В Ульяновске готовится к открытию самая крупная за последнее десятилетие выставка художественного объединения «Левый берег». Открытие состоится в Ленинском мемориале (БЗЛМ, 3 этаж) 3 апреля в 16.00. Ожидается, что пройдет оно в традиционном для «Левого берега» соединении музыки, поэзии и живописи. Здесь же будет представлена фото- и видеолетопись «Левого берега», а также архивные публикации о художниках.

Над возвращением «Левого берега» работают: архитектурная мастерская «Симбирскпроект», управление культуры администрации города Ульяновска, Ленинский мемориал при поддержке Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. Информационные партнеры: ГТРК «Волга», ulpressa.ru, «Симбирский курьер».

Накануне открытия выставки ulpressa.ru начинает цикл публикаций о художественном объединении. Сегодня, специально для нашего портала, статья уже известного читателям нашего портала художника Виталия Борисова.

Творческое объединение художников «Левый берег» существовало в г. Ульяновске в конце XX века. В его состав входило 7 человек: Алексей Соколов, Рамиль Идрисов, Евгений Чевачин, Виталий Герасимов, Евгений Сидоров, Сергей Маершин, Сергей Травкин. Объединение носило совершенно неформальный характер. Членство в этом объединении было условным, в выставках «Левого берега» принимали участие самые разные художники. Оно нигде не было зарегистрировано, не имело ни устава, ни программы, ни каких-либо манифестов или теоретических статей, провозглашающих и раскрывающих его идеологию. Да и самой идеологии тоже не было. Не существовало также единых эстетических принципов, позволяющих отнести это движение к какому-либо художественному течению (сюрреализму, экспрессионизму, кубизму и т. д.) Каждый из художников имел свои собственные художественные предпочтения и вкусы. Алексей Соколов, например, продолжал традиции московского нео-экспрессионизма А. Зверева и В. Казарина. Сергей Травкин основывал свое творчество на «аналитическом» искусстве П. Филонова. Евгений Чевачин тяготел к импрессионизму В. Стожарова и Л. Туржанского.

Движение «Левый берег» нельзя назвать модернистским или авангардистским в строгом смысле слова, потому что в нем не было даже намека на разрушение традиционных форм изобразительного искусства, отказа от традиционных способов или приемов живописи. За исключением отдельных нефигуративных мотивов в картинах Соколова, творчество живописцев «Левого берега» вполне находилось в рамках общего художественного движения русского и советского искусства 70 -80-х гг. 20 в. Их модернизм проявлялся, разве что, в противостоянии официальному союзу художников. Но эту борьбу нужно отнести скорее к андеграунду, чем к модернизму. Не имея доступа к выставочным залам, не имея возможности получать госзаказы, такие художники в условиях СССР могли заниматься художественным творчеством лишь полуподпольно. Официально же эти люди работали преподавателями художественных школ, оформителями в клубах и домах культуры. Самые радикальные из них становились частью «поколения дворников и сторожей» Они хотели свободно рисовать так, как хочется, не ограничиваясь идеологическими рамками, рисовать и показывать свои работы на выставках. Именно из таких живописцев возникло движение «Левый берег». Их объединяли не художественные принципы, а стремление к свободе жизни и творчества. Общими для них были неофициальность, непризнанность, подпольность.

Но, наверное, самым важным содержанием движения была какая-то особая атмосфера творческой радости и позитивности, которая всегда наполняла выставки «Левого берега». Эта позитивность, вообще, была характерна для конца 80-х гг. Всех тогда охватывали всеобщее радостное воодушевление, радужные ожидания прекрасного будущего. Это светлое настроение длилось до тех пор, пока не сменилось мрачной безысходностью 90-х.

С тех пор прошло больше 20-ти лет. Время примирило официальных и неофициальных художников. Теперь всех уравняла суровая реальность «общества массового потребления». Мир превратился в большой супермаркет, изнутри которого с особенной ностальгией вспоминается непрагматичный идеализм 80-х, бескорыстная увлеченность искусством, открытые отношения между людьми, лишенные поиска личной выгоды и расчетов. Может быть, в подобной непрактичности и заключалась идеология объединения «Левый берег»? Но неужели этот идеализм, как и сам «Левый берег», остались в прошлом? По крайней мере, художники еще живы (только, к несчастью, с нами уже нет Евгения Чевачина) и продолжают создавать замечательные произведения искусства. Живы наши воспоминания, наша ностальгия по тем годам. И это – хороший знак. Ведь именно то, что мы вспоминаем, берем и пытаемся сохранить из прошлого, прокладывает нам дорогу в наше будущее.

Текст – Виталий Борисов.

На фото Валерия Дурнова — художник «Левого берега» Рамиль Идрисов и его работы (1991 г)

ЛБ_Идрисов

ЛБ_Идрисов_работы