Проблемы организации и пути повышения качества пассажирских перевозок в г. Ульяновске и области стали главной темой обсуждения на очередном заседании Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, прошедшем 19 марта 2015 г.

Заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска Василий Кузнецов охарактеризовал положение дел в областном центре.
«Пассажирские перевозки на территории города Ульяновска представлены тремя видами транспорта: трамваями, троллейбусами и автобусами. МУП «Ульяновскэлектротранс» осуществляет пассажирские перевозки по 15 трамвайным и 10 троллейбусным маршрутам. Ежедневно на линию выходит 110 единиц трамваев и 44 единицы троллейбусов. На балансе предприятия на 1 января 2015 года числится 194 трамвая и 69 троллейбусов. В 2012 году закуплено 15 трамваев и 5 троллейбусов, в 2013 г. – еще 15 новых троллейбусов, 14 из которых с низким уровнем пола. Для развития охвата населения троллейбусными маршрутами произведено строительство в 2012 году контактно-кабельной сети в Новом Городе общей протяженностью 2,2 км, замена контактно-кабельной сети троллейбусов (2010 г. – 4,9 км; 2011 г. – 1,8 км; 2012 г. – 1,6 км, 2014 г. – 6,2 км) и контактной сети трамваев (2010 г. – 4,8 км, 2011 г. – 5,3 км, 2012 г. – 3,6 км, 2013 г. – 7,5 км, 2014 г. – 5,4 км). На территории областного центра также работают 19 автоперевозчиков (в 2010 году их было 41), которые, согласно заключенным договорам, обслуживают 94 регулярных автобусных маршрута, в том числе 12 сезонных», – сообщил докладчик.

Василий Кузнецов также добавил, что профильным комитетом администрации г. Ульяновска совместно с коммерческими перевозчиками выполняется программа по изменению структуры и обновлению пассажирского автопарка, при этом количество автобусов особо малой вместимости типа «ГАЗель» до марта 2015 года должно сократиться более чем вдвое к уровню 2010 г. На сегодняшний день программа реализована на 80%, а общая сумма инвестиций перевозчиков за период 2010-2014 гг. составила более 800 млн. руб. Сегодня в структуре пассажирского автотранспорта 790 автобусов особо малой вместимости «ГАЗель» (в 2010 году их было 1620), 501 автобусы малой вместимости марок «Форд», «Пежо», «Ивеко», «Ситроен», «Рено», «Мерседес» (в 2010 г. – 1), 52 автобуса средней вместимости ПАЗ и BAW (в 2010 г. – 72 и 30 автобусов большой вместимости ЛиАЗ (в 2010 г. – 47). Общее количество транспорта, по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 367 единиц, обусловлено сокращением числа автобусов марки «Газель» и заменой их на более вместительные автобусы.

Что касается ОАО «ПАТП-1», в общей сложности его на балансе насчитывается 165 автобусов различной вместимости, среди которых 67 автобусов марки «ЛиАЗ-5256», 7 – марки «ЛиАЗ-525633-01», 19 – «Богдан», 13 – «ПАЗ», 35 – «Бау Стрит», 8 – «КАВЗ «Аврора», 2 – «Икарбус», 8 экскурсионных автобусов марки «Хёндай Юнивёрсал», 3 – «Форд Транзит» и 3 – «Фиат Дукато». Предприятием обслуживаются 52 автобусных маршрута: 15 городских, 22 пригородных, и 15 междугородных.

По словам Василия Кузнецова, наиболее острыми для муниципальных предприятий проблемами является высокий процент изношенности подвижного состава (сегодня для трамваев он составляет 84,5%, для троллейбусов – около 65%, для автобусов – более 80%), а также убыточность ОАО «ПАТП-1» в силу государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. За 2014 год из бюджетов различных уровней на покрытие недополученных доходов от пассажирских перевозок было выделено 79 млн. рублей.

Отвечая на вопрос члена Общественной палаты Леонида Сороцкого и его предложение выводить на маршруты дополнительные автобусы в часы пик, представитель городской администрации пояснил, что выделение добавочного транспорта не предусмотрено условиями ранее заключенных с перевозчиками договоров, а приоритетной возможностью сократить время ожидания для пассажиров является замена автобусов типа «Газель» на более вместительные, что постепенно и производится. Кроме того, уточнил Василий Кузнецов, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска постоянно корректируются направления и график движения автобусов и «маршруток». Это связано с изменением пассажиропотока – к примеру, если несколько лет назад большинство пассажиров по утрам перемещались из Заволжского района в центральную часть города, то сегодня основное направление меняется на противоположное, т.к. люди едут на работу на недавно построенные предприятия промзоны «Заволжье».

Комментарий члена Общественной палаты г. Ульяновска, сотрудника МУП «Ульяновскэлектротранс» Владимира Фокина:

– Основные положительные моменты для развития общественного транспорта в г. Ульяновске имели место в последние годы и были инициированы совместно Губернатором Сергеем Морозовым и городской администрацией. В 2012 г. для Ульяновска было закуплено 15 новых трамваев и 5 троллейбусов, построено около 3 километров контактно-кабельной сети в Заволжском районе. В 2013 г. введено еще 11 км сети по проспекту Ленинского Комсомола и приобретено 15 троллейбусов, 14 из которых – низкопольные. Важными событиями 2014 года стали проведенный капитальный ремонт трамвайных рельсов на ул. Марата и их текущий ремонт на ул. Железной Дивизии, что значительно улучшило работу электротранспорта в центральной части областного центра.