Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск»: несостоявшийся флагман советского флота

«Ульяновск» на верфи в Николаеве

Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.7, седьмой по счету из «Кречетов» — серии советских авианесущих крейсеров, он же «заказ №107» для Черноморского судостроительного завода. В истории отечественного флота 1143.7 чаще всего упоминается по имени, данном ему при закладке. Назвали корабль в честь небольшого города, в котором век с лишним назад родился создатель страны, служить которой был призван крейсер.

Печальную историю «Ульяновска» вспоминают редко, и не все, даже среди увлекающихся флотом, сейчас знают о нем.

Этому поспособствовал и скоропостижный конец корабля. Хотя крейсер занимает особое место в истории отечественного ВМФ — это не только первый отечественный «настоящий авианосец» — с катапультами для самолетов, но и крупнейший военный корабль, когда-либо заложенный в России.

Задание на разработку нового корабля было выдано Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в декабре 1984 года. Проект 1143.7 стал логичным венцом развития советских авианесущих кораблей. Был пройден долгий путь от противолодочного крейсера-вертолетоносца проекта 1123 типа «Москва», через «Киевы» (проекты 1143.1/4) — оснащенные сквозной полетной палубой носители самолетов вертикального взлета и посадки, и «Риги» (проекты 1143.5/6, после достройки — «Адмирал Кузнецов» и «Варяг») с трамплинами. Несмотря на возможность базирования на кораблях проектов 1143.5/6 обычных истребителей, трамплинная схема накладывала на самолеты высокие требования по тяговооруженности. Для базирования сбалансированной авиагруппы, включающей в себя, в частности, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), было необходимо оснастить корабль катапультами.

Сборка катапульт для АТАКР «Ульяновск»
Сборка катапульт для АТАКР «Ульяновск»

Кроме катапульт, остро стоял вопрос о силовой установке. Предыдущие советские авианесущие крейсеры строились с котлотурбинной силовой установкой. Корабельный запас топлива — около 10 тысяч тонн — занимал значительный внутренний объем. Это, в свою очередь, ограничивало запас авиационного топлива и вооружения. Таким образом, при активном применении авиации требовались регулярное пополнение ее топливных запасов и доставка вооружения с судов снабжения. Не говоря уже о необходимости регулярно заправлять сам авианосец!

Для СССР, лишенного крупной сети заморских военно-морских баз, эта проблема стояла острее чем для США, где в начале 70-х, по аналогичным причинам, пришли к выводу, что «суперавианосцы» надо строить исключительно с атомной силовой установкой.

При таком решении дозаправка самого корабля требуется только несколько раз за все время службы, и освобождается много места, что позволяет значительно увеличить количество топлива и вооружения для самолетов. Кроме того, реактор обладает значительно более высокой паропроизводительностью, что позволяет более эффективно использовать катапульты.

Поскольку в этот раз было задумано создать корабль, равный по мощи американским «Нимицам», было принято логичное решение оснастить его атомной силовой установкой.

Таким образом, на новом авианесущем крейсере должны были быть внедрены сразу два фундаментальных новшества — реактор и катапульты.

ТАКР «Ульяновск» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х
ТАКР «Ульяновск» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х

Реактор создали на основе КН-3, которые устанавливались на ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Киров» (к этому типу принадлежит, например, «Петр Великий»). Для 1143.7 их форсировали — продлили ресурс без замены активной зоны до 12 лет. Новые реакторы получили обозначение КН-3-43. На будущем «Ульяновске» их должно было стоять сразу четыре. При этом корабль смог бы нести запас топлива и вооружения для авиагруппы, более чем вдвое превосходящий аналогичный у 1143.5.

Реактор достался кораблю практически готовым. Работа над отечественной катапультой проходила гораздо длительней и драматичней. Научно-производственное объединение «Пролетарский завод» совместно с Невским ПКБ занималось этой темой с середины 70-х годов. Известный крымский центр НИТКА строился во многом именно под нее. К концу 80-х удалось создать полностью рабочую и готовую к установке на корабль катапульту «Маяк».

Сам корабль официально был заложен 25 ноября 1988 года, на освободившемся в тот же день — после спуска на воду корабля проекта 1143.6 «Рига» — стапеле.

