Уважаемый Анатолий Александрович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые коллеги!

Дорогие ульяновцы!

В первую очередь, хочу поблагодарить весь депутатский корпус, экспертное сообщество за положительную оценку деятельности членов регионального правительства. Поверьте, позитивные оценки работы для нас сегодня даже более значимы, чем в прошлые годы, ведь работать в 2014 году пришлось в условиях более сложных.

А во-вторых, все вы знаете, что в течение всего этого года с разных сторон и за пределами и внутри нашей страны предпринимались попытки раскачать ситуацию, сыграть на реальных и мнимых противоречиях, на различиях во взглядах. Однако в этот сложный период ради общей цели – развития региона – мы смогли подняться над личными и групповыми интересами. Это наше Согласие дорого стоит. Благодаря ему, мы смогли сохранить в обществе Порядок. Направив общие усилия на Созидание в самом широком смысле этого слова. А результат этой нашей совместной работы представлен в отчете, который был размещен и обсужден на сайте Правительства, экспертным сообществом и в комитетах Законодательного Собрания.

Предстоящие годы станут для нас более серьезной проверкой на прочность, ответственным экзаменом на правильность и своевременность решений, принятых и планируемых Правительством области. Именно поэтому я не ограничусь оценками ситуативными (оценками «момента»), результатами 2014 года, а покажу их в контексте той логики, которую мы формировали в предыдущие годы и формируем как минимум до 2020 года.

В связи с этим в моем докладе не будет традиционного обзора деятельности всех министерств и ведомств за прошедший год, о некоторых будет сказано лишь вскользь. Поступаю так я вполне осознанно, так как сконцентрируюсь на моментах принципиальных, если хотите – идеологии, лежащей в основе принятия ключевых и экономических, и политических, и социальных решений.

Коллеги!

Год назад, в преддверии 2014 года, строя планы и определяя задачи, мы исходили из того, что вступаем в непростой период. Но давайте говорить честно, не в каких прогнозах у нас и близко не было представления о тех сложностях и вызовах, с которыми наша страна столкнулась в 2014 году.

Прежде всего, кардинально изменился характер экономического взаимодействия России с ключевыми внешнеэкономическими партнерами в Европе и Америке. Введенные экономические санкции ограничили доступ к капиталам и технологиям. Резко сократились инвестиции в основной капитал, снизился импорт.

Почти в 2 раза упали мировые цены на нефть. Произошла резкая девальвация рубля (буквально за год рубль относительно доллара обесценился на 47%), которая привела к удорожанию импорта в инвестиционных товарах, стала дополнительным фактором, ограничивающим экономический рост Российской Федерации.

Выросла инфляция. Если за 2013 г. цены выросли на 6,5%, то в 2014 г. – уже на 11,4%. Наиболее высокой инфляция оказалась на продовольственном рынке.

Под существенным давлением оказались реальные располагаемые доходы населения, бюджеты всех уровней.

В результате к концу 2014 года российская экономика вошла в режим стагнации и столкнулась с рисками перехода к экономическому спаду в 2015 г.

При этом все эксперты не ожидают быстрого восстановления экономики, слишком велики внутренние проблемы и сильно воздействие внешних факторов.

И если в 2014, да и, по мнению экспертов, в 2015 году минимизировать бюджетный дефицит, и сохранять уровень расходов можно за счет средств Резервного фонда (что мы и видим по итогам бюджетных корректировок на федеральном уровне), то в 2016 г., а тем более 2017 г. такая возможность будет исчерпана. С точки зрения бюджетных расходов последующие два года будут все ухудшающимися: по мере исчерпания Резервного фонда расходы будут сокращаться. Причем в наиболее жесткой форме – в 2017 году.

В этих условиях в 2014 году особую актуальность приобрел вопрос о том, а насколько готов наш регион к этим новым реалиям? Насколько способен противостоять новым экономическим, бюджетным, социальным, внешнеполитическим вызовам?

Когда мы в 2005 году начинали выстраивать нашу экономическую и социальную политику, мы скорее лишь интуитивно представляли, – а какую Ульяновскую область мы хотим получить?

Имея самый разнообразный спектр мнений, мы, тем не менее, с самого начала сумели вычленить базовые принципы, которых придерживались и развивали все последующие годы.

Во-первых, – это увеличение валового регионального продукта, создание условий для экономического роста через модернизацию и реиндустриализацию экономики и привлечение инвестиций.

Чтобы обеспечить поступательное движение вперед, расширить наше видение горизонтов, была поставлена задача разработки Стратегии развития области. Сначала такой документ был принят на период до 2020 года. А в 2014 году он был коренным образом переработан, и мы приняли фактически новую Стратегию с горизонтом до 2030 года.

В этих документах нашел отражение принципиальный подход, на котором строится наше видение перспектив экономического роста: использование потенциала отраслей, сформировавшихся как в советский период, так и потенциала новых производств, которые активно создавались в последние годы.

Именно поэтому основные региональные кластеры базируются на отраслях, которые формировались в период 40-80-х гг. XX века: авиастроение, автомобилестроение и производство автокомпонентов, ядерные технологии, станкостроение, отрасль производства строительных материалов, пищевая промышленность.

Сюда мы прежде всего привлекали инвестиции и новые технологии. Параллельно шла работа и по другим направлениям:

1) информационные и нанотехнологии;

2) модернизация отраслей, работающих на внутренний спрос;

3) культурно-досуговый комплекс.

Таким образом, опираясь на производственный ресурс, заложенный в годы советской власти, мы формировали первый базовый принцип, по сути новую диверсифицированную экономику, работающую на современной технологической базе.

Именно такой подход дает нам возможность для реализации второго базового принципа – повышение качества жизни в регионе, понимаемое как повышение доходов семей и качества социальной инфраструктуры.

И наконец третий принцип, которого мы придерживались все эти годы, – сохранение социально-политической стабильности в регионе. Это и цель нашей работы, и инструмент, без которого невозможно решение первых двух задач.

Сегодня мы можем с полным основанием говорить о том, что наш стратегический выбор был сделан абсолютно верно.

Область перестала восприниматься в общероссийском масштабе как депрессивный регион. В рейтинге социально-экономического развития субъектов России и ПФО, несмотря на любые внешние обстоятельства, регион занимает устойчивые позиции и стабильно располагается на 5-6-й позиции. По итогам прошлого (2014 года) область также 6-я.

ВРП увеличился с 66 миллиардов рублей в 2004 году до – 290 млрд. в 2014 г. Прирост к 2013 составил порядка 12 млрд. В 2015 году мы также ожидаем пусть и небольшой, но рост, что позволит довести показатель до 300 млрд. рублей.

Убыль населения, которая преследовала нас с середины 90-х года, стремительно сокращается.

В 2014 году мы вышли на самый низкий с того времени уровень потерь! Естественная убыль населения по сравнению с 2004 годом снизилась в 3 раза. 10 лет назад она составляла минус 10 тыс. человек ежегодно, в 2014 – минус 3,4 тыс. человек. При общем повышении мобильности в стране, миграционная убыль снизилась в 2 раза, достигнув 1,5 тысяч человек (1 568 человек).

Мы имеем самое большое число рождений за последние 22 года (с 1992 года) – около 15 тысяч.

Суммарный коэффициент рождаемости составляет почти 1,7 ребёнка на одну женщину фертильного возраста, тогда как в начале 2000-х он был равен 1,2 – и это было сравнимо с национальным вымиранием.

Важно и то, что из всех родившихся в 2014 году около 55% – это вторые, третьи и последующие дети в семье. Отмечается почти двукратный рост количества многодетных семей в регионе.

Растет продолжительность жизни. За 10 лет (2004-2014 годы) она выросла более чем на 5 лет: с 65,2 лет в 2004 году до 71,4 в 2014 году. Мы достигли самой высокой продолжительности жизни за всю историю региона!

Более чем на 50% снижен уровень бедности. Напомню, что в 2004 году каждый третий житель области находился за чертой бедности (32%).

Наконец, с точки зрения социально-политической стабильности, наш регион традиционно один из наиболее устойчивых, с низким уровнем межэтнической и социальной конфликтности. Чем мы все вместе и дорожим, и гордимся.

Приведу совсем свежий пример – в февральском рейтинге социально-экономической устойчивости российских регионов, проводимом фондом “Петербургская политика”, Ульяновская область находится на высоком 14 месте в группе регионов с высоким уровнем устойчивости. Мы обгоняем такие регионы как Татарстан, Башкортостан, Самарскую область и ряд других регионов.

Уважаемые депутаты!

Вернусь к базовым подходам, за счет которых мы достигли результатов. Напомню, что два года назад мы детализировали и формализовали их в Формулу успеха Ульяновской области. Это те принципы, которым должна отвечать наша с вами область, а я напомню, что мы поставили перед собой цель – создать из нашей области мировой креативный регион.

Одной из основных опорных точек в нашей модели экономического роста стала работа по привлечению Инвестиций. Объём ВРП и инвестиций увеличивались в регионе одинаковыми темпами – и к 2015 году они выросли примерно в 2,3 раза.

За последние 10 лет мы привлекли более 500 миллиардов рублей инвестиций, в том числе в 2014 году – более 82 млрд. рублей или 28,7% от ВРП.

