«Остановиться, оглянуться». Митрополит Феофан стал первым героем новой передачи на телеканале СТВ Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан стал первым героем новой программы на телеканале СТВ «Остановиться, оглянуться». С Владыкой беседовал автор и ведущий проекта Олег Куликов.
– Здравствуйте, Владыка. И первый вопрос, каким Вы оставили Ульяновск 46 лет назад и что Вы увидели столько лет спустя? – Когда я вошел сюда, задал вопрос: «Кто здесь хозяин?». Вы спросите почему я задал этот вопрос? Замечательная студия у вас. Это то, чего в те времена, 46 лет назад, не было. Если говорить о городе, я служил в Высшем военном училище связи 2,5 года. Я помню очень хорошо город. Он был совсем другим. – Булыжные мостовые? – Да, но улочки, надо сказать, опрятные были тогда. Храм вот, только один был – Неопалимовский, да еще Воскресенская церковь на кладбище. А сейчас, слава Богу, храмов много, культурных центров, много новых зданий появилось, но жалко и другое: даже по сравнению с тем временем я вижу, что именно исторических мест и зданий было много утеряно. Это вызывает тревогу в душе от того, что мы рушим созданное нашими предками. С другой стороны, появились новые большие микрорайоны, и это замечательно. Все развивается в динамике. – Вы ведь застали и Стрелецкую улицу, и другие здания, которые были снесены в период второй культурной революции, я так ее называю, к столетию вождя. Женский монастырь в центре города был разрушен. – Да, монастырь особенно жалко, ведь это была жемчужина Симбирска! Кстати, монастырь будет возрожден, мной принято такое решение и уже получено благословение Святейшего Патриарха. Слава Богу, там сохранилось несколько корпусов, и они сейчас передаются церкви. В самое ближайшее время туда будет назначена настоятельница, пока что как старшая сестра, которая будет заниматься возрождением этого замечательного монастыря. Он был у нас одним из самых древних на Земле симбирской. – Вы знаете, Владыка, я ведь все это помню, как ломали этот монастырь и мальчишки чуть ли не в футбол играли вот этими останками из склепов, это было жуткое зрелище. А сейчас там расположен торговый комплекс Версаль. И, на мой взгляд, ни в какие ворота это не укладывается. – Это печально, но это факт. И наша задача – вернуть историческую память нашему народу и земле Симбирской. Сделать все возможное, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось. И, уж коль заговорили мы об истории нашего края, хочется еще раз поделиться своей болью: сколько же прекрасных храмов стоят порушенными на симбирской земле! Стоят они поруганные, забытые, вроде бы и никому не нужные. Я жил многие годы в разных странах мира и видел, что там очень бережно относятся к святыням даже чужой религии. Возьмите Грецию, Турцию. Едешь по этим странам, а они вам рассказывают: вот здесь Николай святитель был, а вот здесь Ной… и примеров таких – масса. Для них это история, их культурный слой, а мы до сих пор как в полудреме. Свое, родное мы не можем достойно защитить. Вот сейчас вроде бы проснулись мы, но за проблемами кризисов, санкций не видим главного. Посмотрите, какие у нас просторы, красоты, так и хочется воскликнуть: «Да оглянись, русский народ, познай свою историю, окунись в культуру, свои истоки!» Но, сразу оговорюсь, произнося «русский» я имею в виду не только этнос. – То есть российский? – Да, российский. Мы все граждане одной страны под названием Россия. Ведь здесь такое богатство, том числе и на Земле симбирской. Я думаю, что мы все вместе, всем обществом сможем многое сделать во благо нашей страны. – Ульяновск традиционно связан с именем Ленина. Как вы относитесь к этому человеку? – В отношении Ульяновска не соглашусь с вами. Куда вы денете те триста лет, что были до Ленина? Земля Симбирская уже на момент его рождения была славным местом. История Симбирского края начинается не с истории появления здесь вождя мировой революции, а гораздо раньше. Как же Карамзин, Гончаров, Пластов? И многих других имен можно назвать. Кстати, вот вам еще один политический персонаж – Керенский. Тоже родился в Симбирске. – Забытый вождь. – Да, сначала соратник, потом оппонент. О нем вообще все время умалчивают. Но это тоже историческая личность. Что же касается нахождения тела Ленина в мавзолее, хотелось бы напомнить, что есть в нашей культуре традиция упокоения, я не навязываю ее никому, но это традиция не только церкви, но и нашего народа в целом. Мы до сих пор, и атеисты, и люди других религий, ей