В списки ВМФ СССР корабль был занесен 4 октября того же года. Строительство шло по графику, корабль планировали спустить на воду в 1992 году. После достройки, дооборудования и испытаний в 1995–96 годах корабль должен был быть передан флоту. Однако вмешались обстоятельства непреодолимой силы…

В ноябре 1991-го прекратилось финансирование строительства. Корабль был исключен из состава еще советского ВМФ.

К этому моменту готовность по корпусу составляла примерно 70%, общая — 18%.

В начале 1992 года новые власти молодого украинского государства, имевшие планы на «нулевой стапель», где находился корпус «Ульяновска» (там планировалось строить крупные танкеры для Норвегии), потребовали срочно его освободить и даже нашли деньги на порезку корабля на лом. Было предложение за те же деньги достроить корпус до состояния, при котором он смог бы держаться на воде, освободить стапель и отложить принятие решение о судьбе корабля. Однако новые российские власти также демонстрировали полное безразличие к «Ульяновску», и завод рисковал получить просто еще одну громоздкую обузу — у него уже был почти готовый и тоже повисший в неопределенности «Варяг». На фоне этого, а также заманчивых предложений зарубежных дельцов о приобретении лома, в начале февраля 1992 года приняли решение «Ульяновск» утилизировать. К концу года корпус был разрезан.

Было ли это несчастливым стечением обстоятельств или чьей-то сознательной операцией, но после того, как началась разделка корпуса, скупщики лома передумали его покупать, а когда освободили стапель, норвежцы отказались от планов постройки танкеров…

Модель «Ульяновска»

К моменту прекращения строительства «заказа №107» на заводе полным ходом шли работы по следующему кораблю этого типа. №108, так и не получивший имя, должен был быть заложен в 1992-м, одновременно со спуском на воду «Ульяновска». Его передача флоту планировалась в 1998–99 годах. В общей же сложности в серии должно было быть четыре корабля.

«Ульяновск» мог бы стать уникальным кораблем. Его авиагруппа составляла бы около 70 летательных аппаратов (ЛА), включая истребители Су-33 и МиГ-29К, самолеты ДРЛО Як-44, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты Ка-27.

Это делало ее как минимум равной авиагруппе авианосцев типа «Нимиц» в задаче завоевания локального господства в воздухе.

Несмотря на теоретически большую вместимость, «Нимиц» для удобства редко несет больше 80 ЛА.

При этом «Ульяновск» — традиционно для отечественных авианесущих крейсеров — и сам оснащался мощным вооружением: 12 противокорабельными сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Гранит» (в ряде источников — 16, однако на сохранившихся макетах и чертежах видны 12 пусковых установок). Ракеты П-700 с ядерными или проникающими фугасными боевыми частями имеют дальность более 550 км при высотной траектории полета.

По ряду сообщений, начиная со второго корабля серии, ракеты «Гранит» устанавливать не планировалось — советские авианесущие крейсеры стали бы «чистыми» авианосцами. Связано это с тем, что значительную часть палубы требовалось освобождать от людей и техники перед пуском ракет, которые располагались под трамплином. Мало того, после пуска нужно было длительное время очищать палубу от образовавшегося мусора, который мог попасть в воздухозаборник авиадвигателя. Таким образом, наличие ударного ракетного комплекса хоть и дает кораблю определенные дополнительные возможности, но на практике малооправдано, особенно если учесть габариты и массу ракет (стартовая — более 7 тонн) и техническую сложность комплекса в целом (так, например, пусковые установки перед пуском должны заполнятся водой).

Схема «Ульяновска»

Схема 1143.7 была уникальной — комбинированной трамплинно-катапультной. На угловой палубе располагалось две катапульты, а на носу — две стартовые позиции, ведущие на трамплин. Это решение также, вероятно, носило переходный характер, хотя могло и доказать свою полезность в ходе эксплуатации.

Будучи достроенным, «Ульяновск» по сей день оставался бы вторым по размерам военным кораблем мира и обладал бы сопоставимыми, если не равными, боевыми возможностями с американскими авианосцами.

К сожалению, давняя мечта многих советских флотоводцев начала воплощаться в реальность слишком поздно — в последние мгновения существования их страны.

Корабль и страна ушли, но мечта осталась. И последние годы разговоры о перспективном авианосце для ВМФ России ведутся все чаще и увереннее.

Александр Ермаков