Для сравнения – по стране объем инвестиций лишь порядка 19% от ВВП. Установленный майским указом Президента №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» уровень инвестиций в 27% от валового продукта мы превысили еще в 2007 году и с тех пор не допускали снижения этой планки.

Мы по максимуму заимствовали и запустили на своей территории все инфраструктурные инструменты, нацеленные на привлечение инвесторов, которые сегодня используются в мире (кластеры, индустриальные парки, промышленные зоны, особая портовая зона, ГЧП проекты, предоставление различных льгот и преференций, сопровождение инвестора по принципу одного окна и т.д.).

Область признана в качестве примера успешного развития «снизу», за счёт использования ресурсов частных, в том числе региональных инвесторов, а не за счёт привлечения больших федеральных денег, как ряд других регионов. В 2014 году доля внебюджетных инвестиций составляет порядка 95%.

Мы неоднократно признавались носителями лучших практик. Очередной пример – результат прошлого года, когда по итогам пилотной апробации в 2014 году Национального рейтинга инвестиционного климата область признали одной из лучших по шести направлениям (объекты инвестиционной инфраструктуры, законодательство в сфере поддержки инвесторов, организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, подключение к электросетям, институт оценки регулирующего воздействия, финансовая поддержка малого предпринимательства).

Даже в условиях кризиса и охлаждения политических взаимоотношений со странами Запада и Америки мы продолжаем оставаться инвестиционно привлекательным регионом. Отсюда наши планы – к 2017 году поднять планку ежегодного объёма инвестиций до уровня 100 млрд. руб.

При этом наша инвестиционная политика не сводится к раздаче льгот и настроена на получение выгоды всеми сторонами.

Если население региона получает рабочие места (в 2014 году в рамках реализации инвестиционных проектов было создано почти 5 тысяч новых рабочих мест), а инвесторы – наилучшие условия ведения бизнеса, то область получает дополнительные налоги.

На сегодняшний день статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области имеют 16 проектов, статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области – 22 проекта. И если мы сопоставим объем налоговых поступлений от этих проектов только за последние 5 лет с объемом предоставленных льгот, то увидим: представив льгот на 2 с небольшим млрд.рублей область получила в виде налогов почти 10 млрд.рублей. То есть на каждый рубль льгот инвесторы заплатили в консолидированный бюджет области более 4 рублей!

Оценивая за последнюю пятилетку наш бюджет с позиций вложений в инвестиционную политику, мы видим, что в итоге мы получали до 25% годовых от направленных в поддержку инвесторов средств.

В 2015 году у целого ряда инвесторов заканчиваются льготы, а это означает, что они будут платить налоги в полном объёме. Ожидаемые дополнительные поступления – почти 3 млрд.рублей.

В целом собственные доходы областного бюджета за 10 лет выросли в 7 раз (с 3,5 млрд. руб. в 2004 году до 24,8 млрд. руб. в 2014 г.). Доходы консолидированного бюджета в 2014 году превысили 32,2 млрд.руб.

Отмечу и еще одну особенность, качественно характеризующую наш бюджет. Если в период до 2012 года в областной бюджет из федерального приходило больше средств, чем собиралось с территории области в виде налоговых доходов, то в 2013-2014 гг. ситуация поменялась. Два последних года область фактически является регионом – донором.

За 2014 год с территории Ульяновской области в федеральный бюджет было собрано 16,1 млрд.рублей налогов, что на 5,1 млрд.рублей меньше, чем сумма поступлений в консолидированный областной бюджет из федерального (она составила порядка 11 млрд.рублей).

Очевидно, что без запуска новых, модернизации действующих производств и ежегодного создания новых рабочих мест такой результат был бы невозможен.

Именно поэтому еще одним приоритетом последних лет стала новая Индустриализация и реиндустриализации региона.

Промышленное производство в области растет на протяжении последних 5 лет, за исключением незначительного, но болезненного снижения в 2013 году (99,3%). За этот период его душевой объем вырос в 2,2 раза. Сейчас выпуск промышленной продукции составляет 170 тыс.рублей на каждого жителя области, пять лет назад он был лишь 79 тыс.рублей.

Я напомню, что в 2014 году индекс промышленного производства составил 100,7%. Да, это меньше, чем в среднем по ПФО и России. Однако если мы будем сравнивать наши показатели с Машиностроительными «автомобильными» регионами округа (где промышленность завязана на автомобильную отрасль), то увидим, что в 2014 году объём промышленного производства в области вырос больше, чем в Татарстане, Нижегородской и Самарской областях. Замечу также, что примерно в трети регионов страны промышленное производство в 2014-м сокращалось.

Коллеги!

Было бы неправильно, говоря о динамике промышленного роста, ограничиваться только количественными показателями. Для понимания наших перспектив и возможностей может быть более важны характеристики качественные.

Исторически сложилось так, что область всю второю половину 20 века развивалась как территория с мощным индустриальным комплексом, постоянно наращивая свой промышленный потенциал. Машиностроение, автомобилестроение, самолетостроение – это множество мощных производственных предприятий, проектирование, выстроенная система подготовки кадров.

Мы помним, как в 90-е и начале 2-х тысячных годов мы столкнулись с массовым закрытием промышленных предприятий, с ситуацией нарастания технологических разрывов. Лучшие ульяновские предприятия теряли свою конкурентоспособность и рынки сбыта, быстро сокращали персонал и закрывались.

Поэтому для нас жизненно необходимо было восстанавливать разрушенное и совместно с бизнесом искать новые способы и механизмы обновления и развития традиционных для региона секторов экономики. А параллельно строить новые, отвечающим самым высоким европейским и мировым требованиям, высокотехнологичные промышленные предприятия и развивать новые отрасли, диверсифицируя нашу экономику.

Главный итог всей этой работы – сохранение нашего региона как одного из ведущих промышленных регионов страны и ПФО.

При сокращении численности занятых в промышленности с 2004 года на 33%, физический объем промышленной продукции вырос на 24%. Иными словами, производительность труда в промышленности за это десятилетие выросла на 85%. И это, представители промышленности меня поддержат, один из самых главных показателей.

Благодаря поддержке Президента и Правительства нам, с одной стороны, удалось сохранить флагманы региональной и отечественной промышленности: АВИАСТАР и УАЗ, МАРС, Патронный и Механический заводы. Только в 2014 году крупнейшие заводы области инвестировали в развитие производственно-технической базы порядка 4,5 млрд.рублей, что на 45% больше, чем в 2013 году. Лидерами в этой части являются УАЗ и ЗАО «Авиастар-СП».

А с другой, – стимулировать и поддерживать процесс создания совершенно новых производств. Более 50% из действующих сегодня крупных и средних предприятий были за это время созданы фактически заново. По России и ПФО этот показатель только порядка 40% (т.е. почти на 10% меньше).

Сегодня новые предприятия становятся значимыми игроками региональной экономики. Например, компании «Эфес» и американская «MARS» совокупно занимают более 33% в пищевой промышленности, «Хенкель-Баутехник» занимает более 10% в отрасли производства прочих неметаллических минеральных продуктов, «Таката-РУС» дает почти одну двадцатую в отрасли производства транспортных средств и оборудования.

За 2014 год вклад новых предприятий и организаций в промпроизводство области вырос до почти 20%. Объем промышленного производства по организациям, реализующим инвестпроекты увеличился более, чем в 3 раза.

Очень важно, что область по доле машиностроения остается в пятерке ведущих субъектов РФ. Сохранены и получили развитие компетенции в авиастроении, автомобилестроении, оборонно-промышленном комплексе, станкостроении, производстве строительных материалов, легкой промышленности и др.

При этом в каждой из этих отраслей за эти годы произошли качественные изменения.

Если с момента создания автомобилестроение области было связано с УАЗом и частично ВАЗом, то сегодня зависимость промышленности области от положения дел на Ульяновском автомобильном заводе преодолена.

Обращаю внимание, что в 2014 году наш регион стал центром 3-х сборочных производств: УАЗа, Исудзу и Бау Моторс Корпорэйшен. И это не предел. Учитывая тот факт, что в радиусе 300 км от нашего региона осуществляется сборка более 60% всех автомобилей, выпускаемых на территории РФ, мы становимся важнейшим центром локализации производителей автокомпонентов.

Производство автокомпонентов представлено несколькими компаниями с мировыми брендами и решает задачу импортозамещения. В основном это новые для региона предприятия. Почти все они закончили прошлый год с ростом производства:

– ЗАО «Соллерз-Исузу» – 161% (на площадях УАЗа запущено производство легкотоннажных грузовиков ISUZU по технологии полного цикла);

– ООО «Таката-РУС» – 123%.

В октябре 2014 года началось производство на предприятие ООО «Шеффлер мануфекчеринг», одном из крупнейших мировых производителей автокомпонентов.

Существенный рост отгрузки (на 26%) у Ульяновского механического завода №2.

На моторном заводе “Группы ГАЗ” стартовало серийное производство бензинового двигателя, соответствующего стандартам Евро-5.

При всём сложном положении дел на ДААЗе произошел рост отгрузки продукции на 6% на предприятиях, расположенных на площадях индустриального парка.

В мае будет введен завод мексикано-германской компании «Немак». В 2015 году планируется выполнить основной объем работ по проекту «Бриджстоун» (мы планируем, что в будущем он станет одним из крупнейших налогоплательщиков региона). Это знаковый проект: и по объему инвестиций (около 12,5 миллиардов рублей), и по авторитету самих инвесторов («Бриджстоун Корпорейшн» и «Мицубиси Корпорейшн» имеют рынки сбыта в 150 странах), и по уникальности для всего постсоветского пространства.

