Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан ответил на вопросы журналиста Ирины Антоновой в телестудии интернет-портала издательского дома «Ульяновская правда».

Здравствуйте, Владыка! На встрече со Святейшим Патриархом, состоявшейся 9 марта этого года, в Москве, где вы были вместе с губернатором региона Сергеем Морозовым, Предстоятель Русской Православной Церкви подтвердил свое намерение посетить Ульяновск в мае 2015 года. Как в Симбирской митрополии идёт подготовка к визиту?

– Естественно, много суеты, многое надо сделать, но мы с трепетом и любовью готовимся к этому визиту. 400 лет Земля Симбирская ждала приезда Святейшего Патриарха и его приезд – не просто историческое событие, это новая страница в жизни нашего края.

Кроме освящения Спасо-Вознесенского кафедрального Собора что еще запланировано в ходе визита Святейшего Патриарха?

– Даже сам по себе визит, освящение собора и то, что Патриарх возглавит богослужение – уже очень значимо для нас. Конечно же, будут встречи с людьми и с общественностью. Программа насыщенная.

Какие еще планы на этот год?

– Планов много. Я неоднократно уже говорил о том, что нам необходимо подумать о восстановлении исторической справедливости. Меня очень волнуют разрушенные и пока еще не стертые с лица земли великолепные храмы. Необходимо как можно быстрее запустить в действие программу по восстановлению таких святынь. Они стоят поруганные и являются немыми свидетелями нашего варварства. Поэтому мы обязаны восстанавливать их.

Важно подумать и о строительстве новых храмов, закладке народных парков, к примеру, таких, как «Сквер возрождения духовности».

Может быть, стоит в народных парках и строить новые храмы?

– Да, это было бы хорошо. Посмотрите, что происходит: некоторые говорят, что у нас уже есть множество церквей, зачем нам еще? Отвечу: я нередко специально сажусь на машину и объезжаю районы Ульяновска. И вижу: вот Заволжье, огромный район, 150 тысяч населения, а там всего 2-3 храма. Такая же ситуация в Засвияжье. Это же ненормальное явление!

Храмы нужны, как воздух. Почему? Душа ищет успокоения. Особенно сейчас, когда из-за непростой геополитической обстановки многих людей мучают страхи и опасения за свое будущее. Все мы, смотрим телевизор, слушаем радио, читаем газеты, и так или иначе становимся участниками происходящих в мире событий, а слово «кризис» сейчас звучит со всех сторон. Вот вам и повод для тревоги.

Мятущаяся душа в самые трудные минуты должна найти пристань. И пристань эта всегда была в Боге, в храме. Поэтому сейчас храмы нужны как никогда. Многие скажут – вот, кризис, как же мы будем сейчас строить? А в кризис и надо строить.

Всем миром…

– Да. И именно сейчас показать людям путь к вере, дать им возможность обратиться к Богу важнее, чем многие могут себе представить. Посмотрите – у нас проблема с молодежью. Наркомания, пьянство – потеряны ценностные ориентиры. Об этом надо говорить открыто. Мы часто говорим об идентичности, о национальном самосознании, о необходимости поддерживать малые народы. Это все правильно. А великий русский народ разве не нуждается в поддержке? Разве нам не надо хранить свою культуру, свою историю, веру и традиции? Посмотрите, до чего мы дошли: у нас проблема с демографией, и корень этой беды гораздо глубже, чем принято думать.

Мне часто говорят, что корень зла в социальной необеспеченности и незащищенности. Говорят, – будем жить богато, тогда и рожать будем…

Ничего подобного?

– Конечно, это ложь. Посмотрите на Запад. Сытые страны: Швеция, Финляндия, Франция, Германия, особенно скандинавские страны. Их жители социально защищены, а рождаемость падает! Мало того, я вам задам вопрос: где самые большие суицидальные тенденции, в какой стране?

Наверное, в какой-то из этих стран?

– Я читал, что больше всего суицидов в Швеции и Финляндии. Значит, проблема в потере смысла жизни. Наелись, навеселились, а дальше?

Зачем жить?

– И чем жить. Без внутреннего содержимого души, без правильных целей в жизни при внешнем достижении комфорта рано или поздно наступает пустота, которая толкает на крайние меры – сведения с жизнью счетов. Поэтому так важно возрождать сейчас веру, нашу культуру, наши ценности, возрождать патриотизм, любовь, сначала к нашему малому гнезду, где ты родился, а потом к своему отечеству, имя которого – Россия. Любовь, которую мы так бездарно теряли, особенно последние 20 лет.

