Рост цен на продукты питания в наступившем 2015 году остается одной из самых обсуждаемых тем. О ценах говорят и в соцсетях, и на страницах СМИ, и на правительственных совещаниях самого высокого уровня. Именно повышение стоимости продуктов и его причины стали главной темой пресс-конференции с участием министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Чепухина. Предлагаем вашему вниманию его доклад о ситуации с ценами на социально значимые продукты питания в Ульяновской области.
Рост цен на продукты питания мы наблюдаем начиная с декабря 2014 года. Расскажу о ситуации с ценами в Ульяновской области по сравнению с другими регионами ПФО, о причинах роста цен и о наших прогнозах на 2015 год.
Нас часто спрашивают, как курс валюты может влиять, например, на стоимость яиц, которые производятся на территории Ульяновской области, на территории Российской Федерации? Влияние достаточно сильное, поскольку импортная составляющая есть в себестоимости практически всех продуктов. Немаловажно и изменение кредитных ставок от 26 % до 28 %.
По большинству групп товаров Ульяновская область по-прежнему находится в числе регионов ПФО с низким уровнем цен.
В соответствии с рейтингом среди 14 городов Приволжского федерального округа потребительские цены в Ульяновской области на 21 группу продовольственных товаров из 29 групп продуктов питания, отслеживаемых Росстатом, занимают с 1 по 7 место, начиная от минимальной цены.
По нашему прогнозу, в 2015 году цены будут составлять:
яйца – 73,36 р. капуста – 37,84 р. картофель – 34,59 р. сахар – 67,74 р. молоко – 45,12 р. растительное масло – 59,21
Высокий рост цен на продукты питания (117,3%) в целом обусловлен ростом цен на мясо свинины (рост с начала года 131,6%) и мясо птицы (131,7%). Эти тенденции взаимосвязаны. Дело в том, что в апреле 2014 года Россельхознадзором был введен запрет на поставки свинины из стран Европы в связи со вспышками вируса африканской чумы свиней. В связи с ограничением импорта свинина закономерно подорожала. В апреле цены на свинину возросли на 6,2% (по сравнению с мартом), а в мае возросли еще на 18,7%. После этого цены на свинину не росли.
Острый дефицит свинины заставил переработчиков искать альтернативные виды сырья, в том числе в виде куриного мяса. Из-за увеличения спроса на мясо птицы в России со стороны производителей колбас отпускная цена на курятину увеличилась. Мясо птицы стало дорожать с мая, в октябре – ноябре рост цен на мясо птицы прекратился.
Достаточно высокими темпами (с начала года на 32,8%) подорожала мороженая рыба. Но это рыба морская и океанская, зачастую импортная. Цены зависят от отпускных цен поставщиков, таможенных тарифов, логистических издержек. Свое влияние оказало и введение эмбарго на импорт продукции из ряда стран.
Сахар подорожал на 40,8%, в том числе только за декабрь – на 13,7%. Сахар – это биржевой товар, продается на мировых биржах. Соответственно, цена на внутреннем рынке привязана к мировой, а также к курсам мировых валют.
Крупы показали рост на 52,1%. Главным образом – из-за гречневой крупы (рост 242,3), а также риса (рост на 27%). В последней декаде октября 2014 года в Ульяновской области, как и во многих субъектах Российской Федерации, началась тенденция роста отпускных цен на гречневую крупу и, соответственно, рост потребительских цен.
Картофель подорожал на 29,6% и овощи – на 37,6%. Наиболее сильно подорожала капуста (на 89,3%), остальные овощи – на 20 – 25%. Необходимо отметить, что в связи с низкой самообеспеченностью Ульяновской области собственными овощами, в настоящее время в торговых организациях области, за исключением сети «Гулливер», реализуется продукция, ввозимая из-за пределов Ульяновской области, в том числе и из-за рубежа. Рост потребительских цен на данную продукцию обусловлен сезонностью, ростом издержек по хранению, доставке, ростом курса валют.