верны, мы хороним людей. Поэтому и вождь мировой революции нуждается, наверное, в соблюдении закона, который Бог определил, как «Земля еси. И в землю отидиши». Но еще раз хочу подчеркнуть, я никому не навязываю этой традиции. Пусть сама жизнь распорядится, а история каждому определит свое место. – Но существование мавзолея, получается, признак язычества? -Давайте вспомним, ведь в мавзолее какое-то время лежали и Ленин, и Сталин. Сталин даже был в какой-то степени более популярен в народе, чем Ленин. Не обвиняете меня в сталинизме, мой дед практически погиб в Соловках, родители мои за веру страдали, и я не сталинист. Более того, никогда нельзя будет оправдать те злодеяния, которые совершил Сталин и ту систему, которую он создал, когда миллионы людей погибли. Но вот настал момент, когда сказали, Сталина надо захоронить. И что? Земля не провалилась, Советский Союз не распался и, если придет тот период, когда наше общество и наши граждане осознают необходимость захоронения теперь уже Ленина, то давайте мы достойно отдадим честь человеку, нашему земляку, который сыграл определенную роль в нашей истории. Большой беды, если мы это сделаем, наверное, не будет. – У Маяковского есть такая строчка: «Здесь каждый камень Ленина знает по топоту первых октябрьских атак». Я почему вспомнил эту фразу? В Симбирске была чудесная Никольская церковь, где крестили Ленина, так как же у народа поднялась рука снести ее? Где логика? – Логику народа порой вообще сложно понять. Я не понимаю и логику самого Владимира Ильича, который говорил, чем больше я уничтожу попов, тем лучше будет мировой революции. Поверьте, не так уж страшны были «попы» для мировой революции. И в то же время, когда при Ленине начали крушить храмы, началось надругательство над святынями, я не могу этого понять. Но это исторический факт, его нельзя перечеркнуть. – Владыка, переведу тему с Вашего разрешения на современность. Включаешь телевизор и нам, людям, выросшим в СССР, непонятно что происходит сейчас с братскими некогда народами. Жили дружно, ездили в гости друг к другу и вдруг такая ненависть. Откуда это взялось? – Вы задаете вопрос, на который просто и легко не ответишь. Суть в чем? За последние сто лет у нашего многомиллионного, многонационального и многоконфессионального народа были отобраны базовые нравственные ценности, духовная основа. Они были разрушены и утеряны почти полностью. И это самая большая проблема. При этом нам предоставили полную свободу, живи как хочешь! Помните, один из наших вождей сказал: берите суверенитета столько, сколько проглотите. Нам предложили устроить парад суверенитетов. И этим подтолкнули нас к тому, что мы имеем сейчас. Это, если хотите, и здесь я ухожу от религиозной тематики, была идеология развала большой страны. Это разделение шло сначала по национальному суверенитету, а потом в этническом плане. Это зерно своего «Я» постепенно дало свои ростки. С другой стороны, нам начали буквально навязывать новые ценности под грифом общечеловеческих и либеральных. Это в некотором роде тоже тоталитаризм. Эти ценности западный мир унифицировано хочет навязать всему человечеству. Но они не могут быть ценностями для нашего народа. Извините, какие же это общечеловеческие ценности, если они идут против самой природы человека, к примеру, однополые браки? А в плане свободы мы были на тот момент все равно, что дети. Мы не знали, как вообще пользоваться этой свободой. Те же, кто руководил этим процессом, прекрасно понимали, что они делают. Говорят, в нашей стране нет, и не может быть идеологии. Это не правда, и никогда я с этим не соглашусь. Ни одна страна не может жить без идеологии, без своего пути. Посмотрите, Соединенные штаты, что не имеют ее? Имеют, да еще какую! – Причем это страна, которой всего-то от силы двести лет… – Посмотрите, они заявляют о себе как о сверхдержаве, решая за других, как им жить и навязывают свою идеологию другим странам. А мы говорим: «Да нет, не надо, у нас же свои исторические корни есть, свой путь». Так Америка и слышать об этом не хочет. Вот у Франции, Германии, Великобритании, Америки – есть свой путь, свои корни и идеология. А у вас, России, всего этого, вроде как, и быть не может. Это в корне неверный подход. У нас был, есть, и будет свой путь. Слава Богу, что мы начинаем это понимать и отстаивать его. – И Крым – один из первых шагов? – Именно. Когда по этому поводу начинают шуметь, хочется сказать таким людям: «Давайте будем честными». Двойных стандартов не