Реанимировано практически полностью потерянное станкостроение. Для того чтобы двигаться системно и быстро сформирован станкостроительный кластер. Сегодня в него входят более 10 компаний и организаций.

По итогам 2014 года в отрасли зафиксирован 48% рост. Началось производство первых российских станков немецко-японского концерна “ДМГ Мори Сейки”. В 2015 году предприятие начнет работать в полном объеме на собственной производственной площадке.

Мы рассчитываем, что эта отрасль будет стремительно развиваться. Для этого совместно с Сименсом и Гильдемайстер сформирован и запущен обучающий центр. Будет запущен большой технопарк и построены несколько смежных производств для станкостроения, открыто конструкторское бюро. К 2017 году планируется выйти на локализацию поставщиков.

Мы готовы выделить дополнительные площадки под производство в промзоне «Заволжье». Предварительные договоренности об этом уже достигнуты. До конца первого квартала будет подписано два крупных инвестсоглашения.

Существенно меняется отрасль авиастроения.

Приоритетными для нас были 2 задачи:

– загрузка заказами Авиастара и

– выстраивание отраслевой производственно-образовательной цепочки: от обучения, производства комплектующих и сборки до последующего сервисного обслуживания продукции.

И по первому, и по второму направлению достигнуты конкретные результаты.

Выросли продажи на ЗАО «Авиастар-СП» (+114%).

Сдан первый самолёт Ил-76МД-90А, идет подготовка к сдаче еще 5 самолётов в 2015 году.

Завод активно участвует в рамках кооперации в реализации проекта SSJ-100.

Осваивается линейка комплектующих по программе МС-21. До 25% всех изделий самолета будут производиться на предприятии.

Завершилось создание производства композитных конструкций ЗАО «Аэрокомпозит-Ульяновск». Общий объём инвестиций составил 2,5 млрд. рублей, мы получили новое высокотехнологичное авиационное производство.

Также мы рассчитываем, что ряд новых инвестиционных проектов по развитию авиастроительной отрасли в регионе в 2015 году буду профинансированы Федеральным Фондом развития промышленности. Заявки в Фонд уже направлены.

В практической плоскости шла работа по созданию в Ульяновске Центра российского транспортного авиастроения. Проект получил поддержку всех заинтересованных сторон, включая Президента РФ Владимира Владимировича Путина, Министерства промышленности и торговли России, ОАО “ОАК”.

Планируется создание объединенного Конструкторского Бюро для создания мощного конструкторского центра по производству транспортных самолетов.

В 2015 году будет представлена Концепция создания Центра и зарегистрировано Некоммерческое партнерство и это будет очень важный для региона проект.

Кстати, на базе УлГУ осенью прошлого года уже открыта новая кафедра на «Авиастаре-СП». Это будет центр сетевого взаимодействия профильных ссузов и вузов разных регионов России.

Способствовать восстановлению «связки» предприятий с конструкторскими бюро и учреждениями образования мы начали и по линии ОПК. Такой подход был традиционным для советской промышленности, в том числе и для УКБП и «Утеса», «Марса» и «Кометы», КБ «Искра» – завода «Искра».

С гордостью говорю, что наши вузы уже открыли более 30 базовых кафедр на предприятиях области. Мы интегрируем вузы и с научными организациями региона: создали научно-образовательный консорциум, в который вошли помимо высших учебных заведений, научные организации, конструкторские и технологические бюро ульяновских промышленных предприятий. Работа в этом направлении будет в этом году ускорена.

Важнейшая роль в модели развития, которую мы формируем, отводится Инновациям.

Мы с самого начала стремились тесно увязывать инвестиционный и инновационный процессы. Это позволяет достигать синергетического эффекта в развитии.

Процитирую слова Президента: «Лидером глобального развития становится тот, кто способен создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу». Мы, как никто, услышали это и внедряем это в жизнь.

В рейтинге регионов России по уровню инновационного развития Высшая школа экономики присудила области 10 место среди всех субъектов РФ по инновационному развитию, при этом по направлению «Научно-технический потенциал» регион занял 1 место в России.

Кроме того область является одним из лидеров среди регионов России по доле средств бизнеса в совокупных расходах на НИОКР – более 6 млрд. рублей вложено в развитие науки предпринимательским сектором, это порядка 70% общего объёма затрат. И в новом рейтинге агентства РИА Новости мы входим в число лидеров по этому показателю.

Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что в регионе созданы не только территории экономического роста, но и точки инновационного развития. Что существенно – такие точки роста работают на всю региональную экономику.

Для предприятий (и в области, и в стране) – это возможность организации дополнительных высокотехнологичных конкурентоспособных производств с высокой добавленной стоимостью и зарплатами выше средней по региону. Для потребителей – новые продукты с принципиально иными качествами и потребительскими свойствами, которые, прежде всего, попадают на региональный рынок.

По доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей наша область последние годы входит в десятку лучших регионов России (2013 год – 8 место по стране). Почти 30% всей создаваемой добавленной стоимости в регионе или 76 млрд.рублей – это инновационная продукция. Для сравнения, средний уровень по стране – меньше 20%.

Ульяновские инновационные компании предлагают сегодня свои уникальные разработки предприятиям и организациям в стройиндустрии (отделочные материалы, бетон, дорожное строительство), пищевой промышленности (безопасность и определение качества продукции), медицине (ранняя диагностика и лечение). Обозначу основные направления, основные точки, которые станут своеобразными маяками в развитии инновационной экономики.

Во-первых, это Наноцентр. Офисные площади Наноцентра загружены на 100%, лабораторные – на 95%. Поэтому мы уже думаем о его расширении (как территориально, так и по сферам деятельности).

Совместно с Роснано на базе центра создано 8 технологических компаний, запущено и в стадии разработки находятся около 30 стартапов.

Разработки Наноцентра уже востребованы в авиастроении, автомобилестроении, строительстве, сегменте потребительских товаров.

Наноцентр стал инициатором создания в регионе Инжинирингового центра. Его задача – разработка композитных материалов с дальнейшим внедрением в производство как в авиастроении, так и в автомобилестроении. Поэтому с самого начала центр создается как универсальный и привлекает пристальное внимание руководства страны.

Во-вторых, это наши кластеры – авиационный и ядерно-инновационный.

Важно, что при кластерах создается инженерная инновационная инфраструктура: технопарки, инжиниринговые центры. В частности, в Димитровграде запущена первая очередь Инжинирингового центра – лаборатория многоуровневого моделирования материалов и процессов. На ее оборудование в 2014 затрачено более 23 млн. рублей. В 2015 году запланировано открытие второй очереди. На новый лабораторный комплекс уже получено более 20 млн. рублей.

С ядерно-инновационным кластером связан еще один проект – Научно-исследовательский центр проблем биоэкологии и биотехнологии, который начал работать при педагогическом университете. И я благодарен за это руководству университета. Центр дает возможность проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования. При этом значительная часть прикладных исследований связана с медициной: молекулярной и клеточной, включая заместительную (регенеративную) терапию, тканевую инженерию, трансплантологию почки. Среди других направлений: биохимия и токсикология, молекулярная генетика и микробиология.

Работа центра уже востребована в здравоохранении (уже есть договоренности с ульяновскими клиниками о совместной работе), биологии, при проведении археологических исследований, в процессе подготовки кадров высокой квалификации.

Отдельное внимание уделяется образованию и вовлечению в инновационную деятельность детей и молодежи. Мы понимаем, что мы закладываем будущее. В 2014 году мы открыли Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), рассчитанный на работу с разными возрастными группами. Это дополнило уже существующую модель (включающую механизмы ТРИЗ, школьную лигу РОСНАНО, кружки робототехники и технические клубы) инновационного образовательного лифта региона.

Это дает нам возможность формировать новое технологически мыслящее поколение. Именно воспитанник ЦМИТ стал в прошлом году победителем Национального чемпионата WorldSkills.

Еще одна особенность нашей модели – приоритетное развитие Инфраструктурных проектов.

Затраты на создание зоны «Заволжье» окупились практически за 2 года: в 2010 году сумма налоговых платежей от первых двух ее резидентов перекрыла объём бюджетных вложений. Благодарю Законодательное Собрание Ульяновской области, партию «Единая Россия», которая поверила и проголосовала за данную инициативу.

В настоящее время там разместились уже 15 резидентов, и на 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру ПЗ «Заволжье» от них приходится 18 рублей частных инвестиций и свыше 7,5 руб. налоговых платежей.

В 2014 году к созданию и развитию индустриальных парков мы стали привлекать не только средства федерального и областного бюджетов, но и частные инвестиции. Такой формат развития территорий только зарождается в нашей стране, и область является своеобразным пилотным регионом для апробирования методик и механизмов подобной кооперации региона и частного бизнеса.

По итогам 2014 года мы можем говорить о начале работы сразу по 4-м площадкам.

Первая – Швейцарская компания DEGA Group, которая планирует в срок до 2017 года за свой счет осуществить проектирование и строительство на территории индустриального парка объектов инфраструктуры, в Карлинском.

