Ведущая программы – Виктория Чернышева.

Промышленники в сложные для них времена должны почувствовать реальную поддержку со стороны власти. Как заявил в своем Инвестиционном послании Губернатор Сергей Иванович Морозов, новый закон о промышленной политике должен позволить увеличить налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов. О том, зачем и как будет реализовываться этот закон и что думают об этом промышленники, расскажут сегодня наши гости:

  1. Вильдан Ханифович Зиннуров – первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области
  2. Алексей Алексеевич Баев – заместитель генерального директора Ульяновского конструкторского бюро приборостроения.

В.Ч. – Вильдан Ханифович, что стало отправной точкой, толчком для принятия нового закона «О промышленной политике в Ульяновской области»?

В.З. – Несомненно, пришло время для принятия такого закона. Предыдущий закон у нас действовал с 2004 года, практически десять лет. Там было 11 литераций, которые, по сути, не менялись. Было много ограничений в федеральном законодательстве. Тем не менее, желание пересмотреть промышленную политику в регионе было, да и в России этот закон обсуждался почти год.

Закон действительно востребован, потому что мы не просто должны говорить о новой экономике, о новой промышленной политике, а менять под него законодательство, подзаконные акты, ну и, собственно говоря, развивать инфраструктуру и модернизировать свое отношение к промышленности в целом. Сегодня в этом законе сформулировано достаточно много понятий и определений, которые позволяют нам работать в существующем правовом поле с учетом бюджетного, налогового, инвестиционного законодательства, поэтому считаю, что мы разработали и приняли достаточно хороший рабочий закон.

В.Ч. – Какие изменения были внесены в старый вариант, и какие бы Вы отметили основные положения этого закона, которые реально должны помочь промышленникам?

В.З. – Прежде всего, конечно, мы отмечаем прямые ссылки на индустриальные парки, промышленные кластеры. Большое внимание уделено развитию оборонно-промышленного комплекса с созданием системы мониторинга состояния промышленности, сейчас это более чем актуально. Далее, большое внимание уделено подготовке кадров для промышленности. Это тоже сейчас проблема номер один.

В.Ч. – Да, сегодня, скорее всего это так…

В.З. – Несмотря на такую нестабильную ситуацию на рынке труда, по-прежнему востребованы профессионалы и специалисты, рабочие кадры, и сегодня их большая нехватка. Поэтому новый закон о промполитике все эти положения учел. Мы внесли определения, необходимые для нас, появилась возможность предоставлять преференции не отраслям, не видам экономической деятельности, а конкретным территориям, точкам опережающего роста. Это важно для того, чтобы мы тех, кто имеет потенциал к развитию, стремление и желание развиваться, могли поставить в особый ряд и оказывать им меры господдержки.

В.Ч. – А территории – что имеется в виду?

В.З. – Территории индустриальных парков. Речь идет, прежде всего, об этом. Раньше мы создавали новые юридические лица, ограничивали те или иные сегменты экономики, пытались отсечь одних от других, т.е. была целая технология разработки ряда нормативных актов. Сегодня этого не требуется, достаточно выполнить несколько ключевых моментов: создать управляющую компанию, определить имущественный комплекс, разработать и представить бизнес-план и можно получать преференции для того, чтобы облегчить инвестору налоговое бремя, затраты по инфраструктуре, а целый ряд нормативных актов позволяет получить обратно фактически потраченные средства. Поэтому мы считаем, что это очень действенный инструмент.

В.Ч. – Давайте напомним, сколько у нас всего индустриальных парков – это «Заволжье», самый известный…

В.З. – Да, «Заволжье» – самый известный, после него идет «Карлинская»…

В.Ч. – Он еще не создан, наверное, да?

В.З. – Там есть управляющая компания, «Дега-АГ».

