при помощи цифровых технологий.
Пять полетов на Ил-76МД-90А, в том числе, самый первый, совершил летчик-испытатель, герой России Николай Куимов.
– Самолет показал прекрасные характеристики: именно те, которые были в нем заложены. Один из полетов был выполнен с военными испытателями, которые дали добро на дальнейшую серийную эксплуатацию. Машина очень надежная. Испытания проводились, в том числе, и на посадку с двумя “отказавшими” с одной стороны двигателями, что считается критичным, с максимальным посадочным весом. Но все прошло успешно, – пояснил Куимов.
Форма воздушного судна осталась прежней, а вот “начинка” изменилась кардинально. Модернизированный Ил-76 имеет дисплейную (стеклянную) кабину с цифровыми приборами, мощный пилотажно-навигационный комплекс, цифровой автопилот, надежные двигатели, имеет характеристики, которые удовлетворяют как современным, так и перспективным требованиям ИКАО.
– По ряду параметров воздушное судно не только не отстает от западных самолетов, но и во многом их превосходит. Например, в возможности посадки на лед (Ил-76 в четвертый раз будет садиться в районе станции Молодежной в Антарктиде), а также на грунт без подготовки, парашютном десантировании техники и людей, автономной эксплуатации самолета за счет собственных возможностей. Таким образом, Ил-76МД-90А имеет уровень самых современных образцов военно-транспортной и транспортной техники, – считает летчик-испытатель.
В Таганроге на базе самолета “Ульяновск”, по заказу ВВС, будет создан специальный авиационный комплекс.
– У нас произойдет уникальное событие: встретятся два поколения Ил-76. Ульяновский, серийный самолет и два последних воздушных судна, которые были собраны в Ташкенте. Нам предстоит их собрать и модернизировать в А-50 (самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления). А через два года в ВВС поступит и комплекс, который будет создан на базе Ил-76МД-90А, – пояснил генеральный директор ТАНТК имени Бериева Игорь Гаривадский.
В декабре госзаказчику – Минобороны – планируется передать следующий серийный самолет.
– В запуске у нас сейчас 13 Ил-76МД-90А. В следующем году мы планируем сдать госзаказчику также два самолета. Но задача у авиазавода – построить к концу 2015 года перспективный топливозаправщик Ил-78. К 2018 году объем производства этих двух машин должен будет увеличиться до 18 самолетов в год, – пояснил руководитель “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.
По словам Главнокомандующего ВВС Виктора Бондарева, новые качества, полученные благодаря глубокой модернизации Ила, значительно расширяют сферу применения самолета.
– Это платформа для производства многоцелевых транспортных самолетов, обеспечивающих десантирование личного состава, перевозку военной техники, топлива, контейнеров, а также для создания специальных авиационных комплексов. Потенциал Ил-76МД-90А отвечает современным требованиям ВВС страны и имеет большие перспективы на будущее, – подчеркнул Бондарев.
По словам генерального директора ОАО “Ил” Сергея Сергеева, в будущем воздушное судно планируется активно продвигать на коммерческий рынок, в том числе, на экспорт.
Справка “РГ”
Ил-76 с 70-х годов собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. На предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт.
Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. 14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название “476”.
В общей сложности работа над глубокой модернизацией Ил-76 заняла пять лет. Первый полет Ил-76МД-90А состоялся 22 сентября 2012 года.
Характеристики самолета Ил-76МД-90А
Размах крыла – 50,5 метра, площадь крыла – 300 квадратных метров
Длина самолета – 46,6 метра, высота – 14,16 метра
Диаметр фюзеляжа – 4,8 метра
Размеры грузовой кабины: длина – 24,54 метра, ширина – 3,45 метра, высота – 3,4 метра
Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС-90А-76
Максимальная взлетная масса – 210 тонн, грузоподъемность – до 60 тонн
Крейсерская скорость – 780 – 850 км/ч
Дальность полета с нагрузкой 52 тонны – 5000 км
Высота полета – 9,1 – 12,1 километра
Экипаж – 6 человек, личный состав в двухпалубном варианте – 225 человек