Вторая – частный индустриальный парк «Камеко», где началось производство низковольтного коммутационного оборудования, в Заволжской части областного центра.

Третья и четвертая – проекты частных индустриальных парков компаний «Инпром эстейт» на территории Радиолампового завода и Холдинговой Компании «Капитал» (Татарстан).

Существенный прогресс в прошлом году достигнут в развитии Портовой особой экономической зоны.

Началось реальное финансирование строительства объектов инфраструктуры ПОЭЗ. Общая сумма разыгранных контрактов за прошлый год составила почти 2 млрд.рублей.

В этом году мы ожидаем завершение первой очереди строительства ОЭЗ и создание 420 новых рабочих мест.

Опробовав подход по созданию инфраструктурных точек роста на крупных региональных проектах, в 2014 году мы начали его тиражирование на территории муниципальных образований области за пределами города Ульяновска.

Сегодня сформированы земельные участки муниципальных промышленных зон, будущих индустриальных парков в Новоспасском, Инзенском, Ульяновском районах, городах Димитровграде и Новоульяновске.

По одному только создаваемому индустриальному парку на территории бывшего тепличного комплекса ОАО «НИИАР» общей площадью на первом этапе 15 га ожидается привлечение порядка 3 млрд. рублей инвестиций и создание более 1500 новых рабочих мест.

В 2014 году нашу модель развития мы дополнили ещё одной составляющей – Импортозамещением и определились с основными отраслевыми приоритетами и направлениями работы по импортозамещению.

Во-первых, по линии ОПК.

Во-вторых, по линии производства конкурентоспособной продукции, замещающей импортную, для гражданских целей.

В-третьих, по замещению услуг. По этому направлению мы движемся в авиации (центр кастомизации – окраски воздушных судов) и сельском хозяйстве (сервис по обслуживанию импортной техники).

В-четвертых, по продвижению и точечной поддержке отдельных проектов, приоритетных для нас.

В-пятых, по линии производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Здесь я остановлюсь чуть подробнее.

Импортозамещание и продовольственная безопасность – вопросы, являющиеся важными для нас. Приоритет буден отдан продуктам питания, по которым у нас имеется дефицит производства.

Например, мы поддержим производство социально и экономически важных культур: картофель, овощи, сахарная свекла, производство крупяных культур (в первую очередь гречиха).

Поддержка будет оказываться в виде более высоких ставок погектарных субсидий. По этим культурам ставку погектарных субсидий за счет областного бюджета будет установлена в размере 1000 рублей на гектар (по остальным культурам порядка 150 рублей).

По гречневой крупе на 2015 год готовится отдельное мероприятие по компенсации части затрат на приобретение оборудования для ее производства.

Увеличение производства овощей будет происходить за счет расширения поливных земель (разработана программа развития мелиорации), расширения размеров площадей посадки под овощами открытого грунта, реконструкции теплиц. Особую благодарность нужно выразить главе профильного комитета Законодательного собрания Ульяновской области и руководителю профильного ведомства.

Пользуясь случаем, я хочу искренне поблагодарить всех работников агропромышленного и лесного комплексов в том числе за достойные показатели в 2014 году и за обнадеживающие результаты при подготовке к наступающему сельскохозяйственному году. В целом блок развития сельских территорий привнес в нашу копилку замечательные результаты:

За 10 лет посевные площади выросли почти на 30% – с 820 тыс.га до более 1 млн. га. В целом по РФ за этот период посевные площади не изменились, а по ПФО даже сократились на 2,5%. Вырос валовой сбор зерновых. Сравнивая 2014 год с 2004 можно увидеть, что по области сбор вырос в 1,5 раза, в то время как в целом по России – на 23%, а по ПФО – всего на 6%. Аналогичная картина и с другими культурами. Например, сбор сахарной свеклы за это десятилетие вырос на 32%, подсолнечника – в 3,8 раз.

Если говорить конкретно о 2014 годе, то отмечу, что по сравнению с 2013, на 6,2% возросли показатели производства в сфере растениеводства. Мы полностью обеспечили себя зерном и вошли в число 29 субъектов Российской Федерации, собравших более миллиона тонн зерновых. Несмотря на общий спад, есть успехи и в животноводстве. Поголовье свиней, к примеру, выросло за год на 12% (до 178 тысяч голов).

Институты и институциональные преобразования – следующая наиболее важная особенность нашей модели развития. Именно правовое поле и действия органов власти определяют глобальную привлекательность и конкурентоспособность экономики. Отсюда наше постоянное ежегодное внимание к этим вопросам.

Приведу примеры только самых значимых наших решений по обновлению институциональной среды. Это:

Создание Корпорации развития и Корпорации по развитию предпринимательства. Мы сделали эти шаги одними из первых в стране. И именно они во многом определили наш успех в инвестиционной политике и выстраивании диалога с малым и средним бизнесом.

Формирование Агентства по развитию сельских территорий, которое является центральным управленческим, координирующим органом в работе по развитию сельских территорий, занимается привлечением инвестиций, поддержкой местных инициатив.

Работа по линии ГЧП. Имеющиеся бюджетные ограничения делают это направление сверх важным, тем более что принципы государственно-частного партнерства чаще всего используются в здравоохранении, образовании, спорте, культуре, социальном обслуживании.

Напомню, что использовать элементы ГЧП мы начали еще в 2006 году, первый проект был реализован с компанией «Фрезениус». Но системный и вдумчивый подход, который даёт нам значительные дивиденды, удалось сформировать только последние два-три года. Прорывным стал 2014 год.

На уровне региона принят целый ряд решений по реформированию институциональной среды. Самые важные: Закон области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнёрства на территории Ульяновской области» (и я благодарен за его принятие депутатов Законодательного Собрания) и распоряжение Губернатора (благодарю региональное Правительство) и Дорожная карта «О внедрении «Регионального ГЧП-Стандарта».

В результате коренным образом изменилась оценка нашего субъекта.

Во всероссийском конкурсе на присуждение премии «Investor Awards–2014» (ИНВЕСТОР ЭВОРДС) в номинации «Государственно-частное партнерство первое место занял проект создания спортивного комплекса с искусственным льдом «Волга-Спорт-Арена».

В рейтинге регионов по развитию государственно-частного партнерства, презентация которого прошла неделю назад в Москве, область заняла 12 место.

С институциональными преобразованиями тесно связана и наша политика по развитию малого и среднего бизнеса в регионе. Здесь наша цель – превратить регион в самый комфортный и привлекательный для бизнеса, а также создать качественно новую экономическую среду, способствовать диверсификации экономики, дать мощный импульс для появления большого числа успешных и самодостаточных граждан (как называют в СМИ так называемый «среднего класса»).

В результате, что мы имеем?

Во-первых, мы имеем количественный рост. Сегодня число всех субъектов предпринимательской деятельности почти 60 тысяч. К началу 2005 года количество не превышало 24 тысяч.

 

Десять лет назад число занятых на малых предприятиях составляло всего 44 тыс. человек или меньше 8%. Сегодня малый и средний бизнес дает порядка 200 тыс. рабочих мест или 18% от всей занятости в экономике.

Во-вторых, создана полноценная инфраструктуры поддержки и сопровождения предпринимательства.

Успешно работают:

  • Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области,
  • уполномоченный по правам предпринимателей,
  • Фонд поручительств,
  • «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства»,
  • в 24 муниципальных образованиях области созданы центры развития предпринимательства.

Только в 2014 году при поддержке этих центров реализовано почти 200 проектов, в результате чего более 1,5 тысяч человек получили работу, а объем инвестиций составил 1,7 млрд. рублей. В стадии активной реализации находится 113 проектов, что обеспечит работой еще 2,6 тыс. человек (1,6 тыс. человек) и даст более 12 млрд. рублей инвестиций.

Всего же общий объем внутренних инвестиций малого и среднего бизнеса в 2014 году составил около 40 млрд.руб.

В-третьих, сформирована, пожалуй, лучшая в России система коммуникаций с бизнесом: Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, Неделя предпринимательских инициатив, неформальные встречи и т.д. Мы добиваемся результата потому, что слышим бизнес, весь – от самых крупных представителей до самых маленьких. Только в 2014 году в рамках проведения недель предпринимательских инициатив нами собрано более 350 предложений от представителей бизнеса. Многие из них были поддержаны и внедрены на региональном уровне, а некоторые – подняты на уровень федерального центра. На их основе внесены изменения почти в 30 федеральных законов! Благодарю фракцию «Единой России», которая принимала предложения и быстро принимала решения.

От небольших правок, но не менее значимых изменений, такие как отмена обязанности уведомлять налоговую службу об открытии расчетного счета и уменьшения стоимости патента для предпринимателей в отдаленных муниципалитетах, до принципиальных, – инициативы о налоговых каникулах для начинающего бизнеса. Наш регион перый это объявил!Партия «Единая Россия» поддержала! Страна поддержала!

Вместе с тем не все предложения ульяновского бизнеса нашли отражение в законодательстве. Поэтому на предстоящем в апреле Государственном Совете я буду защищать инициативы регионального бизнес сообщества.

В-четвертых, мы идем по пути минимизации административных барьеров для бизнеса. И здесь мы используем различные инструменты.

Это оценка регулирующего воздействия. Кстати, по итогам Рейтинга качества осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации, составленном Минэкономразвития России в 2014 году, область снова заняла первое место в нашей страны. Благодарю представителей бизнес-сообщества, которые поддержали проект. Стоимостное выражение деятельности по этому направлению – были предотвращены необоснованные общественные издержки бизнеса.