В.Ч. – Частный парк, да…

В.З. – «Дега-АГ» – швейцарская компания, которая зашла туда. Уже есть первые резиденты, и в ближайшее время начнется создание инфраструктуры. Новоспасское – там есть тоже резиденты, связанные, прежде всего, с индустрией строительных материалов. В Новоульяновске формируется – там тоже есть резиденты. Далее у нас есть желание сформировать индустриальные парки и в Инзенском районе, и в Димитровграде, где есть ДААЗовская площадка, мы ее формируем как индустриальный парк. Всего есть около десятка индустриальных парков в разной степени готовности, развития. Где-то мы движемся быстрее, где-то мы пока ищем резидентов для того, чтобы, уже понимая, что мы получим от вложенных средств, приступить к реализации проектов.

В.Ч. – Как вы считаете, как повлияет на работу этих парков новый закон? Они получат какие-то преференции, дополнительные возможности?

В.З. – Да, безусловно. Мы полагаем, что все инструменты, которые определены сегодня на федеральном уровне, – это и постановления по субсидированию процентных ставок по ранее полученным кредитам, и Фонд развития промышленности, который дает финансирование на предпроектные работы, разработку бизнес-планов, создание мастер-моделей и предсерийных образцов – это как раз то, что стимулирует создание управляющей компании и формирование проектов промышленных зон.

В.Ч. – А на федеральном уровне ведь тоже есть закон о промышленной политике?

В.З. – Да, конечно.

В.Ч. – Как они пересекаются с нашим?

В.З. – На федеральном уровне закон был принят 16 декабря Государственной думой. Мы приняли 27 декабря. Мы полностью проводили некую аналогию, исключили дублирование. Федеральный закон определяет общие правила для страны, а мы определили то, что не отражено в федеральном законодательстве.

В.Ч. – Например? Что из пунктов вошло?

В.З. – Мы для себя определили все инвестиционное законодательство, постарались вписать его в наш закон о промышленной политике. Соответственно, отменили несколько законов, касающихся инвестиционной деятельности, индустриальных парков, которые были ранее в других нормативных актах. Это дает нам возможность в рамках одного закона реализовать целый ряд мер государственной поддержки.

В.Ч. – Алексей Алексеевич, хочу обратиться к вам. Ваше предприятие – одно из старейших в регионе, вот как вы сегодня живете, чем, и какие у вас главные проблемы, которые могли бы помочь решить власти?

А.Б. – Я хотел бы начать с того, как мы завершили прошлый год. Надо сказать, что 2014 год для предприятия был далеко непростым, не безоблачным, но отрадно отметить, что практически все поставленные задачи коллектив предприятия выполнил. Мы существенно продвинулись в реализации проекта по разработке авионики для самолета МС-21, бортового радиоэлектронного оборудования для вертолета МИ-171А2, других авиационных проектов, систем автоматического управления для наземной техники, гидроэнергетики, медицины. Также мы выполнили практически все показатели по гособоронзаказу. Совершенствовалась в течение года производственно-технологическая база, существенным образом развивали кадровые ресурсы, реализовывали социальные программы. Я назову несколько цифр: за 2014 год объем реализации продукции нашего предприятия составил более 4 млрд рублей. Это для нас цифра…

В.Ч. – Огромная.

А.Б. – Огромная, да. Она впервые в истории.

В.Ч. – Благодаря заказу и на «Авиастар», да?

А.Б. – Да, и другим предприятиям. Хотя еще раз обращаю внимание – далеко не безоблачно все было. Выработка на одного работника у нас составляет около 3 млн в год – это тоже неплохой показатель. Предприятие в региональный и местный бюджеты перечислило всего около 250 млн рублей в год – это тоже солидная цифра. Также отрадно отметить, что успехи предприятия были отмечены и на региональном, и на российском уровне. Мы получили переходящее знамя от Правительства – ряд работников предприятия были награждены региональными, а также государственными высокими наградами. Все это говорит о том, что те задачи и планы, которые стояли перед коллективом, мы выполнили, но сейчас уже 2015 и мы продолжаем решать не менее сложные задачи. Думаю, что ситуация и внешняя среда в этом году не так уж благоприятны.

В.Ч. – Да, ситуация может даже и ухудшится, но все-таки…

В.Х. – Я бы добавил, если можно, да, Виктория?

В.Ч. – Да, конечно.

В.З. – В 2013 году в России АР МАК сертифицировал 13 узлов и агрегатов для авиационной техники, и, к нашей гордости, пять изделий – это изделия УКБП. Представьте себе, это предмет для гордости.