Владыка, в жизни каждого большую роль играет школа. Я помню, как из нас, это были 80-е годы, буквально выбивали и знание, и тягу к религии. Сейчас пытаются вернуть. На очередном Архиерейском Совете Симбирской митрополии, который прошёл 12 марта, был рассмотрен вопрос преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах области. Во многих ли школах этот предмет включён в программу?

– Еще раз не постесняюсь здесь, уже в этой студии, сказать слова благодарности нашему губернатору Сергею Ивановичу Морозову. За то, что его беспокоит не только экономика и социальная сфера, но и нравственное возрождение нашего общества, особенно молодежи, патриотическое воспитание, сохранение традиционных духовных ценностей. Ведь их можно сохранить, только прививая знания с детства.

Совместно с руководством министерства образования в январе этого года я встречался с директорами школ нашей области. Вы знаете, удивительно конструктивный получился диалог! Я им сказал: кого мы боимся, какого религиозного засилья? Ведь речь не идет о том, чтобы заставлять детей молиться против их воли или изучать в школах Закон Божий. Обратите внимание, предмет называется «Основы традиционных культур», то есть православия, мусульманства, мировых религий и светской этики. Если мы хотим называть себя культурными людьми, разве плохо, если наши дети будут знать основы нашей религии?

Я читал, что по поручению президента Владимира Путина в России планируется создать специальную структуру, департамент или министерство, по делам национальностей и межконфессиональных отношений. Эта сфера очень уязвима. Мы видим, что происходит сейчас на Арабском Востоке, когда именно религиозный фактор выступает, в некотором роде, взрывоопасным веществом. И где гарантия, что все будет спокойно в нашем обществе?

Я очень хочу, чтобы все поняли: если мы не знаем своих религиозных основ, не уважаем свою историю и религию, мы будем невежественно относиться и к носителям других религий. И наоборот, уважая свою культуру, свою веру, мы будем уважать и других. Чему учит православие? Относиться к любому человеку как к Образу Божьему. Нигде и никто не скажет, чтобы в христианстве прививалась ненависть к носителям других религий.

Мы в этом году обязательно создадим межконфессиональный лагерь, где мы соберем ребят по 20 православных и мусульман. Пусть они проведут 2-3 недели вместе. Конечно, они будут молиться отдельно, согласно принятой в их вере традиции, но они будут общаться, вместе заниматься спортом, соревноваться, обмениваться информацией. Это будет способствовать пониманию того, что нам нечего делить, что мы не можем быть врагами. У нас путь только один – путь доброго, я бы сказал семейного взаимоотношения. Ведь страна – это одна семья, это наш общий дом.

Еще раз подчеркну, – сохранение межрелигиозного, межнационального согласия и мира можно достичь только тогда, когда мы знаем историю своего народа, свою культуру и веру. Именно тогда мы будем уважительно относиться к носителям другой культуры и веры. Не разрез глаз и не цвет кожи определяет сознание человека как Образа Божьего, да и кровь, кстати, у всех ведь одинаковая.

Также на Архиерейском Совете обсуждалась деятельность теологического факультета при Ульяновском Государственном Педагогическом университете. Какое участие в его судьбе планирует принять Симбирская митрополия?

– Мы в самое ближайшее время будем встречаться с ректором педагогического университета Тамарой Девяткиной, чтобы обсудить судьбу факультета, как активизировать и расширить его деятельность. Многие спросят, – зачем? Отвечу. Я часто встречаюсь с сотрудниками муниципальных учреждений и структур разных уровней власти. При этом нередко вижу, что человек от государственного органа занимается связями с религиозными организациями и понятия не имеет, что это, какое устройство имеет Церковь, чем живут и какие ценности исповедуют верующие. Выпускники теологического факультета могут идти именно в эту сферу, они могут быть полезны как в религиозных учреждениях, так и в системе управления, на государственной службе.

С другой стороны, сейчас все говорят о нехватке кадров для преподавания «Основ православной культуры». Вот вам и будущие педагоги, методисты. Развитие факультета теологии важно не только для церкви. Обществу это позволит исключить случайных людей в тонкой сфере взаимоотношения государства с религиозными организациями.

Раз мы заговорили об образовании, Владыка, в одном из интервью на ГТРК «Волга» Вы сказали, что в регионе будет открыта духовная семинария и ее планируют разместить в здании бывшего духовного училища. Сейчас там располагается медицинский факультет УлГУ.

– Начну с истории. В Симбирске была духовная семинария. Она располагалась в одном из зданий на улице Гончарова, которое, в свое время, я бы сказал, не совсем законно приватизировали. А там, где сейчас расположен медицинский факультет, было духовное училище.

