Советский авианосец, который Россия так и не получила. История «Ульяновска» — это трагичная история хорошего корабля. В том, каким мог бы стать первый отечественный «настоящий авианосец», и почему он так и не был достроен, разобрался Александр Ермаков. «Ульяновск» на верфи в Николаеве Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.7, седьмой по счету из «Кречетов» — серии советских авианесущих крейсеров, он же «заказ №107» для Черноморского судостроительного завода. В истории отечественного флота 1143.7 чаще всего упоминается по имени, данном ему при закладке. Назвали корабль в честь небольшого города, в котором век с лишним назад родился создатель страны, служить которой был призван крейсер.
Этому поспособствовал и скоропостижный конец корабля. Хотя крейсер занимает особое место в истории отечественного ВМФ — это не только первый отечественный «настоящий авианосец» — с катапультами для самолетов, но и крупнейший военный корабль, когда-либо заложенный в России. Задание на разработку нового корабля было выдано Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в декабре 1984 года. Проект 1143.7 стал логичным венцом развития советских авианесущих кораблей. Был пройден долгий путь от противолодочного крейсера-вертолетоносца проекта 1123 типа «Москва», через «Киевы» (проекты 1143.1/4) — оснащенные сквозной полетной палубой носители самолетов вертикального взлета и посадки, и «Риги» (проекты 1143.5/6, после достройки — «Адмирал Кузнецов» и «Варяг») с трамплинами. Несмотря на возможность базирования на кораблях проектов 1143.5/6 обычных истребителей, трамплинная схема накладывала на самолеты высокие требования по тяговооруженности. Для базирования сбалансированной авиагруппы, включающей в себя, в частности, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), было необходимо оснастить корабль катапультами.
Кроме катапульт, остро стоял вопрос о силовой установке. Предыдущие советские авианесущие крейсеры строились с котлотурбинной силовой установкой. Корабельный запас топлива — около 10 тысяч тонн — занимал значительный внутренний объем. Это, в свою очередь, ограничивало запас авиационного топлива и вооружения. Таким образом, при активном применении авиации требовались регулярное пополнение ее топливных запасов и доставка вооружения с судов снабжения. Не говоря уже о необходимости регулярно заправлять сам авианосец!
При таком решении дозаправка самого корабля требуется только несколько раз за все время службы, и освобождается много места, что позволяет значительно увеличить количество топлива и вооружения для самолетов. Кроме того, реактор обладает значительно более высокой паропроизводительностью, что позволяет более эффективно использовать катапульты. Поскольку в этот раз было задумано создать корабль, равный по мощи американским «Нимицам», было принято логичное решение оснастить его атомной силовой установкой.
Реактор создали на основе КН-3, которые устанавливались на ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Киров» (к этому типу принадлежит, например, «Петр Великий»). Для 1143.7 их форсировали — продлили ресурс без замены активной зоны до 12 лет. Новые реакторы получили обозначение КН-3-43. На будущем «Ульяновске» их должно было стоять сразу четыре. При этом корабль смог бы нести запас топлива и вооружения для авиагруппы, более чем вдвое превосходящий аналогичный у 1143.5. Реактор достался кораблю практически готовым. Работа над отечественной катапультой проходила гораздо длительней и драматичней. Научно-производственное объединение «Пролетарский завод» совместно с Невским ПКБ занималось этой темой с середины 70-х годов. Известный крымский центр НИТКА строился во многом именно под нее. К концу 80-х удалось создать полностью рабочую и готовую к установке на корабль катапульту «Маяк».
В списки ВМФ СССР корабль был занесен 4 октября того же года. Строительство шло по графику, корабль планировали спустить на воду в 1992 году. После достройки, дооборудования и испытаний в 1995–96 годах корабль должен был быть передан флоту. Однако вмешались обстоятельства непреодолимой силы… В ноябре 1991-го прекратилось финансирование строительства. Корабль был исключен из состава еще советского ВМФ.
В начале 1992 года новые власти молодого украинского государства, имевшие планы на «нулевой стапель», где находился корпус «Ульяновска» (там планировалось строить крупные танкеры для Норвегии), потребовали срочно его освободить и даже нашли деньги на порезку корабля на лом. Было предложение за те же деньги достроить корпус до состояния, при котором он смог бы держаться на воде, освободить стапель и отложить принятие решение о судьбе корабля. Однако новые российские власти также демонстрировали полное безразличие к «Ульяновску», и завод рисковал получить просто еще одну громоздкую обузу — у него уже был почти готовый и тоже повисший в неопределенности «Варяг». На фоне этого, а также заманчивых предложений зарубежных дельцов о приобретении лома, в начале февраля 1992 года приняли решение «Ульяновск» утилизировать. К концу года корпус был разрезан.