может быть. Ведь действительно был референдум. Народ захотел вернуться в Россию. Мы что, их палкой будем отгонять? Представьте, стучаться люди в окно, просят: нам плохо там, примите, а мы что скажем? Пошли прочь? Да это плоть от плоти и кровь от крови русский народ! И Крым – наша святыня. Я очень хочу, чтобы мы были вместе: Украина и Россия, и жили как единый братский народ. Я совершенно против того, чтобы там проливалась кровь, чтобы Украина распалась и стала бы неким вассальным государством. Это наши братья и не случайно мы в церкви каждый раз молимся о мире на Украине, мы делаем все, чтобы этот мир состоялся. – Недавно прошла информация, министр иностранных дел Великобритании заявил, что Россия должна вернуть Крым Украине. – Отвечу так. Я был в Аргентине, когда был кризис по Фолклендским островам. Один наш политик недавно сказал, что Великобритания имеет меньше шансов на острова, чем Россия на Крым. В то время там шла настоящая война, но силы были неравные и Аргентина проиграла. Нам все указывают, что мы всем должны. Помните, нам говорили: отдайте то, отдайте это… Мы никому ничего не должны! – И так уже кое-что дали. – Не просто дали, но и многое отдали. Мы дошли до той черты, когда стоит остановиться. Дальше отдавать нельзя. Вот идет человек, а дальше – пропасть, гибель. Есть замечательные стихи Евгения Евтушенко, я прочту одно четверостишие: Но ты хотя б однажды в мире, Когда он спит или кипит, Остановись, как лошадь в мыле, Почуяв пропасть у копыт. Так вот, не надо падать в пропасть. А свой суверенитет, национальное самосознание, свою культуру, веру, традиции и историю мы должны бережно хранить, развивать и защищать. – Владыка, Вы много лет проработали за границей. Африка, Израиль, Южная Америка, а еще Ливия и Сирия. Почему же так не любят Россию на западе? Или это нам так преподносят, что не любят? – Это от зависти. Мы слишком богатые. Посудите сами, у нас огромная страна! Другие страны и государства то уменьшались, то росли, а мы за тысячи лет сохранили такие просторы от одного океана до другого, от Калининграда до Владивостока. Это элементарная зависть. А еще – та самая непостижимость русской души. Вот говорят: мы не понимаем Россию. Да много чего люди не понимают! Но, к примеру, не понимают на Западе жителей Африки и это мало кого беспокоит. К ним спокойно относятся, снисходительно, ну не понимаем и ладно, мол, отсталый народ. А Россия…она ведь еще и сильная страна! Вот Запад и беспокоиться. Вроде бы и Советский Союз распался, и весь мир стал однополярным, ведь посмотрите, что происходит в мире – все страны потихоньку ложатся под гегемона в лице Соединенных Штатов, а тут, Господи, вроде уже на коленях стояла, а тут заявила: «У нас есть свой путь». Вот отсюда и недоумение: да что ж это такое! Смиряли, а не получилось, опять давай пытаться смирять. А не выйдет! Помните? Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить! – Тютчев был прав, но вернемся к теме религии и религиозного воспитание в нашей современной общеобразовательной школе. Как вы думаете, Владыка, возможно ли оно сейчас в том объеме, в кот оно было раньше? – Нет, невозможно. Речь идет преподавании ОПК, мировых религий и других модулей в рамках курса основ традиционных религий. Но, и я не устаю повторять, это не религиозное воспитание! Это светский предмет, культурологический. А религиозное воспитание возможно в воскресных школах, в храмах, в православных гимназиях и университетах религиозной направленности. Что же касается общеобразовательных школ – не ставит Церковь своей задачей религиозное образование в школах. Важно, чтобы дети знали свою религиозную культуру, Зная ее, у них естественным образом возникнет вопрос о вере в их дальнейшей жизни и вопрос о взаимоотношении с другими религиями. А заповеди? Не убивай, не обманывай, не кради. – По сути, моральный кодекс? – Можно сказать и так и, если ребенок будет знать их с детства, со школьной скамьи, это же хорошо. Какая разница, что это религиозные истины. Они, усвоенные с младых ногтей, помогут человеку сохранить себя, как целостную нравственную личность, а в дальнейшем, помогут сберечь семьи. Разве это плохо? Я встречался с директорами школ города и области и хочу их поблагодарить, люди начинают понимать, что нет нужды бороться против введения основ прав культуры в общеобразовательных школах. Против кого и чего здесь бороться? Против своей культуры? Против истории, веры? Будем против своих ценностей бороться, так нам дадут чужие