В.Ч. – Согласна. И все-таки такому предприятию нужна поддержка, я правильно понимаю?

А.Б. – Безусловно. Господдержка, я думаю, для любого предприятия – это большой плюс. У нас есть проекты, которые мы реализовываем, безусловно, с поддержкой и с участием Правительства Ульяновской области – это наш проект «Интеравионика», который развивается в Портовой особой экономической зоне. Там действительно заложены неплохие преференции. Когда мы просчитывали бизнес-план этого проекта, то получалось, что если бы мы этот филиал «сажали» где-то в другом месте, а не в ПОЭЗ, то издержки этого предприятия были бы больше на 30%, чем то, что в ПОЭЗ. Это очень важно для экономики.

В.Ч. – Конечно. Ну вот, по-вашему, сегодня для промышленников какая поддержка важнее всего? Налоговые преференции либо возможность работы в индустриальном парке, когда инфраструктура уже вся готова?

А.Б. – С позиции нашего предприятия важна любая форма поддержки – как финансовая, так и административная. Мы уже не один год работаем в рамках авиационного кластера совместно с Правительством Ульяновской области. Вильдан Ханифович много усилий прилагает к развитию этого кластера. Вильдан Ханифович уже отметил, что в законе прописаны некоторые элементы поддержки. Это, прежде всего, обеспечение промышленных предприятий кадровыми ресурсами. Это огромная проблема для всех и естественно, когда ресурсы в рамках авиационного кластера распределены системным образом, я думаю, это будет только на пользу.

В.Ч. – Тем более, у нас авиационный кластер – один из самых развивающихся в регионе. С учетом того, что портовая зона скоро заработает, и другие предприятия будут построены, наверное, кадров вообще будет не хватать.

А.Б. – Мы общаемся с нашими коллегами из других регионов, и я должен отметить, что раньше они просто относились к этим вопросам. А сейчас они говорят: да, с вами надо дружить, потому что вы действительно развиваете авиационный кластер.

В.Ч. – Алексей Алексеевич сегодня обозначил одну из важнейших задач для промышленников – кадровую проблему. Вильдан Ханифович, в рамках закона как планируется ее решать?

В.З. – Опять же, возвращаясь и к федеральному, и к региональному законам – после их принятия должен быть реализован целый комплекс мероприятий. Если мы говорим об оборонно-промышленном комплексе, то они уже реализовываются. Есть специальная программа «Подготовка кадров для ОПК». Оба наших ВУЗа – и классический университет, и технический – уже выиграли гранты на десятки миллионов рублей с целевой задачей. Это подготовка узких специалистов для оборонных предприятий.

Что касается традиционных предприятий, которые работают на территории Ульяновской области, то, конечно инструментов недостаточно много, но есть классические вещи – на крупных предприятиях это создание специализированных кафедр, где преподают не только ученые и теоретики, а мастера, начальники цехов, директора предприятий. На практике мы опять возвращаемся к тому, чтобы как минимум два дня в неделю люди должны быть на производстве, видеть, что делается в реальности не только по учебникам, но и на той материальной базе, которая создана сегодня на предприятиях. Не секрет, что учебные заведения значительно отстают по оснащению, хотя уже есть и положительные примеры. Например, учебно-лабораторный корпус УлГУ сделан по самым современным технологиям. Программное обеспечение, технологии – они уже вполне современные: то, что применяется на передовых оборонных предприятиях и не только. Далее мы должны говорить о том, что ключевой момент – это профориентация. Наша задача – чтобы уже в седьмом-восьмом классе ребятишки знали все-таки к чему они тяготеют, будут ли они авиастроителями, машиностроителями, учителями, врачами. Главное, чтобы они знали, чего хотят в жизни. Для этого мы должны им предоставить полный набор всего, что есть: они должны посетить практически все предприятия экономики, бюджетной сферы. Действительно, чтобы искорка в душе где-то зародилась…

В.Ч. – Да, а то все менеджерами сегодня хотят стать.