К моменту прекращения строительства «заказа №107» на заводе полным ходом шли работы по следующему кораблю этого типа. №108, так и не получивший имя, должен был быть заложен в 1992-м, одновременно со спуском на воду «Ульяновска». Его передача флоту планировалась в 1998–99 годах. В общей же сложности в серии должно было быть четыре корабля. «Ульяновск» мог бы стать уникальным кораблем. Его авиагруппа составляла бы около 70 летательных аппаратов (ЛА), включая истребители Су-33 и МиГ-29К, самолеты ДРЛО Як-44, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты Ка-27.
Несмотря на теоретически большую вместимость, «Нимиц» для удобства редко несет больше 80 ЛА. При этом «Ульяновск» — традиционно для отечественных авианесущих крейсеров — и сам оснащался мощным вооружением: 12 противокорабельными сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Гранит» (в ряде источников — 16, однако на сохранившихся макетах и чертежах видны 12 пусковых установок). Ракеты П-700 с ядерными или проникающими фугасными боевыми частями имеют дальность более 550 км при высотной траектории полета. По ряду сообщений, начиная со второго корабля серии, ракеты «Гранит» устанавливать не планировалось — советские авианесущие крейсеры стали бы «чистыми» авианосцами. Связано это с тем, что значительную часть палубы требовалось освобождать от людей и техники перед пуском ракет, которые располагались под трамплином. Мало того, после пуска нужно было длительное время очищать палубу от образовавшегося мусора, который мог попасть в воздухозаборник авиадвигателя. Таким образом, наличие ударного ракетного комплекса хоть и дает кораблю определенные дополнительные возможности, но на практике малооправдано, особенно если учесть габариты и массу ракет (стартовая — более 7 тонн) и техническую сложность комплекса в целом (так, например, пусковые установки перед пуском должны заполнятся водой). Схема 1143.7 была уникальной — комбинированной трамплинно-катапультной. На угловой палубе располагалось две катапульты, а на носу — две стартовые позиции, ведущие на трамплин. Это решение также, вероятно, носило переходный характер, хотя могло и доказать свою полезность в ходе эксплуатации. Будучи достроенным, «Ульяновск» по сей день оставался бы вторым по размерам военным кораблем мира и обладал бы сопоставимыми, если не равными, боевыми возможностями с американскими авианосцами.
Корабль и страна ушли, но мечта осталась. И последние годы разговоры о перспективном авианосце для ВМФ России ведутся все чаще и увереннее. Александр Ермаков |
|
|
Вантуз
баян+копипаста.
Даже если бы “Ульяновск” был построен, его в те приснопамятные 90-е раздербанили бы на иголки. СССР строил флот, но не строил инфраструктуру под него и те же ТАКРы всю жизнь стояли на “бочке” молотя машинными отделениями по очереди, что сказывалось на ресурсе кораблей очень плохо. И урок опять не был усвоен, сейчас построили “Мистрали” а инфраструктуры опять же нет…
Александр
Точно, на Северном флоте условия базирования суровые.
Борька-алкаш
толкнул бы его америкосам за бутылку.
Односельчанин
Навряд-ли под Мистрали нам нужна будет инфраструктура. Да и Мистрали мы чую “простим”. Слишком явно наши “сопли жуют”.
Вантуз
Вопрос не в Мистралях, для нашего единственного Кузи тоже нет инфраструктуры на СФ. Он так же, как и 30 лет назад ТАКРы стоит на бочке.
Вантуз
http://books.google.ru/books?id=CNzFMMZSR4MC&pg=PA218&lpg=PA218&dq=%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2+%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE&source=bl&ots=zDIXWk-EQF&sig=-GpDSXrKYJ_sQEAzTH5aISrN79o&hl=ru&sa=X&ei=s5IzT9O9LOel4gSu0rGDAg&ved=0CCIQ6AEwAA#v=onepage&q=%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%20%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE&f=false
Кот-БегемотЪ
Не построили, потому что устарел. В Ульяновске начались бредовые потуги с броне-дирижаблями и ядерным струнным транспортом. Концепция транспорта и оборонная доктрина была Губернатором в корне изменена.
В обче-то
Отличная тема, хорошая фактура. Но слова-то надо научиться в предложения составлять, а? Федеральная пресса?
Вантуз
До кучи:
Флагманский корабль — флагман, корабль, на котором находятся командующий, или командир соединения, штаб и флагманский командный пункт (ФКП), оборудованный средствами управления.
“Ульяновск” никогда не был флагманским кораблём, поскольку не был достроен, но журналамеру лишь бы заголовок погромче!