Митрополит Феофан совершил вечерню с чином прощения в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска.

Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил вечерню с чином прощения в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Симбирской епархии.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни Глава Симбирской Митрополии обратился к верующим с архипастырским словом и прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы.

«Дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами вступили во Святой Великий пост. Мы часто рассуждаем о посте. О том, что можно, что нельзя, какова главная задача перед нами в эти дни. Надо помнить об одном: цель поста – изменение своей жизни, а его суть – покаяние. Но это не должна быть формальная исповедь, когда написал на бумажке, зачитал и всё. Зачастую, уста называют грехи, а сердце у человека окаменело. Оно не чувствует покаянного настроения, а это – главное в дни поста, тогда как воздержание в пище, питье, увеселениях, пустой трате времени – лишь подспорье.

Нередко человек ходит на службы, тщательно воздерживаясь в пище, и постепенно начинает услаждаться своими подвигами. Часто можно услышать: «Я не ем скоромное, столько-то молюсь, делаю столько-то поклонов». Но в Евангелии Спасителем сказано: если постишься, то не делай вид постный. Наоборот, умой лицо свое, то есть придай ему свежесть. На Востоке принято умащивать себя ароматами, так помажьте свои волосы елеем, и скройте свои подвиги. Ибо если вы трубите о них, вы хотите получить награду не от Господа, а от людей.

А бывает еще хуже, когда мы постимся и тут же осуждаем других. В притче о мытаре и фарисее последний восхваляется и осуждает мытаря, произнося «…и прочие безумные глаголы», как потом добавит, пересказывая речь фарисея святой Андрей Критский. И что в итоге? Мытарь оправдан, а фарисей осужден.

Кто такие фарисеи? Это люди, которые не отступали ни на йоту в соблюдении законов Ветхого завета, но не имели в сердцах самого главного – любви! Гордыня была в их сердцах, поэтому они и восстали против Христа.

Сегодня день, когда Святая Православная Церковь постановила каждому просить друг у друга прощения. Кажется, что в этом трудного? Не согласен. Попросить прощения у обидчика, у человека, против которого сердце горит ненавистью и злобой не так просто.

Мы живем так, будто Бог далеко, а дьявол – нечто и вовсе непонятное. Но все просто: Господь близко и видит сердце наше, а дьявол, как пронырливый вор, как коршун, в любой момент готов посеять в наших сердцах и душах сомнение, и так организовать внешние обстоятельства, чтобы они будоражили наш ум, подталкивая нас ко греху.

Зачастую, человек начинает прислушиваться к лукавому шепоту. «Просить прощения у свекрови? Да она же злыдня, мне всю жизнь испортила». Еще сложнее – самой свекрови попросить прощения у строптивой невестки. Или возьмите мужа с женой, особенно, если искры летят во взаимоотношениях. Вот тут и раздается шепоток бесовский: «Ты унижаться будешь? Достоинство не блюдешь свое?» И пошло – поехало. Вот и начали пост…

И другая сторона – если вы сами не прощаете согрешений ближним вашим. Как же тогда вы можете ожидать того, чтобы Господь вас простил? Вы просите в молитве у Бога: «И остави нам долги наша…» и забываете вторую часть молитвы – «…якоже и мы оставляем должником нашим». Вот одно из главных условий вступления в Великий пост. Начало поста – примирение. А затем – постепенное вхождение в свою совесть.

День ото дня читай, человек, что в книге бытия твоего! Наверное, много там будет помарок, грязи и непотребства. И здесь один путь: не просто сказать священнику о грехах своих одними устами, но встать перед Богом и изо дня в день, из часа в час говорить: «Боже, прости меня, мое окаянство! Дай мне силы, а я в меру моих, человеческих сил, с твоей благодатной помощью, постараюсь исправить свою жизнь».

Разве мало нам примеров, как малая искра делает большой пожар. Вот вам Украина: единокровные брат идет на брата. В чем причина? Не говорите мне о политике, я не об этом. Корень зла в отступлении от Бога, от его заповедей, от не сказанного вовремя слова примирения.

А сколько семей разрушено лишь только потому, что кто-то когда-то в чем-то малом не уступил? А дальше – беда. Поломаны жизни, нередко дети растут без отца, без матери.

А в обществе? На работе? Из-за ненависти раскалываются коллективы, люди остаются без куска хлеба из-за гордыни и неумения уступить. И не говорите, что попросить прощения легко. Это очень трудно, но в этом и есть подвиг – переломить самого себя. Если сердце твое еще не способно простить, ты подойди и попроси прощения. Скажи – «Прости!» Думаете, ничего не произойдет? Попробуйте, сделайте это сегодня, прямо после службы. Позвоните по телефону. И поверьте, ржа ненависти и разобщения начнет уходить из вашего сердца.

Уметь прощать, великодушие – удел не слабых, а сильных. Вспомните былинных героев, богатырей. Мы, называющие себя христианами, ходящие в Церковь, выполняющие заповеди, должны уметь это делать, как никто другой.

И я сейчас, понимая свое недостоинство, особенно перед пастырями, прошу прощения. Ибо иногда ошибаюсь. Словом, поведением, или неправильным начальственным деянием, может когда и оскорбляю вас кого. Я искренне обращаюсь к вам, мои сопастыри, с которыми мы вместе стоим у престола Господа нашего, прошу вас всех простить меня грешного перед началом Великого поста. И да простит Бог и вас силою своей благодати!

Обращаюсь и к вам, мои дорогие прихожане, братья и сестры. Я тоже человек, плоть носящий. И тоже нахожусь под влиянием многих обстоятельств мира сего. Поэтому не соблазняйтесь. Молитесь за Владыку, а я буду молиться за вас. И, если кого обидел, у всех вас прошу: простите меня грешного. Дай Бог, чтобы мы, вступая в поприще Великого поста, помнили о тех заветах, которые оставил нам Христос Спаситель.

И вновь и еще раз не устану повторять слова молитвы: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Дай нам силу, дай нам волю покаяния истинного, суть которого в нравственном изменении нашей жизни. Аминь».

Затем был совершен чин прощения, во время которого Владыка и духовенство испросили прощения друг у друга и у народа.

В завершение Митрополит Феофан преподал крест для целования верующим, которые подходили к Владыке, чтобы испросить прощения и получить благословение на прохождение Великого поста.

Пресс-служба Симбирской митрополии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23