В.З. – Тогда мы будем понимать, что те, кто закончил обучение по техническим специальностям, не пойдут продавать сотовые телефоны, а будут стараться искать работу на предприятиях или, наоборот, те, кто учился на айтишников, не пойдут мастерами мебельного производства, а будут стараться работать в своем сегменте. Пусть не будет стопроцентного попадания, но у предприятий тогда не будет необходимости переучивать с нуля всех, кто к ним пришел. Поэтому комплекс таких мероприятий правительством разработан. Мы должны научить студентов педагогического университета, каким образом вести профориентационную работу, придя в школу. По новым технологиям, применять дистанционное обучение, создавать профильные классы, проводить профильные олимпиады, вовлекать как можно больше ребят, создавать материальные и нематериальные стимулы, чтобы действительно любым способом этих ребят подтянуть к интересам экономики региона.

В.Ч. – Эта задача не на один год у вас, то, что вы обозначили.

В.З. – Абсолютно точно.

В.Ч. – Более осязаемая форма помощи – это Фонд развития промышленности, который уже создан в регионе. Расскажите, откуда он будет пополняться и вообще кто сможет получать из него поддержку.

В.З. – Я хотел бы сказать несколько слов о федеральном фонде. Он был создан несколько ранее, осенью прошлого года, и переформатирован в Фонд технологического развития. Сегодня этот фонд наполнен деньгами, там порядка 22 млрд рублей. Цель его – кредитование предприятий, причем кредиты возвратные, под 5-6%. С учетом ставки в банке 23-26% это очень привлекательные кредиты. Сегодня идет подача заявок в Минпромторг. Мы буквально на следующей неделе подпишем соглашение между правительством и фондом о сотрудничестве.

Что касается регионального фонда, мы склоняемся, что, не имея таких больших финансовых возможностей, как фонд федеральный, вряд ли мы сможем серьезно кредитовать и быть кредитным учреждением, поэтому мы говорим о предоставлении целевых субсидий на наиболее перспективные или рискованные направления для промышленности.

Мы планируем внести в правительство Ульяновской области предложение по поддержке текстильной и швейной промышленности. У нас принята целая череда нормативных актов по школьной форме, и мы хотели бы простимулировать, чтобы все наши швейные производства работали именно на наши школы. У нас 110 тысяч учащихся и мы планируем, что 40-45 тысяч костюмов мы должны шить ежегодно для наших ребятишек. Сегодня это порядка 18-20 тысяч.

Второе – это автопром, наиболее уязвимая на сегодня отрасль. По ульяновскому автомобильному заводу у нас есть понимание – и федеральная программа утилизации, где уже выделено десять млрд рублей, и программа субсидирования утилизационных сборов, скидки на автомобили. Наиболее болезненно у нас чувствует себя BAW Motor. Поэтому мы планируем оказать содействие BAW Motor в реализации автобусов, потому что в автобусах у нас, кроме мостов и коробки, ничего иностранного уже не осталось. Это на 80% локализованный продукт. И у нас есть возможность воздействовать на это предприятие, простимулировать спрос.

В.Ч. – Почему BAW Motor сегодня чувствует себя болезненно?

В.З. – Федеральным правительством принято решение о том, что утилизационный сбор субсидируется только предприятиям, которые имеют режим промсборки или входят в интегрированные холдинги – КАМАЗ, АвтоВАЗ и т.д. К сожалению, они не попали ни туда, ни туда. Наша задача – сохранить и поддержать это производство. Мы не должны упустить этот шанс для предприятия, поскольку этот проект развивался семь лет.

Далее мы планируем поддержать «Комету» как предприятие, вернуть его к индустриальной жизни. Хотелось бы, чтобы «Комета» вернулась с помощью «Марса», и начать возрождение предприятия, производящего высокотехнологичную продукцию.

В.Ч. – Т.е. вернуть в оборонку?

В.З. – Да, это будет оборонка. Мы полагаем, что далеко от судостроения оно не отойдет, но рассматриваем и авиастроение как перспективное направление.

В.Ч. – Спасибо большое за очень интересный разговор. Я напомню, что в гостях программы у нас были первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Вильдан Ханифович Зиннуров и заместитель генерального директора УКБП Алексей Алексеевич Баев. Спасибо всем за внимание, оставайтесь с радио «2х2».