Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирование российской идентичности и проект документа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» стали предметом обсуждения на заседании региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности».

К диалогу были приглашены учителя и директора школ, педагоги дополнительного образования, люди, занимающиеся воспитательной, профилактической работой, молодежной политикой, правоохранительной деятельностью, представители реабилитационных центров для несовершеннолетних, и другие.

Председатель Педагогической палаты Ульяновской области Андрей Скворцов подчеркнул, что обсуждаемая тема является актуальной и очень сложной одновременно, и предложил для начала остановиться на понятии «идентичность».

– Последние годы, может быть, десятилетия, подвели нас к той грани, за которой становится очевидным, что российское общество – это общество без общности, – отметил Андрей Скворцов. – Проблема российской идентичности уходит в проблему связи, того цементирующего раствора, консолидации, без которого ни одно общество существовать не может. Я не говорю о символическом, каком-то условном единстве. Понятно, что все мы смотрим одни и те же сериалы и слушаем выступление Президента за пять минут до начала Нового года. Это единство скорее символическое. А вот вопрос о том, есть ли и в чем состоят наши внутренние скрепы, чем цементируется наше общество в его глубине, и есть ли это единство – не символическое, а реальное, основанное на понимании общности нашей исторической судьбы, нанизанное на нашу общую историческую память, это вопрос уже другой.

Андрей Александрович пояснил, что в социологии под идентичностью понимаются переживание и восприятие человеком своей принадлежности к какой-то социальной группе, общности. Идентичность имеет два уровня: «мы – образ» и «я – образ». Российская идентичность, по его словам, это восприятие и переживание отношения к тому целому, которое называется Россия. В жизни каждого человека идентичность играет исключительную роль, потому что она позволяет жить каждому в мире с самим собой и в мире с окружающим, с обществом, с общностью. Российская идентичность – это способность человека во всей сложности и глубине российского мира, включая географию, культуру, историю, национальность, духовные традиции и т.д. соотносить с судьбой этого мира свою собственную судьбу. Но Скворцов подчеркнул, что идентичность не наследуется с молоком матери, не транслируется на генетическом уровне, она является результатом образования и воспитания. И порядок в государстве и обществе – одно из главных условий формирования идентичности.

Однако процесс формирования российской идентичности сегодня идет сложно. Причину этого Андрей Скворцов также обозначил, отвечая на вопрос, заданный после его выступления: «Выпускники советской школы, когда выходили в советское общество не видели противоречия между тем, что в их сознание закладывалось практикой школьного образования и воспитания и той общественной реальностью, в которую они попадали. Мы сколько угодно можем говорить о воспитании патриотизма, гражданственности, высоких ценностях. Но, когда выпускник школы приходит в общество и видит, что у нас действует система двойных стандартов, что существует двойное гражданство, а социальный мир расколот, как он себя в этом мире будет ощущать?»

Член регионального штаба ОНФ, доверенное лицо Президента РФ Путина В.В., Народный учитель России Юрий Латышев отметил, что прежде, чем решать практическую задачу, нужно решить ее теоретически.

– Все время в школе я занимался воспитанием гражданина и патриота, – сделал акцент Юрий Иванович. – Другой задачи для себя я не видел. Я свой предмет рассматривал, как только – право прийти в класс, давая знания по истории, обществознанию и культуре. Но к сожалению, сегодня появилась такая коллизия: мы по закону заниматься воспитанием не должны. Мы теперь не учителя, а преподаватели образовательных услуг.

Юрий Латышев напомнил, что также сегодня по закону нельзя использовать детский труд (например, привлекать ребят к работе на пришкольном участке и т.д.), что, по его мнению, не способствует формированию российской идентичности. Общее дело формирует личность ребенка. И в советское время школьников всегда сплачивал и воспитывал коллективный труд. Многие взрослые до сих пор с теплотой вспоминают, как в свое время ездили собирать картошку или свеклу в колхозы.

Народный учитель обратил внимание на необходимость сохранения чистоты русского языка. Сегодня появилось слишком много иностранных вывесок на улицах Ульяновска, а слова искажают настолько сильно, что становится страшно за нашу родную речь. Увы, но молодое поколение зачастую просто не может выразить словами свои чувства, эмоции или сформулировать мысль.

Председатель Региональной ревкомиссии ОНФ, Герой России Олег Лобунец поддержал Юрия Ивановича в том, что детей нужно приучать к труду в школе. Иначе в будущем общество рискует вырастить новое поколение людей, привыкших что-то получать, но не умеющих создавать и созидать.

– Я тоже посмотрела этот документ, – высказала свою точку зрения и.о. директора Департамента охраны прав несовершеннолетних Наталья Габбасова. – И считаю, что он нужен и актуален. Но мне кажется, что нужно более четко сформулировать приоритетные задачи формирования российской идентичности и прописать конкретные результаты, то, что мы хотим получить на выходе.

Член регионального штаба ОНФ, руководитель областного отделения «Женщины России» Зинаида Кудинова в своем выступлении подчеркнула, что проект Стратегии требует существенной доработки. Зинаида Алексеевна пояснила, что в Ульяновской области есть положительные результаты по вопросам воспитания и образования, которыми можно было бы поделиться с другими регионами. Также она предложила подключиться к работе над Стратегией практиков из числа преподавателей, классных руководителей.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ Олег Мустаев задал резонный вопрос: можно ли вернуть советскую систему образования и воспитания, и сколько времени на это понадобится. Ведь советскую школу и методы преподавания в советское время всегда считали сильными и фундаментальными. Юрий Латышев высказал свою точку зрения, отметив, что возвращение в прошлое, конечно, невозможно. Нужно строить новую систему, отвечающую требованиям и запросам сегодняшнего времени, ограничив при этом почти ежегодный выпуск новых учебников. Ведь педагогам необходимо овладеть знаниями, чтобы качественно передавать их ученикам.

Подводя итоги обсуждения, сопредседатель регионального штаба ОНФ Елена Куцына сообщила, что собравшиеся выразили общее мнение, что в Стратегии, безусловно, написаны правильные слова, но нет четкого плана, как формировать ценности в ребенке, чтобы он рос патриотом и гражданином своей страны. Документ на сегодняшний момент носит скорее декларативный характер, в нем не хватает информации о том, как все описанное реализовывать на практике.

Андрей Скворцов предложил вынести обсуждение Стратегии на площадку Педагогической палаты региона, где есть немало экспертов, которые также могут внести интересные предложения.

Всем участникам дискуссии были переданы для заполнения анкеты. В них экспертам предстоит ответить на ряд вопросов и обозначить ключевые проблемы в сфере духовно – нравственного воспитания и формирования российской идентичности, которые наиболее актуальны для Ульяновской области.

Анкетирование будет проходить по всей стране. Полученные в результате опроса данные региональный штаб ОНФ направит в Москву, где информацию обобщат.

IMG_03и09

IMG_0312

IMG_0314

IMG_0317