Новый музей города сегодня, 27 марта, в Международный день театра, наполнится зрителями и актерами и станет живой декорацией для действа.
Он располагает к лицедейству, этот «Дом-ателье Ф.О. Ливчака», открывшийся в декабре прошлого года и ставший семнадцатым по счету музеем Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Ты еще не вошел в красавец-особняк, а он уже будит твое воображение. На фасаде – сказочные жар-птицы, глухари токуют на ветвях волшебного леса, а над входом, как в старинной русской игрушке, ударяют молотами по наковальне мужик и медведь… Неудивительно, что здесь в советское время и даже в течение нескольких постсоветских лет располагалось Ульяновское отделение Союза театральных деятелей. И до сих пор в народе по инерции здание называют Домом актера.
Архитектор-сказочник
В стенах этого особняка с самого начала разыгрывались и театральные, и жизненные драмы.
Успешный и талантливый архитектор, инженер и дизайнер Федор Осипович Ливчак (1878-1919) дом для своей семьи с мастерской построил в 1914 году. Здание, как и многие творения этого симбирского архитектора эпохи причудливого и утонченного стиля модерн, создано в неорусском стиле. Его дома, словно вышедшие из русских сказок, по сей день украшают наш город. Вспомним нынешние административный корпус УлГУ, кинотеатр «Художественный», Воскресенскую церковь, дом-теремок, тубдиспансер и другие.
Будучи главным архитектором Симбирска, Федор Осипович вместе с коллегами Августом Шодэ и Феофаном Вольсовым во многом сформировал облик города конца XIX – начала XX веков. Тогда он считался одним из красивейших в Поволжье.
Собственный дом-ателье Ливчак построил из бетонных пустотелых блоков, которые сам же и изобрел. Разработал он и систему строительства из них зданий, которая стала широко известна в России. Блоки оказались доступны не только представителям среднего класса, но даже крестьянам.
С момента вселения Ливчаков в новый дом он наполнился театром. Хозяева Федор Осипович и его жена Мария Васильевна были заядлыми театралами. Вместе с пятью детьми ездили на лошади Маньке в городской театр. Любили они и домашние спектакли. Мария Васильевна сама их ставила. Играли и дети, и взрослые.
Увы, счастье было недолгим. Грянула революция. В 1918 году Федор Осипович бежал от красных с белыми в Омск. В Симбирске без средств к существованию осталась его семья. Вокруг – грабежи, аресты, расстрелы. Царствуют голод и холод. Большой семейный дом отобрали пролетарии. Ливчак больше его не увидит, он умрет в Омске от сыпного тифа.
И,наверное,неслучайно,спустя сто лет, в 2014 году судьба архитектора стала сюжетом для спектакля «Любовь в лихолетье». Он был поставлен в рамках образовательного проекта «Из Симбирска с любовью…» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», выигравшего грант Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Возвращение к жизни
История превращения этого дома в музей тоже полна драматизма.
Еще шесть лет назад он представлялтобой жалкое зрелище. У музейщиков, да и у многих горожан сжималось сердце при виде разрухи, в которой находились его помещения. Здания особенно быстро ветшают без обитателей и отопления. Понятно, что общественной организации – Союзу театральных деятелей – отремонтировать его было не по силам.
Инициаторами возрождения особняка стали прежний председатель СТД Борис Александров и прежний директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов, которые понимали, что это уникальный памятник истории и архитектуры. Обоих уже, увы, нет в живых, а особняк здравствует…
Ирина Котова, теперешний директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которая, по ее собственному признанию, с особым чувством занималась «реанимированием» этого дома (Ливчак – ее любимый архитектор), вспоминает, как трудно и долго шли подготовительные работы к реставрации, как досконально все выверяли и старались следовать логике Мастера.
Она утверждает:
– Дом этот волшебный. К нам сюда приходили разные специалисты, которым, понятное дело, надо было заработать деньги, но скоро все подрядчики становились нашими друзьями. Желание сделать хорошо было абсолютно у всех, кто попадал сюда. Особенно ярко это проявилось, когда расписывали плафоны. Мастера четыре раза их переделывали. Там только оттенков золотого было восемь и порядка 19 оттенков других цветов! И мы восстановили потолки в большой и малой гостиной и малой столовой так, как это было сделано Ливчаком.
– Великий труд провели специалисты института «Спецпроектреставрация», – продолжает Котова. – Еще в докомпьютерную эпоху, создавая проект реставрации дома, они расчистили плафоны до первого слоя. Я кланялась неделю этим людям, которые еще и в акварели сделали великолепные развертки.
Камин в мастерской Ливчака -тоже интересная история. После нескольких лет консультаций со специалистами из Москвы и интуитивных догадок выбрали вариант, приближенный к тому, который мог бы быть.