ценности. И это будет то, что мы сейчас с вами имеем: эти сомнительные общечеловеческие ценности, которые никогда в целом наш народ не примет. К примеру, однополые браки, которые являются физиологическим извращением, не боюсь это говорить. Природа не приемлет этого и, если есть у кого подобные отступления, они являются аномальными и не должны возводиться в рамки общечеловеческих. И еще запомните, никогда не будет никаких межнациональных конфликтов между детьми, если мы начнем преподавать основы традиционных религий в школах. Зная свою культуру и религию, ребенок станет уважать и чужую. Если он глумиться над своей верой, будет глумиться и над чужой. – А Запад не начал ли пожинать плоды своей политики? – Еще как начал. Посмотрите, что твориться в той же Франции, Австрии, Германии. Народ уже активно выражает недовольство внутренней политикой. В Франции сотни тысяч людей протестуют против закона об однополых браках, а закон все равно принят. Это что, не тоталитаризм? – Чистой воды. – Меньшинство навязывает волю большинству! А где демократия? – В вашей биографии есть этап, когда вы были в Беслане во время тех самых трагических событий. Расскажите нам о Дмитрии Разумовском. – Я был в штабе, организованном возле школы. Там же были и бойцы, в том числе и Дмитрий Разумовский. Мы часто беседовали с ним, и вот он попросил меня благословить его, что-то говорит, сердце не ладное чувствует. И вдруг этот взрыв. Он первым бросился спасать детей. А буквально через несколько минут его приносят мертвым. Помню, принесли его в гараж, положить не на что было, две табуретки принесли, доски какие-то, я помог закрыть ему глаза, совершил первую панихиду и у меня остались самые печальные, но самые светлые воспоминания. Это был великий человек и мужественный офицер. Он погиб не потому что не знал, как защитить себя. Да, он пошел на схватку с бандитами не по правилам военного офицера, но, нарушив правила безопасности ведения боя, он своей грудью защитил детей, а сам погиб. – Вопрос, может, не совсем обычный. На телеэкранах все передачи сейчас снабжены цифрами 12+ или 6+ и так далее. Кто придумал эти возрастные ограничения? – Я не знаком с этой технологией, но что касается телепередач в целом, хотелось бы чтобы поменьше было телепродукции, направленной на разложение нравственности в нашем обществе, искажение исторической правды, особенно информации о Великой Отечественной войне. Напротив, необходимо побольше позитива. Смотришь порой телевизор, и создается впечатление, что у нас ничего нет кроме сериалов про бандитов или сомнительных шоу типа «Дома – 2» с этими непонятными, неприемлемыми съемками и вещами, которые там преподносятся. У меня язык не поворачивается называть их своим именем. Проблема в том, что телевидение и СМИ должны быть свободными, но они должны иметь внутренний ограничитель. Сейчас все перешло на зарабатывание денег и вовлечение СМИ в политическую борьбу. – Подводя итог нашей передачи, хочется задать Вам такой вопрос: часто ли Вам, Владыка, приходилось останавливаться и оглядываться? – Отвечу так: лучше это делать всегда. Останавливаться и осматривать, что же вокруг тебя происходит, где ты находишься и туда ли ты идешь. Когда ты шагаешь по лесу, ты же невольно осматриваешься? А в большом городе мы чувствуем себя порой в более опасной обстановке чем в джунглях. Помните, шапки в 90-х годах снимали? – Из кролика. – А если из норки, то и с головой могли снять. Но, хочу подчеркнуть, оглядываться в первую очередь необходимо на свой внутренний мир, задавая себе вопросы: как ты живешь, правильно ли? Перед человеком всегда стоит выбор: обмануть или нет? Особенно в бизнесе. Или, когда мы видим страждущего, помочь или нет. Оглядываться нужно постоянно. Заглядывать себе в душу, послушать то, что называется одним простым словом – совесть. Используй этот внутренний инструмент и благо тебе будет, и те дела которые ты делаешь, принесут пользу другим. – Большое спасибо, Владыка! – Спасибо и вам. Успехов вам. Дай Бог, чтобы ваш телеканал был направлен на развитие нашей области и земли Симбирской, восстановление исторической правды. Поднимая вопросы в своих передачах помните, наша главная задача сейчас – консолидировать и объединять общество. Надо забыть сейчас все распри между белыми, красными, синими и зелеными, левыми, правыми и центральными. Центр у нас один – Россия! В телеканале СТВ, официальный сайт www.stv73.ru, программа выйдет в эфир 27 марта в 19ч. Пресс-служба Симирской митрополии |
|