Еще один инструмент по этому направлению – это Стандарт деятельности по обеспечению благоприятного делового климата – это уникальный документ для Российской Федерации, если хотите, новая идеология взаимодействия власти и бизнеса.

Он гарантирует принцип не ухудшения положения бизнеса. Этот принцип я считаю одним из самых важных. Напомню, что в 2008 году мы принимали решение о замораживании муниципального коэффициента по налогу на вмененный доход. И ни разу после этого его не меняли.

В продолжение этого подхода, в 2014 году мы закрепили распоряжением принципиально важную для бизнеса норму – любые проекты нормативных правовых актов области, предполагающих увеличение налоговой нагрузки для предпринимателей, в обязательном порядке направляются для согласования с бизнесом в Правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства.

Мы уже озвучили предложение поступать аналогичным образом и на федеральном уровне. Бизнес не должен содержать штат людей, ежедневно отслеживающих изменения федерального законодательства.

Стандарт вводит норму о непосредственной ответственности (в том числе материальной) должностных лиц, причастных к нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности.

Задача на 2015 год – расширение правоприменительной практики. Вне зависимости от того, уволен ли чиновник или нет – материальные потери бизнеса от неправомерных действий должны быть возмещены чиновниками или бывшими чиновниками. И мы будем вести строгий мониторинг этого.

Иная идеология сотрудничества власти и бизнеса – это и иной принцип применения предупредительных и профилактических мер.

Именно поэтому мы вошли в число пилотных регионов, где в этом году внедряется риск ориентированная модель в сфере государственного контроля и надзора.

Подчеркну – это только основные инструменты, призванные радикально снизить административные барьеры.

В-пятых, мы не забываем о финансовых инструментах развития. Если в 2005 году первоначально принятая региональная программа поддержки предпринимательства предусматривала финансирование в размере 61 млн. рублей на 5 лет, то общий объем средств, которые мы направим при поддержке партии «Единая Россия» на малый бизнес только в 2015 году, составит порядка 400 млн. рублей. Это и микрофинансирование, и предоставление поручительств, субсидирование процентной ставки по кредиту, и компенсация первого взноса по лизингу оборудования.

В-шестых, антикоррупционное направление. Опыт, который наработан регионом в последние годы, активно заимствуется субъектами РФ. Это и проработанная региональная антикоррупционная законодательная база, и введение должности Уполномоченного по противодействию коррупции, и активное привлечение гражданского общества. И я благодарен коллегам из Палаты Справедливости за эту работу. В ноябре 2014 реализован уникальный для РФ проект «Анимированная антикоррупционная карта» в разрезе муниципалитетов. Обращаю внимание глав муниципальных образований, в 2015 году данный пилотный проект мы презентуем администрации Президента. Районы, обозначенные на карте красным цветом, должны обратить особое внимание на свою работу в этом направлении.

Кстати, аналогичные карты в 2015 году будут составлены и по трем другим направлениям работы уполномоченных и отражать ситуация с состоянием делового климата, прав человека и защитой прав детей. Все эти карты будут обновляться в ежеквартальном режиме. Такой подход даст возможность по объективным критериям оценивать работу каждого муниципального образования.

Возвращаясь к антикоррупционной работе, скажу, что сегодня мы подготовили целый пакет новых уникальных инициатив:

– Переформатирование антикоррупционной работы на уровне министерств и ведомств, введение должности Заместителя Министра по антикоррупционным вопросам, который будет работать в тесной связи с Уполномоченным по антикоррупционной деятельности. Наша цель здесь – вывести эту работу за рамки корпоративной ответственности. Выбрано пилотное ведомство. Им станет Министерство здравоохранения и социального развития.

– Создание базовой кафедры теории и практики антикоррупционной деятельности. Этого нет ни в одном субъекте;

– Запуск Молодежного антикоррупционного центра. Этого также нет ни в одном субъекте, и этого также нет на в одном Субъекте Федерации;

– Взаимодействие с Национальной системой Комплаенс, заключение соглашения и присоединение к системе в пилотном режиме ряда областных ведомств и муниципальных образований. Замечу, что к реализации некоторых решений мы уже приступили. Так Молодежный антикоррупционный центр начнет работать уже в апреле.

Таким образом, все наши действия подчинены единому принципу – максимально комфортные условия для развития бизнеса. И это созвучно идеям, которые имеются в Послании Президента, и дает соответствующие результаты.

Несмотря на трудный конец года, малый и средний бизнес не только не уменьшил, но и увеличил налоговые платежи в бюджеты всех уровней (101,5% к 2013 году по спецрежимам), а оборот субъектов малого и среднего бизнеса сегодня превышает четверть триллиона рублей (свыше 250 млрд.).

Уважаемые коллеги!

Мы прекрасно понимаем – достижение высоких показателей возможно только через глубокое переформатирование всей идеологии нашей работы, повышение качества власти и её авторитета. В новых условиях нельзя просто день изо дня повторять одни и те же рутинные операции, не задумываясь, как они влияют на общий результат и перспективы регионы.

В связи с этим, в 2015 году по ряду наиболее приоритетных для нас направлений мы намерены начать переход от отраслевого принципа к проектному. Это – требование времени. Это будут центры поиска новых идей, заточенных на генерацию развития, выстраивания тактики работы, исходя из полного видения всей картины развития области в межотраслевом плане. Ни в одном регионе России этого нет. Мы будем первыми и несмотря на сложности, потому что нам нужно будет переформатировать работу, Это принесет региону колоссальную пользу.

В проектных офисах будут концентрироваться компетенции по формированию и корректировке нормативной базы, мониторингу лучших региональных и мировых практик, оценке проводимой работы в муниципальном и отраслевом разрезе. Новые институты развития станут координаторами работы экспертов по своему профилю, возьмут на себя роль управляющих компаний инфраструктуры и отдельных, наиболее приоритетных проектов.

В качестве направлений, по которым будут созданы проектные офисы будут находиться составляющие нашей Формулы успеха.

Фактически по блоку «Инвестиции» такой проектный офис уже имеется – Корпорация развития области.

По аналогичному пути мы идем и в направлении еще одной составляющей Формулы Успеха – блока «Интеллект». Создано управление по развитию человеческого потенциала. В 2015 году будет создан Центр развития человеческого потенциала и продвижения рабочих профессий. Разрабатывается соответствующая стратегия. Определен круг заинтересованных сторон – это и образовательные учреждения региона, и работодатели, и центры занятости, и Управление развития человеческого потенциала. Всё это будет перестроено в большой проектный офис.

На базе Центра поддержки экспорта Ульяновской области будет создан проектный офис по направлению «Интернационализация». Приоритетной задачей этого института станет содействие встраиванию ульяновского бизнеса в мировую экономику. Мы не будем закрываться от мировой экономики, мы будем делать всё, чтобы оставаться одним из самых открытых регионов Российской Федерации

По направлению «Инновации» роль проектного офиса будет выполнять «Центр развития, поддержки и сопровождения инновационных проектов».

Есть наработки и заделы и по другим направлениям «Инфраструктура», «Интеграция», «Институты», «Интерактив», «Индустриализация», «Интенсификация».

Все это будет создаваться за счет существенного снижения численности административно-управленческого аппарата и расходов на его содержание.

Уважаемые коллеги!

Наши действия по стимулированию экономического роста и инноваций в различных отраслях, модернизации промышленности, развитию инфраструктурных проектов позволили нам начать переформатирование регионального рынка труда. Это один из самых сложных и трудно настраиваемых базовых инструментов социальной и экономической политики.

Это сфера, состояние которой во многом определяет благополучие наших земляков, задает качество их жизни.

На 1 января 2015 года общая безработица снизилась в 2 раза (до 4,8%), регистрируемая 7,6 раз (до 0,46%).

Только за последние 7 лет в экономике Ульяновской области появилось почти 135 тысяч новых рабочих мест (в среднем по 20 тысяч ежегодно). Для понимания этой цифры назову другую: сегодня в экономике региона всего занято порядка 610 тыс.человек, то есть больше 20% занятого населения трудятся на созданных за последние 7 лет рабочих местах.

И все же я считаю, что самым главными нашими достижениями стали не столько количественные показатели, сколько качественные изменения регионального рынка труда, системы занятости. Несколько лет назад рынок труда мы рассматривали исключительно как поле социальной политики через призму борьбы с бедностью, повышения зарплат до уровня МРОТ, поддержки безработных, снятия напряженности на рынке труда. Вспомните, как мы бились за каждую вакансию, за каждое рабочее место, организовывали ярмарки вакансий для самых разных категорий населения. Помните, какой тяжелой для нас была проблема невыплат заработной платы.

Основной задачей того времени была любая занятость любой ценой. Областная политика решала задачи, прежде всего социальные, но не задачи развития. Вот этот переходрассматривать рынок труда как фактор развития, как поле приращения человеческого потенциала – произошел прямо на наших глазах. В 2014 году – в Год человека труда в Ульяновской области.

И сейчас мы ставим и системно приступили к решению задач иного уровня сложности, имея в виду, что занятость – это движущая сила развития региона! Но не любая занятость, а занятость, основанная на создании и модернизации современных высокопроизводительных рабочих мест, по полученной специальности.