Сразу хочу предупредить тех, кто захочет на этом сыграть и раздуть скандал, заявляя: как же это так, выгоняют, не отдадим! Не надо этого делать. Никто никого не выгоняет. По сути, это восстановление элементарной исторической справедливости. И так все разрушено, отобрано, поругано.

У меня есть опыт мирного и спокойного решения подобных проблем, и мы уже обсуждали этот вопрос с ректором Ульяновского Государственного Университета Борисом Костишко. Я думаю, что мы решим этот вопрос ровно, конструктивно и спокойно.

То есть для студентов медицинского факультета найдут новое здание?

– Конечно. Я разговаривал об этой перспективе и со студентами, и с педагогами вуза. Здание бывшего духовного училища не очень хорошо приспособлено для занятий медициной. И еще – там же был храм, а сейчас в этом месте аудитории, морг, лаборатории. Ведь это, по сути, надругательство над своей историей и культурой. Чьи-то деды, прадеды вкладывали свою копейку и строили это здание именно как духовное училище. Как вы думаете, хотели бы они, чтобы спустя годы здание вернули Церкви?

И, если уж речь зашла о духовном образовании, могу вам сказать о том, что мы приняли решение на Архиерейском совещании о создании училища по подготовке псаломщиков, а, может быть и регентов будем готовить. Это дирижеры церковных хоров. Предполагается двухгодичный курс.

Как сам храм должен быть красив, так и служба в нем должна быть красива, поэтому и петь, и читать нужно профессионально, «с улицы» людей не возьмешь. До этого какие-то курсы в Ульяновске были, но это все было местечково, а с сентября мы планируем централизованно набирать студентов для профессионального обучения.

Студентов из кого, из простых ребят? Любой сможет прийти?

– Это будут и девушки, и молодые люди. Конечно, будет отбор. У желающих обучиться на псаломщика должны быть слух и голос, поэтому музыкальное образование приветствуется.

Образование немыслимо без хорошей литературы. Но, чем дальше от Москвы, тем хуже налажена система распространения православной литературы. К сожалению, выставка «Радость слова», которая проходит не так часто у нас, не сможет решить этой проблемы. Владыка, можно ли приобрести сейчас качественную православную литературу в наших региональных церковных лавках?

– Вы задали очень хороший, своевременный вопрос! Когда я приехал в Симбирск, то отметил – здесь в церковных лавках как раз много хорошей литературы, но вы правы, этого недостаточно. У меня есть мечта создать лавку церковной книги при новом Спасо-Вознеском кафедральном соборе. Там есть подходящее помещение. Это должен быть большой магазин православной и духовной литературы, в котором книги были бы в свободном доступе, чтобы можно было подойти и полистать их. В нем будут работать не просто продавцы, а консультанты, которые смогут рассказать о книге, дать аннотацию, помочь с выбором. Это очень важная тема. Без книги жить невозможно, и интернет никогда не заменит книгу. Мы снова к ней вернемся.

– А есть у нас православные библиотеки?

– Мы сейчас понемногу наполняем городские библиотеки православной литературой, создаются и библиотеки при храмах, так что это очень важный и нужный спектр действия Церкви.

– Сейчас появилось много псевдоправославной литературы. Как её отличить от истинной православной? И что делается для преодоления этого явления?

– Все очень просто. На сегодняшний день все вновь изданные книги православной направленности просматривает Издательский Совет Русской Православной Церкви. И данный Совет ввел специальный гриф для печатной продукции, который так и выглядит: «благословляется Издательским Советом РПЦ». Хочу подчеркнуть – это ни в коем случае не цензура и даже не рецензия. Подобная проверка как раз позволяет избежать подмены и ошибки в выборе.

-Владыка, Вы недавно в Ульяновске и многие интересуются Вашей жизнью. Хотелось бы узнать, как Вы пришли к Богу?

– Меня часто спрашивают об этом. Я родился в традиционной глубоко верующей семье и для меня вопрос веры никогда не стоял. Проблема была в другом: хотя я всегда хорошо учился и не был зашоренным, в момент моего взросления, ближе к армии, был период, когда я чувствовал, что выпадаю из общей сферы. Время тогда было атеистическое и влияния извне было сильным.