Фрукты показали рост на 24,7%. Удорожание происходит за счет импортных фруктов. Цены на них определяются не только отпускными ценами, но и логистическими издержками, таможенными тарифами, курсом валют.
При этом наблюдается ниже среднего и на уровне среднего рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия (102,2%), муку (111,1%), кондитерские изделия (110,2%), молоко и молочные продукты (113,8%).
Так почему продукты дорожают? Цена на них складывается из средств химической защиты, минеральных удобрений, упаковки товара, практически всех запчастей сельхозтехники, топливных насосов и даже семян – все это чаще всего импортное. Кроме того, в 2015 году кредитования сельхозтоваропроизводителей через банки практически не будет. Любой, кто умеет считать, сделает вывод, что, если он возьмет кредит под 28%, к осени станет банкротом. Все товаропроизводители будут в этом году максимально аккумулировать денежные средства, чтобы провести весенне-полевые работы, поэтому каждый производитель будет стремиться продать свою продукцию как можно дороже. Надо помнить, что за счет крестьян бедность в стране не победить. Необходимо, чтобы сельхозпроизводители имели возможность взять кредиты под низкий процент. Дешевые и длинные деньги – выход из кризиса в АПК. Мы неоднократно выдвигали предложения в адрес федеральных властей давать сельхозтоваропроизводителям дешевые кредиты под залог собственности, предоставить им налоговые льготы. Все это, увы, не было реализовано.
Сегодня наша основная задача – обеспечение максимальной доступности местной продукции для населения Ульяновской области.
Правительством региона принимаются следующие, не запрещенные законодательством, меры по сдерживанию цен на социально значимые продукты питания:
1) Проводятся мероприятия по обеспечению населения продукцией местного производства.
В целях стабилизации цен на продовольственном рынке совместно с главами администраций муниципальных образований области организованы сезонные сельскохозяйственные ярмарки, на которых продукция реализуется непосредственно производителями по ценам ниже рыночных.
Осенние сельскохозяйственные ярмарки в 2014 году проводились в период с 20 сентября по 6 декабря. Кроме того, была проведена предновогодняя ярмарка.
Ярмарки проводились во всех районах областного центра, крупных городах, районных центрах и сельских поселениях.
Рекомендуемые цены на ярмарках на 15 – 20% ниже рыночных. Продукция пользуется высоким спросом населения. На весенних, осенних сельскохозяйственных ярмарках за год реализовано продукции почти на 200 млн. рублей.
В феврале – апреле (начиная с 28 февраля) запланировано проведение 7 весенних ярмарок.
2) Сформирован региональный фонд зерна и овощей.
Для стабилизации цен на хлеб, по опыту прошлых лет, сформирован региональный фонд зерна. Его объем составляет 17 тыс. тонн, в том числе 10 тыс. тонн пшеницы и 7 тыс. тонн ржи.
В текущем году впервые создан резервный фонд овощей. Закупленные у сельхозпроизводителей овощи будут заложены в современное хранилище на базе ОАО «Агропромпарк», а в зимний период будут поставляться в торговую сеть и учреждения социальной сферы Ульяновской области, что позволит обеспечить бесперебойное снабжение населения картофелем и овощами, не допустить спекулятивного роста цен.
3) В магазинах постоянно проводятся акции по снижению цен на продукты питания.
4) Проводятся торгово-закупочные сессии по продвижению местной продукции в торговые сети.
Местные товаропроизводители присутствуют в федеральных и региональных торговых сетях. Местная продукция стоит дешевле привозной.
В заключение напомню, что со времен «Капитала» Карла Маркса больших изменений в экономике не произошло. Главными слагаемыми себестоимости продукции остаются цена денег (а проценты по кредитам у нас, увы, далеко не 3%), стоимость сырья (как я уже сказал, она сегодня растет за счет валютной составляющей) и стоимость рабочей силы (она пока неизменна, но мы понимаем, что и ее рост неизбежен). Поэтому текущее подорожание продуктов – явление в нынешней экономической ситуации совершенно закономерное.

Позиции Ульяновской области по ценам (начиная от минимальных) на основные продукты в разрезе ПФО отражены в таблице
дв