Серьёзным результатом Года человека труда стало утверждение Стратегии развития трудовых ресурсов Ульяновской области до 2020 года, которая направлена на инновационное развитие региона. Цель Стратегии – создать благоприятные условия для эффективного развития рынка труда, повышения его конкурентоспособности, выстроить систему опережающего кадрового обеспечения.

В 2014 году провели серьёзные институциональные изменения, трансформировав центры занятости в муниципальных образованиях в центры деловой активности, управления трудовыми и человеческими ресурсами. Подключив эти центры к профориентационной работе и развитию дуального образования.

Важное значение приобрела уникальная система детских и молодёжных академий. Сейчас успешно действуют 5 таких академий. В 2014 году были созданы Детская архитектурная академия и Молодёжная финансово-экономическая академия. Последняя – продукт государственно-частного партнёрства: совместный проект Министерства образования и науки области, Ульяновского государственного университета и Средневолжского филиала «БинБанка».

В 2015 году мы планируем совместно с нашими вузами открытие новых академий: Молодёжной академии предпринимательства, Молодёжной сельскохозяйственной академии, уникальной Молодёжной инженерной академию.

Заметных успехов мы достигли участвуя в движении WorldSkills Russia. Среди 60 регионов России Ульяновская область занимает 6 место в рейтинге реализации данного проекта в рамках международного чемпионата рабочих профессий.

Но это только начало, так как ЧТО и КАК делать мы знаем. Все это должно сказаться на росте производительности труда и на устранении дефицита кадров. А значит – на росте заработных плат и повышении качества жизни.

Уважаемые коллеги!

Разговор о социальной политике невозможен без осознания того, что в экономическом плане, в развитии регионального хозяйства достигнуты значительные позитивные изменения, о которых я только что говорил. Мы с вами понимаем, что социальная политика строится прежде всего на экономическом фундаменте. Если с экономикой плохо, то и социальная политика «скукоживается» до решения вопросов простого физического выживания.

Фундамент закладывается именно в экономической сфере. Карл Маркс определял экономику как базис, а социальную сферу, культуру, политику – как надстройку. Именно поэтому в сегодняшнем своем выступлении я сосредоточился преимущественно на экономической проблематике, и повторю еще раз – не стану останавливаться подробно на отчёте по каждой сфере. Тем более что все показатели и факты имеются в письменном отчёте.

Единственное, хочу напомнить, что в первой половине 2000-х годов доля населения с доходами ниже прожиточного минимума доходила в области до 44-45% от общей численности населения.

Поэтому в основе нашей социальной политики была простая идея – помочь как можно большему числу людей. Именно для этого всю вторую половину 2000-х годов региональная власть при поддержке «Единой России» брала на себя все новые и новые социальные и материальные обязательства, помогая самым разным наиболее незащищенным категориям населения. Достаточно сказать, что за последние 10 лет сумма расходов областного бюджета на социальную поддержку увеличилась более чем в 10 раз.

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Попробую обосновать этот тезис.

Начну, пожалуй, с главного индикатора – социального самочувствия жителей области. По данным соцопросов региональных и федеральных агентств, комплексный индекс социального самочувствия наших земляков за последние годы значительно вырос. Например, в марте 2009 года этот показатель составлял 10,3. В июне 2011 – 35,7, а в сентябре 2014 года поднялся до 49,7. Такая динамика – важнейший показатель того, как меняются настроения жителей Ульяновской области и их оценки происходящего в регионе.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума к концу 2014 года по предварительным данным Росстата составила 12%. Кроме того, прошедший год показал, что по темпам роста реальных доходов населения область (опять же по предварительным данным Росстата) заняла первое место в Российской Федерации – 108,2%! И это при том, что впервые за последние 15 лет по итогам 2014 года в целом по России произошло снижение реальных доходов населения – 99,2%.

Что касается повышения заработных плат. По уровню номинальной заработной платы по итогам 2014 года мы поднялись в рейтинге ПФО на 10 место, в общероссийском рейтинге на 66 место. Небольшой рост, но все-таки происходит. Размер средней заработной платы по оперативным данным Росстата составляет в области 21 тысячу 100 рублей.

По всем направлениям повышения средней зарплаты в соответствии с Указами Президента область вышла на целевые показатели. В среднем по полному кругу предприятий рост заработной платы составил по предварительным данным почти 10%. Хотя здесь не все так однозначно. Если в бюджетном секторе средний рост заработной платы составляет примерно 20,5%, то в коммерческих, не бюджетных секторах и отраслях совокупный рост зарплаты за 2014 год составляет чуть больше 8%. А в ряде отраслей на сегодняшний день темпы роста зарплаты не достигают даже темпов инфляции.

Нельзя не отметить такой важный показатель, оказывающий сильное влияние на социальное самочувствие, как просроченная задолженность по зарплате. По итогам 2014 года размер просроченной задолженности по зарплате составил 8 миллионов 900 тысяч рублей. Почти в 15 раз меньше чем в 2005 году. Уровень задолженности соответствует высокой 4-й позиции в ПФО, начиная от минимального размера.

В 2014 году мы выполнили все взятые на себя социальные обязательства перед всеми категориями граждан, имеющих законное право на получение социальных выплат. А это 486 тысяч 965 человек. На них из областного бюджета было затрачено 8 миллиардов 235 миллионов 500 тысяч рублей или 19,7 % всего областного бюджета.

Выделю еще ряд показателей, характеризующих социальные изменения и демонстрирующих повышение общего уровня жизни ульяновских семей. По итогам 2014 года на 1000 жителей области приходится более 250-и автомобилей – каждый четвертый житель области имеет автомобиль. В 2004 году на 1000 жителей приходилось лишь чуть более автомобилей. Иными словами, за это десятилетие автопарк региона вырос почти вдвое.

Только за 2014 год было оформлено в собственность 11 тысяч квартир и жилых домов. Кроме того, 15,5 тысяч квартир в прошлом году куплено в ипотеку, Заключено более 17 тысяч договоров участия в долевом строительстве. Всего же 99 тысяч человек зарегистрировали свои новые права на жилые помещения.

Согласитесь, это замечательно! Потому что жильё является фундаментом благополучия граждан, фундаментом, на котором вырастают жизненные перспективы молодежи. Свидетельством тому является развитие ипотечного кредитования. Только рублёвых кредитов в 2014 году было выдано на сумму в 16 миллиардов 900 миллионов рублей по средней ставке 12,5%. Всего в 2014 году в строительство жилья в Ульяновской области был вложен почти 21 миллиард рублей. Для сравнения в 2004 году в строительство было вложено 486 миллионов рублей или в 43 раза меньше.

Аналогичные изменения у нас и в двух проблемных отраслях, определяющих социальное самочувствие граждан. Я веду разговор о дорогах, ТЭК и ЖКХ.

За последние 10 лет на дороги, проходящие по территории региона, на строительство и ремонт мостовых переходов мы потратили 42,1 млрд. рублей (в том числе 7,4 млрд. руб. в 2014 году) бюджетных средств различных уровней.

Расходы на содержание 1 км областных дорог увеличены более чем в 5 раз: с 45 тысяч рублей в 2004 году до 220 тысяч в 2014 году. Доля автомобильных дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии уменьшилась на 15% (с 75% до 60%). Отремонтировано более 30 мостовых переходов.

Приняты и системные решения, принципиально меняющие ситуацию. В декабре 2014 года заключены первые контракты с подрядными организациями на содержание дорог на пятилетний срок.

Введены в эксплуатацию новые асфальтовые заводы. Продолжает наращиваться парк современной дорожной техники. На 1 января 2015 года их у нас уже 375 единиц.

Сейчас мы готовим варианты исполнения поручения Президента Российской Федерации: удвоить объёмы строительства дорог к 2022 году. Региону необходимо построить 300 км дорог всех уровней. На это ежегодно потребуется от 300 млн.руб. до 3 млрд. (в зависимости от категорий дорог, которые будут строиться). Понятно, что без участия в федеральных программах нам эту задачу не решить.

Замечу, что мы активно проводим эту работу. На этой неделе подписано соглашение о выделении региону 420 млн. руб. федеральных средств, которые мы сможем направить на дороги.

Не опускаем мы руки и в решении проблем в системе ТЭК и ЖКХ.

По итогам 2014 года мы вышли на запланированные результаты по переселению граждан из аварийного жилья. Плановый показатель, а вы помните, как нас критиковали в прошлом году, перевыполнен на 51,4%! Вместо 7720 кв.м аварийного жилья было расселено более 11,5 тыс. кв. м. (11690 кв.м). Это позволило нам переместиться в общероссийском рейтинге регионов с 79 на 16 место. Мероприятия программы переселения нам необходимо обязательно выполнить до 1 января 2017 года. Мы способны выполнить эту задачу, хотя она и очень трудная. Ряд муниципальных образований не исполняют свои обязательства по реализации этой программы, но в ближайшее время мы решим и эту проблему и обратимся к депутатам ЗСО с предложением увеличить финансирование данной программы.

В прошлом году удалось сдвинуть с трудной точки вопрос обеспечения комфортным жильём детей из числа сирот. За 2014 год жилыми помещениями обеспечен 101 человек из данной категории ульяновцев.

