Главой администрации Ульяновска подписано и вступило в силу Постановление о внедрении единых транспортных карт, с помощью которых горожане смогут оплачивать проезд сначала в автобусах, трамваях и троллейбусах, а со временем – и в маршрутных такси. Цель очевидна – направить серьезные денежные потоки в определенное направление. Не пострадают ли при этом интересы простых пассажиров?

Официально новшество, которое планируется внедрить в течение этого года, называется «Автоматизированной системой учета оплаты проезда» (АСУОП). Постановлением от 16.02.2015 года №855 утверждено положение о системе. Предполагается, что ульяновцы, пользующиеся услугами городского транспорта, должны будут приобрести единые пластиковые карты для всех видов общественного транспорта. На них обладатель сможет вносить денежные средства, равные стоимости проезда. Льготникам карты выдадут бесплатно. При проезде человек должен будет предъявлять ее кондуктору, который при помощи транспортного терминала считает информацию с карты. Если на карте есть средства, кондуктор выдаст билет, если средств нет или же нет самой карты, человек должен будет оплатить проезд наличными по действующему тарифу.

В отличие от обычного проездного билета, передача транспортной карты другим лицам запрещена. В положении говорится, что в случае выявления такого факта, карта будет заблокирована, а проезд посчитают неоплаченным. Срок эксплуатации карты составляет три года, после чего обладатель должен получить новую, оплатив стоимость ее изготовления (цена пока не определена). Тот же сценарий – при утрате или порче карты.

Предполагается выпустить пять видов транспортных карт. Держатели «Безлимитной карты», как и «Льготной транспортной карты», смогут совершать неограниченное количество поездок, но в определенный период времени. «Револьвируемая карта», напротив, будет предусматривать определенное количество поездок, но пользоваться ею можно, не ограничиваясь во времени.

Льготников, очевидно, переведут на электронные карты принудительно, лишив в противном случае права бесплатного проезда. Однако что заставит остальных пассажиров пользоваться «пластиком», да еще платить за него деньги? Положением предусмотрено внедрение скидок на проезд, размер которых будет зависеть от суммы пополнения транспортной карты – чем больше на счету средств, тем дешевле стоимость проезда.

Сообщается, что все расходы по оснащению транспорта терминалами, выпуску транспортных карт, организации пунктов пополнения (продажи) транспортных карт, обеспечению автоматизированной обработки данных учета проезда людей и передаче информации горадминистрации и перевозчикам должен будет взять на себя оператор АСУОП, который определится в ходе конкурса. Также появятся некие агенты, которые будут заключать с оператором договоры на право продажи транспортных карт и выполнению операций по их пополнению.

По оценкам экспертов, ежегодный оборот средств в сфере пассажирских перевозок, включая бюджетные субсидии, составляет около 23 миллиардов рублей. И это – не считая коммерческих перевозчиков.

Дмитрий Минаев