Мне неизбежно пришлось соприкоснуться с молодежной средой. И вот, представьте, даже здесь, в Ульяновске, когда я служил в армии, приходили ребята, хвалились своими какими-то похождениями, которые мне были чужды. А потом закрадывалась мысль: «Может попробовать? Они вот какие свободные!» И я доходил до какой-то черты, а потом мне становилось очень стыдно, и я отступал. И вот эта вера детская меня оберегала от поступков, которые шли вразрез с верой, привитой мне с детства.

И если вернуться к вопросу о воспитании, то часто слышу: «Зачем детям религия, православие? Вырастут, сами решат». А я всегда шучу: зачем мы прививку от оспы делаем? Пусть рябой станет, а потом лечите его. Нет, мы же делаем прививку, чтобы рябой не стал. Так и детская вера, она способна от очень многих бед уберечь человека.

– То есть Вы здесь, в Ульяновске, приняли решение пойти по пути служения Господу?

– Нет, это решение я принял позже. После армии я поехал в семинарию, она мне очень понравилась. Тогда я и решил в нее поступить.

– Что для Вас жизнь во Христе?

– Это сложный вопрос. Не только для меня, а для любого христианина. Дело в том, что христианин в своей жизни должен не только умозрительно признавать, что Христос есть, не только мысленно соглашаться с заповедями Божьими, но воплощать их в жизнь, в реальность, те идеалы, нормы, которые оставил Христос и которым он учил.  Тогда это будет жизнь во Христе.

Нередко спрашиваешь людей, – веруешь? Верую! А спросишь, как ты веруешь?  И в ответ слышишь: ну, я признаю, что где-то там, кто-то там есть… Это еще не вера. Есть в Евангелии выражение: «И бесы веруют, и трепещут». Это значит, что у них тоже есть знание о том, что Бог есть. Они не только верят, знают об этом, и боятся, трепещут, но при этом остаются бесами – творят противное Богу. И для человека жить во Христе, если очень коротко: жить по тем заповедям, которые оставил нам Христос.

– Владыка, мы с Вами встретились во время Великого Поста. В наши дни «поститься», то есть сидеть на диете, голодать, как некоторые понимают значение этого слова, стало модно. Однако для православных Пост – это нечто иное. Владыка, что для Вас означает слово «поститься»?

– Я всегда в шутку говорю: в первую очередь не ешьте друг друга. А если вдуматься, это очень верное и глубокое пожелание. Такое самоедство начинается с разного. Мы незаметно для себя осуждаем, подсиживаем, клевещем друг на друга. И здесь уместно вернуться к тому, о чем мы уже говорили. К жизни во Христе.

В чем суть поста? В изменении своей жизни в лучшую сторону. Это ревизия своей души, своих дел. Читай книгу своей жизни, листай… Много чего найдешь, что не так делал. Где-то оклеветал, кого-то обидел. Может, найдешь и более тяжкие грехи: сблудил, попьянствовал, своровал. Их много у каждого человека, таких грехов. Самое главное в пост оставить грех, покаяться, дать обещание и начать жить согласно правде. Это главное, к чему надо стремиться. А к воздержанию в пище лучше относиться не как к диете, а как к норме, которую Бог определил. Это, по сути, послушание, средство, которое помогает обуздать свою, нередко необузданную плоть.

Кстати, вы знаете, как объезжают лошадей? Их выводят в глубокий снег или в глину, такую, чтобы ноги вязли. И, когда наездник садится на лошадь, она рвется, пытается сбросить человека, но не получается никак. Затем постепенно начинает привыкать и успокаивается. Так и плоть наша, как дикий конь, иногда тащит нас не туда, куда надо. Иногда ее надо приструнить. Для этого и дан пост.

– Владыка, что бы Вы хотели пожелать сегодня православным?

– Вы сами уже сформулировали мое пожелание: жить во Христе, жить по правде, по заповедям Божьим, по совести. Многие говорят: «я не знаю заповедей…» Да всё знают! Лукавят только. Если уж и не знаешь заповедей, лучший подсказчик тогда – совесть. Вот слушайся её и не ошибешься. Захотел сделать что-то не очень порядочное, а она говорит: «ну, не надо, ну что ты, перестань». Послушайся её, и все будет нормально.

А если кто не постился еще – начинайте. Поверьте – не прогадаете, потому что Бог в долгу никогда не бывает. Без поста, без страстной седмицы никогда не бывает такой радостной Пасхи. Поэтому, потрудись и тогда с радостью встретишь Пасху Христову.

– Спасибо, Владыка.

В завершении беседы, Глава Митрополии ознакомился с выставкой репродукций картин Аркадия Пластова, расмещенной в студии регионального пресс-центра.

Пресс-служба Симбирской Митрополии

1

2

3

4

5

6

7

8