В 2014 году в 57 многоквартирных домах региона успешно произведён капитальный ремонт. На эти цели было направлено почти 85 миллионов рублей. В 2015 году эта работа продолжится. Региональным оператором проведен отбор подрядных организаций и заключены все необходимые договоры на оказание услуг и проведение работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Успешно проводится работа по газификации региона. Причём мы создаём комфортные условия для жизни не только в городской, но и в сельской местности. В 2014 году введено в эксплуатацию 250 км газораспределительных сетей, 5,5 тысяч квартир (домовладений) переведено на природный газ. Газифицировано 18 коммунально-бытовых предприятий, а в пять населённых пунктов природный газ подведён вновь. Эта работа также продолжится в 2015 году.

Ведется серьезная работа по модернизации топливно-энергетического комплекса региона. Экономический эффект от сокращения потребления мазута в связи с переводом котелен на более экономичные виды топлива с 2006 по 2014 годы составил более 3 миллиардов рублей. В этом плане успешным инструментом стала деятельность нашего государственного предприятия «Облкомхоза».

Большая подготовительная работа проведена в сфере благоустройства. Разработана дорожная карта региональной компании «За чистоту и красоту!» на территории Ульяновской области на 2015-2019 годы. В 2015 мы дали старт проекту «Пятилетка благоустройства»!

Очевидно, что такие изменения стали возможны благодаря динамичному развитию экономики региона и увеличению бюджета Ульяновской области.

Не отставали в формировании благоприятного социального самочувствия граждан и такие важнейшие государственные отрасли как образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная защита и ряд других.

В связи с этим, уважаемые коллеги!

Как я говорил в самом начале своего выступления, третьей составляющей, задачей и инструментом нашей стратегии является социально-политическая стабильность и порядок в регионе.

Стабильность и согласие – основной фактор благосостояния его граждан. И это справедливо для любого общества. Без этого нет и не может быть успехов в экономике, в повышение жизненного уровня.

Следует особо указать, что наш регион отличает и высокий уровень социальной стабильности. Наш народ не склонен к радикальным действиям. Это демонстрируют различные социологические опросы – уровень протестной активности находится на невысоком уровне и имеет тенденцию к снижению. Так, последние социологические данные показывают, что уровень личной готовности к акциям протеста находится на уровне 10%.

Но это совсем не означает, что у нас решены все проблемы. Я не хочу, чтобы у вас и населения сложилось мнение, что все очень хорошо и у нас нет проблем. Нет же! Конечно, есть! Кратко, в приоритетном порядке перечислю основные. Они являются для нас определённым вызовом и мы этот вызов принимаем.

Первое. Мы признаем, что нашей основной проблемой остается невысокий, по сравнению с другими регионами, уровень заработных плат и доходов населения. На протяжении уже многих лет социологические опросы показывают, что первое место в рейтинге проблем с точки зрения жителей Ульяновской области, занимает низкий уровень доходов – это признают от 65 до 70% опрошенных.

Но это не повод опускать руки. Я уверен, что общее наше направление работы и в стратегическом, и в тактическом плане выбрано верно. Развитие предпринимательской активности и создание условий для ведения бизнеса, инвестиционная политика, опора на индустриализацию – все это постепенно, не сразу ведет к изменению ситуации.

Второе. Мы, проводя зрелую, комплексную семейную и демографическую политику, пока не можем похвастаться, что вышли на положительный демографический баланс. Налицо формальность и неэффективность ряда мер, которые сегодня есть в нашей практике. Необходимо менять подходы и от политики мероприятий переходить к работе в ценностной смысловой сфере.

Третье. Несмотря на наши успехи в формировании благоприятного бизнес климата, ряд проблем есть и здесь. Мы должны сохранить и улучшить репутацию области, как региона инноваций и инвестиционного лидерства.

Одна из острых тем – земельно-имущественные отношения на муниципальном уровне. Этот вопрос занимает первое место по числу обращений предпринимателей: законность и сроки оформления документов на землю. Во многом проблема сводится к низкой квалификации специалистов.

Еще одна острая тема – сокращение контрольно-надзорных мероприятий. Сегодня под видом проведения мониторингов и рейдов фактически идут полноценные проверки. Контролёры активно пользуются, если не сказать – злоупотребляют, такой возможностью. При этом права предпринимателей зачастую грубо нарушаются. Это вызывает огромное возмущение и тормозит развитие региона.

К примеру, в области за 2014 год было составлено свыше полутора тысяч протоколов об административных правонарушениях. В то время как региональной Инспекцией административно-технического надзора было согласовано только 38 (!) плановых проверок. Все остальные наказания были вынесены в рамках так называемого мониторинга.

Имеют место факты, когда в проверке участвуют представители разных контрольно-надзорных органов, и в ходе одной проверки составляется до шести постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов.

Четвертое. Проблема состояния дорожного полотна и качества укладки дорог. Если положительные изменения по федеральным и областным дорогам на территории области что называется «на виду» (трассы на Сурское, Казань, Сызрань, Цивильск, дороги Алексеевское – Высокий Колок, Барыш – Николаевка, примеры можно продолжить), то муниципальные дороги по-прежнему вызывают раздражение, особенно в областном центре.

И дело здесь не только в объемах финансирования. Замена верхней части полотна неэффективна. Дороги очень быстро разрушаются заново. Необходим капитальный ремонт с заменой основания. Такие работы в Ульяновске больше двух десятков лет не проводились. А по большинству городских дорог они не проводились никогда.

Областному центру (да и Димитровграду) необходимо менять мышление и стратегию действий. Речь должна идти о капитальном ремонте: дренаж, замена щебня, освещение, остановочные павильоны, заездные карманы. Да, это дорого. Например, только на качественное содержание дорог Ульяновску требуется до 800 млн.руб. А для исправления ситуации – сверх этого – на капитальный ремонт до 1 млрд. руб. ежегодно на протяжении 4-5 лет. Т.е. суммарно только Ульяновску необходимо направлять суммарно до 2-х млрд. рублей ежегодно.

Таких денег мы сегодня не найдём. Но тогда надо правильно выбирать приоритеты.

Для сравнения: на содержание дорог Ульяновска в 2014 году было потрачено 278 млн.руб., на ремонт и строительство дорог чуть более 470 млн.руб. При этом 300 млн.руб. – это оплата за работы 2013 года. Это 95% средств регионального бюджета. Это говорит о том, что руководство муниципалитетов зачастую невнимательно относятся к расстановке приоритетов в интересах жителей.

Пятое. Целый ряд глубоких проблем в сфере жилищно-коммунального комплекса.

– Это в первую очередь низкое качество предоставления услуг и выполнения работ в сфере управления многоквартирными домами. Сейчас проходит процесс лицензирования. Мы видим, что далеко не все управляющие организации выполнят все требования законодательства для получения лицензии на право управления многоквартирными домами. В этом вопросе необходимы изменения в федеральном законодательстве, чтобы недобросовестные управляющие компании не могли оставаться на этом рынке.

– По-прежнему высоким остаётся процент ветхих и изношенных инженерных сетей.

– Отрасль испытывает сильную нехватку квалифицированных кадров как высшего, так и начального звена. Надеюсь, руководство технического университета обратит на это внимание.

– Практически завалена информационно-агитационная работа с населением. Собственники жилых помещений по-прежнему слабо вовлечены в работу по эффективному управлению жильём и прилегающими к жилым домам территориями.

Шестой комплекс проблем. У нас до сих пор отсутствует единый подход к вопросу градостроительного планирования и самого архитектурного облика населённых пунктов. А отсюда сохраняется проблема точечной застройки уже сформированных жилых территорий. Поэтому открытыми остаются вопросы комплексной застройки территорий – по-прежнему уделяется мало внимания вопросам нехватки детских площадок и зелёных зон, то есть развитию семейной и детской инфраструктуры. То же самое можно сказать и об инфраструктуре для лиц с ограниченными возможностями, для пожилых людей.

Седьмое. Очень большое проблемное поле в здравоохранении

Актуальна проблема нехватки кадров и их территориального распределения. С этим связана и проблема очередей в медицинских учреждениях. Качество диагностики и лечения по-прежнему остается невысоким и не удовлетворяет почти две трети населения. Постоянными проблемами остаются рост цен на лекарства, медицинские изделия и нехватка бесплатных медикаментов в госпитальном сегменте. Я уже не говорю об отсутствии элементарного сервиса в медицинских учреждениях.

Восьмое. Образование. Анализ показывает, что в последующие несколько лет будет увеличиваться число детей дошкольного возраста, но при этом программа модернизации дошкольного образования в 2016 году должна быть завершена. Исполнение Указа Президента в этом направлении будет являтся для нас показателем качества работы руководителей муниципальных образований. И те, кто не справится с решением этой задачи, будут освобождены от занимаемой должности.

Испытывает трудности система среднего и начального профессионального образования. Недобор в организации среднего профессионального образования ярко показывает, что ориентация выпускников школ на вузы фактически ведет к катастрофическому сокращению специалистов нижнего и среднего уровня.

Хочу отметить слабое ресурсное обеспечение дополнительного образования. Нужно активно развивать ГЧП в этой сфере.

Девятое. Экологическая проблематика.

