Одно из крупнейших градообразующих предприятий города – МУП «Ульяновскэлектротранс» – в условиях кризиса 2014 года не только улучшило экономические показатели, но и встало на путь воплощения в жизнь новых идей.
Звук движущегося трамвая – один из самых привычных городских шумов. Не все любят трамваи и троллейбусы – кому-то кажется, что ездят они слишком медленно, а останавливаются слишком часто, кому-то в них холодно и неуютно, кто-то жалуется на тесноту или хамство. Но никто не сомневается, что предприятие городу жизненно необходимо. А это не только 150 трамваев и троллейбусов, которые ежедневно перевозят тысячи пассажиров, не только 300 водителей и 300 кондукторов, но и огромное количество слесарей, инженеров, диспетчеров и прочих специалистов, обеспечивающих слаженную работу громадного предприятия, – всего 1629 работников.
Хозяйство далеко не в идеальном состоянии. Изношенные машины, проблемные трамвайные пути, многомиллионные долги… По предварительным данным, в 2014 году по сравнению с годом 2013-м убытки предприятия сократились на 57 миллионов рублей. Отчасти экономия связана с кадровыми решениями. Причем коснулись они и рядового персонала, и управленческого аппарата. Всему предшествует серьезный анализ. Например, на предприятии поначалу в штыки восприняли вновь созданную службу контроля. Но проблема кондукторской нечистоплотности была и остается, предприятие теряет на этом потенциальный и значительный доход. Поэтому службу сократили, сделали независимой, а людей заново обучили. Ожидаемый эффект -от 20 до 30 миллионов рублей прибыли в год. Кроме того, «Ульяновскэлектротранс» выступил с законодательной инициативой вернуть региону право штрафовать пассажиров за безбилетный проезд.
Произошли изменения в штатном расписании предприятия, проведено реформирование некоторых отделов и подразделений. Уменьшение численности специалистов происходило в основном в связи с уходом людей на пенсию. Это естественный процесс, ведь созданное 60 лет назад предприятие было рассчитано на вдвое больший выпуск подвижного состава и нуждалось в таком количестве сотрудников, в каком сейчас нет необходимости.
В ноябре специалисты предприятия занимались изучением пассажиропотока. Была задача понять, кого и куда возят трамваи и троллейбусы, почему порой по городу ходят пустые вагоны. Окончательные результаты еще не подведены, но уже складывается представление о маршрутах миграции городских жителей, количестве пассажиров, их категориях. Исходя из анализа пассажиропотока, к весне будет пересмотрено расписание. Есть идея пустить транспорт не по принципу интервалов движения, а установить жесткое расписание, что позволит пассажирам знать точное время прибытия на остановку трамвая или троллейбуса.
Сдвинулся с мертвой точки ремонт путевого хозяйства: в прошлом году впервые за много лет провели ремонт путей на улице Марата – без привлечения сторонних организаций и с соблюдением согласованного графика движения трамваев. Приняв участие в программе утилизации автотранспорта, «Ульяновскэлектротранс» заменил старую технику на шесть новых «УАЗов».
Серьезной проблемой был вопрос поставки запчастей. 17 троллейбусов без должного ремонта простаивали, и предприятие несло убытки. Но «Ульяновскэлекротранс» поддержали городская власть и депутатский корпус, и благодаря дополнительным субсидиям Заволжское депо вновь работает в штатном режиме. А обновленная служба снабжения нашла общий язык с поставщиками, и немалую роль в этом сыграла позиция руководства предприятия и города, согласно которой десять процентов доходов идет на погашение долгов. Таким образом, предприятие уже снизило дебиторскую задолженность на 199 тысяч рублей, а кредиторскую – на 61 миллион рублей. 90 процентов доходов идет на выплату зарплаты. Также, несмотря на сложности, производятся выплаты по больничным листам, выдаются материальная помощь, премии, надбавки за своевременно и качественно выполненную работу, а также другие виды поощрения. Знать и слышать о трудностях работников руководителю помогает председатель профсоюза Мария Семыкина.
Грамотными специалистами, преданными предприятию работниками здесь дорожат. С гордостью говорят о множестве опытных профессионалов, ставших наставниками для молодежи. Водитель депо № 1 Светлана Касьянова в прошлом году отмечена губернатором Ульяновской области знаком «За трудовую доблесть». На областной и городской досках почета находятся фотографии водителя троллейбуса Людмилы Стрыгиной и слесаря-электрика депо №1 Бориса Клинцова, проработавшего на предприятии свыше 50 лет. 48 специалистов трудятся здесь по 40 лет и более. Особую гордость предприятие испытывает за своих кондукторов – чаще всего это пенсионеры, бывшие учителя, продавцы, бухгалтеры, которых пассажиры любят за их культуру общения и обходительность. Чтобы отметить всех достойных, решено создать передвижную доску почета на трамваях и троллейбусе.
«Ульяновскэлектротранс» поздравляет своих сотрудников, ветеранов предприятия и жителей города с Днем защитника Отечества и Международным женским днем, желая всем счастья, здоровья, благополучия. По маршрутам уже ходят обновленные трамваи и троллейбусы, расписанные поздравлениями. Кстати, старенькие трамваи меняются не только снаружи: впервые за все время эксплуатации их стали красить и внутри, причем в фирменные цвета вагонов Tatra – красный и кремовый. Постепенно планируется обновить все трамваи. Кроме того, уже ездит по городу трамвай с символикой чемпионата мира по хоккею с мячом 2016 года в Ульяновске. А к 70-летию Победы на городских маршрутах будут курсировать поезда с символикой праздника.
Марина ВОЛКОВА

в газете на правах рекламы