Учитывались даже мелочи. По сохранившимся нескольким дверным ручкам отливали фурнитуру. Большая проблема была с цементными подоконниками – скругленными, с еле заметными извивами, изгибами. «А модерн – он весь такой, он на нюансах, малозаметных глазу деталях, – уточняет директор. – И с этими подоконниками можно было все испортить, просто отлив его ровно».
живой экспонат
В процессе реставрации встал вопрос о музее: какой делать?
– У нас ведь уже есть музей архитектуры эпохи модерна в Симбирске, где мы подробно рассказываем, в том числе и о творчестве Ливчака, – говорит Ирина Геннадьевна. – Но, с другой стороны, дом-ателье – «живой» экспонат, он сам по себе музей. Такого уровня памятников в городе по пальцам можно сосчитать. Идея показать его со всем, что там есть, была для нас очень важна. Ливчак строил дом как рекламу своего изобретения – пустотелого кирпича. Он совместил дом для семьи и ателье. Это уникальная особенность, и мы хотели ее сохранить. И там решили показать интерактивно, что представляет собой его изобретение.
Невозможно было не отдать дань стилю модерн. И экспозицию, ему посвященную, разместили в одном из выставочных пространств первого этажа. Здесь образцы интерьера, предметы быта. Приметы меняющегося времени – граммофон, печатная машинка, фотоаппарат. Особое внимание – дамскому костюму, который претерпел большие изменения, прежде всего потому, что женщины начинают работать и им требуется более удобная одежда.
Не хватает в этой части экспозиции, пожалуй, только дамской шляпы той эпохи.
– Если у кого-то таковая сохранилась, – обращается к горожанам Ольга Туркина, заведующая отделом музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», – мы просим принести ее нам. Шляпа – это особая «песня». Это были огромные «клумбы», «корзины» с фруктами на головах у дам, которые завершали костюм. Без шляпы женщина считалась неодетой.
– Поскольку особняк Ливчака известен в городе как Дом актера, – продолжает Туркина, – мы посчитали, что не грех здесь разместить театральную экспозицию, тем более что таковой в городе нет.
Теперь весь второй этаж занимает экспозиция «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска».
Здесь, среди портретов знаменитых актеров, рассказывает научный сотрудник «Дома-ателье Ф.О. Ливчака» Жанна Суркова, множество театральных историй. Оказывается, у Малого театра в Москве – симбирские корни. Помещик Симбирский губернии Столыпин имел труппу крепостных актеров, позднее он продал своих артистов в Москву. Они стали потом основоположниками известных в России актерских династий.
А вот сюжет, который мог быть достойным пера драматурга Александра Островского. В 1879 году в Симбирске на свои средства возвел кирпичное здание театра увлеченный театрал, частный адвокат М.Ф. Прянишников. Оно было огромным для провинции” того времени, даже больше, чем в Казани. На его постройку энтузиаст взял большую ссуду. За долги Прянишникова привлекли к суду. Он просил городские власти приобрести театр за 100 тысяч рублей, но город его не купил. Адвокат проиграл дело, его имущество было распродано…
Когда музейщики начали работать над темой театра, то обратились за помощью в крупнейший в России Государственный театральный музей имени А.А. Бахрушина, с которым дружат и сотрудничают много лет. И тогда родилась идея открыть в «Доме-ателье Ф.О. Ливчака» представительство бахрушинского музея.
– И опять у нас все сошлось! – восклицает Ирина Котова. – Бахрушин и Ливчак – современники, они одной масти. Хотя Бахрушин и был богатейшим человеком, купцом, но страстью его жизни был театр, коллекционирование всего, что с ним связано. И особняк Бахрушина построен в стиле модерн. Есть другие совпадения в жизни и того, и другого…
Экспозиция из этого музея органично вписалась в малой гостиной и столовой на первом этаже. На выставке «Бахрушин – создатель театрального музея. Шедевры театральной коллекции» с более чем 50 подлинниками – это потрясающие фотографии, документы, афиши, графика, живопись, костюмы, в одном из которых играла непревзойденная Мария Ермолова. Впечатляет вместительный кофр-шкаф с утюжками для кружев, текстом роли, подстаканник, шкатулками для грима, парика и прочими артистическими атрибутами. С ним гастролеры переезжали из города в город.
Сегодня «Дом-ателье Ф.О. Ливчака» превращается в маленький театр и распахивает свои двери для всех желающих.
В 11.00, 12.00 и 13.00 горожан ждут на экскурсии по экспозициям музея. Любопытно будет заглянуть в театральное закулисье: побывать в гримерке, «примерить» старинные наряды в виртуальной примерочной, попробовать свои силы в качестве актера или суфлера.
А в 16.00 состоится вечер «А.А. Бахрушин и Императорские Большой и Малый театры» с участием режиссера Олега Александрова и актеров Димитровградского драматического театра имени А.Н. Островского. Они сыграют отрывки из спектакля «Гроза». Проведет вечер гостья из столицы – заведующая отделом научно-просветительской работы ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Татьяна Батова.
Все – на представление, тем более что вход свободный!
Ирина Морозова