Сохраняется проблема загрязнения воздуха, воды и почвы в силу увеличения антропогенной нагрузки на природную среду. На фоне роста антропогенной нагрузки (транспорт, промышленность, мусор, загазованность) на территории населённых пунктов области по-прежнему отсутствует грамотная и эффективная система озеленения, а также последующего ухода за зелёными насаждениями (полив, обрезка и т.д.). Системно не решена проблема несанкционированных мусорных свалок.

И такой перечень проблем я могу продолжать очень долго. Мы их знаем. И вы, уважаемые депутаты их знаете. Некоторые проблемы относятся к муниципальным полномочиям, что не снимает с нас всех ответственности.

По некоторым решение мы уже нашли. По некоторым – в поиске. И мы будем благодарны любому, кто включится в их решение.

Сегодня России, а значит и нам, как никогда необходимо общественное согласие. Слишком сложны и трудны задачи, стоящие перед обществом.

Шторм «цветных революций» прошёлся по всему миру, разрушая стабильные в политическом и относительно благополучные в социально-экономическом смысле страны. Ввергнув миллионы людей в хаос и нищету.

На Украине в пожаре гражданской войны, развязанной сторонниками евромайдана, разрушаются ещё вчера процветающие города, промышленные предприятия, исчезает бизнес, самое страшное – гибнут мирные жители, дети!

И всё это началось с искры революционной романтики, со свержения толпой под видом демократии законной власти. Торжествует принцип «разделяй и властвуй». Пользуясь смутой в обществе различные «политики» решают вопросы личного обогащения, а избирателей отвлекают от насущных проблем, различными способами добиваясь разделения общества и противопоставления одной части населения другой.

Мы выбираем в нашей стране мир, согласие и процветание. Напомню, как звучит наша ульяновская мечта: «Богатый регион, Сильная экономика, Счастливые люди»!

Но за свою мечту необходимо бороться! Делать выбор на словах – не достаточно! Любое благо и счастье добываются великим трудом. Тем более во времена, когда на Россию оказывается серьёзное экономическое, политическое и моральное давление.

Диалог, поиск точек соприкосновения и общих позиций, разумные компромиссы – вот то, к чему мы должны стремиться.

Поэтому наша с вами задача – научиться развиваться в новых условиях вопреки санкциям. Не уповать на внешние обстоятельства, а самим создавать их, каждый день, подтверждая, что Ульяновская область – это опора российской державы и духовная крепость нашей цивилизации.

Мы достойно выполняли свою миссию и тогда, когда Симбирск находился на засечной черте, мечом и крестом отражая набеги врагов и разбойников. И тогда, когда Ульяновская область была в глубоком тылу в годы Великой Отечественной войны. Мы ковали в заводских цехах оружие Победы.

Сейчас государственная стабильность должна вновь стать мощным защитным каркасом для развития экономики, культуры и социальной жизни. Спокойствие в каждом отдельно взятом регионе страны будет означать стойкость всего нашего народа и сплочение вокруг курса Президента.

Какие инструменты сохранения политической стабильности мы должны использовать?

Во-первых, надёжный и проверенный способ сохранения устойчивости общества – это приверженность фундаментальным ценностям.

Не случайно западная агрессия сегодня осуществляется не в виде «лобовой атаки», а путём разрушения культуры, литературы, традиций, развращения молодежи и переписывания истории. Мы сохраним себя, если только будем противостоять этому.

На Общественном соборе я уже озвучивал те основания, на которых стоит наша земля. Это ценность человеческой жизни, ценность материнства и семьи. Это ценность труда и уважение к человеку труда, ценность образования. Ценности, связанные с благотворительностью, добровольчеством. Ценности доверия, открытости, честности, доброты и гостеприимства.

Уверен, что нет никого, кто бы поставил эти «духовные скрепы» под сомнение, счёл их ложными или вредными. Как сказал святейший патриарх Кирилл, это вечные – общечеловеческие ценности. А, кто пытается сомневаться в них, либо «не видит дальше своего носа», либо намеренно и корыстно лжёт.

Мы в Ульяновской области не просто декларируем приверженность этим духовным основам – перечисленные ценности реализуются в конкретных делах. В демографической, молодёжной, образовательной, культурной, социальной и экономической политике Правительства региона. Мы продолжим этот курс при вашей поддержке.

Особо хочу отметить новый подход к вопросам воспитания. Снова процитирую Патриарха: «Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям».

Вот почему помимо тесного сотрудничества с представителями традиционных конфессий в вопросах семейного воспитания и школьного образования, мы поддерживаем уникальное учительское движение «За советскую школу!», музейный проект «Воспитай патриота!». Тем самым мы пытаемся сохранить и укрепить лучшие традиции из разных периодов нашей великой истории, чтобы воспитывать людей, горячо любящих свою Родину и свой край.

Патриотизм и идентичность – вот второй инструмент, с помощью которого мы можем укрепить стабильность в регионе и стране.

В год 70-летия Великой Победы слова о выживании народа – это не просто фигура речи. Мы все помним, какой ценой нам достались свобода, независимость и мир. Миллионы жизней, в том числе и более ста тысяч жизней наших земляков.

Подвиг и общая победа – вот основа нашей национальной идентичности. Память о героическом прошлом – это наша обязанность перед предками и потомками. Поэтому ещё раз повторю задачу, поставленную нашим Президентом на прошлой неделе. «Подготовка к юбилейным торжествам – это не только организация праздничных мероприятий. Это и огромная просветительская и информационная работа. Мы обязаны постоянно, аргументированно, твёрдо, настойчиво отстаивать правду о войне, о колоссальном вкладе советского народа в Победу, об объединяющей и решающей роли Советского Союза в разгроме нацизма».

Я уверен, что работая над этой задачей, мы укрепим своё единство, нашу идентичность, в которой органично сочетаются как общенациональная, так и региональная составляющая.

Смысл идентичности наш Патриарх сформулировал следующими словами: «Благополучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют». И я думаю, каждый из нас может с этим согласиться.

Осознавая ответственность за благополучие земляков, мы уже давно работаем над формированием нашей региональной идентичности. И в новых условиях эта работа становится ещё более важной и актуальной!

Каждый, кто любит и гордится своей родиной, самостоятельно прилагает все усилия для её процветания. Сильные духом, талантливые и открытые люди всегда определяли уникальность нашего края. Мы – родина талантов, и должны гордиться этим, вкладывая вместе с тем и свой достойный вклад в стабильное развитие.

Мы говорим о себе как о креативном регионе. А что такое креативность? По-русски – это способность созидать, творить, создавать что-то новое. Поэтому в основе нашей идентичности, не только культурно-исторический багаж, но и направленное в будущее созидание. Ульяновская область всегда должна быть новатором и примером для других регионов.

Третий механизм, через который мы можем обеспечить стабильность – это политическое согласие.

Согласие в изначальном смысле – это единство голосов, звучащих в политическом поле. Более широко – это ещё и единство действия, общее дело.

Не случайно одним из ключевых понятий нашей стратегии мы сделали «Интерактив», под которым мы понимаем открытость власти и участие граждан в принятии решений и контроле за их исполнением на региональном и муниципальном уровнях. Мы один из ведущих регионов России по развитию открытого правительства и открытых данных.

Но для обеспечения стабильности важнейшим механизмом выступает не только открытость исполнительной власти, но и периодическое обновление представительной власти, а через неё – и всего управленческого аппарата.

С этого года мы вступаем в новый избирательный цикл. В 2015 году состоятся выборы в Ульяновскую городскую Думу, в 2016-м – выборы Губернатора региона и депутатов Государственной Думы. Мне часто задают такой вопрос, и я официально заявляю, что я пойду на губернаторские выборы.

Эти кампании должны пройти с учётом всех факторов и принципов, которые я перечислил.

Сегодня выборы – это не повод для конфронтации внутри нашего общества, для информационных войнушек и поливания грязью. Всего этого достаточно на фоне информационной войны, которую ведут против России её враги.

Напротив, выборы это – инструмент дальнейшей консолидации власти и общества на основе наших ценностей, защиты суверенитета, патриотизма, землячества и доверия к Президенту.

Уверен, что сегодня практически все конструктивные общественные и политические силы разделяют эту солидарность. Нет смысла тратить время на идеологические споры. Но выборный процесс – это отличное время для выдвижения новых идей и подходов к развитию нашего региона и страны. Сегодня для кандидатов важны не столько политические взгляды, сколько профессиональный уровень.

Главной задачей предстоящих выборов должно стать повышение интеллектуального уровня и профессионализма нашей власти. А в предвыборной кампании конкуренция между личными амбициями должна уступить место борьбе проектов и предложений.

Я хочу обратиться к представителям всех парламентских партий и к тем партийным организациям, которые пока не имеют своих депутатов.

Партии в это сложное для страны время должны стать институтами по подбору и рекрутированию в органы власти самых профессиональных, самых преданных нашей стране управленцев из различных сфер. Уверен, что места в городской думе, парламентах, советах распределятся в соответствии с качеством тех команд, которые соберут ваши региональные отделения.

Я хотел бы заручиться поддержкой депутатов Законодательного Собрания и пригласить всех начать большой избирательный цикл под общим лозунгом «Согласие, Порядок и Созидание». Предлагаю всем партиям подготовить соглашение, в рамках которого будет вестись цивилизованная предвыборная борьба, направленная на будущее Ульяновской области. По крайней мере, Правительство региона уже на протяжении 10 лет руководствуется этим лозунгом.

 

Спасибо за внимание!

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА