Субботний весенний день, задорный рёв кроссовых мотоциклов на песочной площадке что за центральным пляжем. Это значит, что открыт сезон и начинаются подготовки к соревнованиям по мото-спорту. Я приветствую ребят и спешу задать несколько интересующих меня вопросов, обращаясь к Игорю Неверову – мотокроссовому спортсмену, инструктору “первой мото-школы”.

– Приветствую! Вижу, что тренировки уже в полном разгаре. Когда нам ждать первые соревнования?

– 25 апреля 2015 года мы проведём первое соревнование по мотокроссу в этом сезоне, оно посвящено 70-летию Великой Победы и будет особенным. Пройдёт мероприятие на мото-трассе “Виктория”, старт в 12 часов.

– Какое количество участников планирует быть?

– Порядка 100 человек планирует приехать и поддержать мероприятие, посвященное 70-летию победы.

Фотографии с тренировок:
1 2 3 4

– Будем рады быть! Расскажи, а с чего началось твоё увлечение мотокроссом?

– В мотокросс пришёл, наверное так же как и большинство, – ростом увлечений. Начиналось с покатушек на эндуро, потом рос опыт, приобреталась необходимая техника вождения. Стал общаться с компанией спортсменов, занимающиеся мотоспортом, что не мало способствовало развитию.

– Какой был опыт вождения мотоцикла, когда “заболел” мотокроссом?

– Мне очень не просто рассчитать свой опыт езды на мотоцикле, это происходило в течение всей жизни. А если говорить не об детско-юношеских увлечениях и езды на сов.мото и мопедах, а о настоящих серьёзных мотоциклах, то лет пять, по прошествии которых я пришёл в мотокросс.

– Каким был твой первый серьёзный мотоцикл?

– Ямаха фазер шестой. А из мотокроссовых – кавасаки 250.

– К каким типам мотоциклов ещё были особые увлечения?

– Были разные мысли, как наверное у многих: и спорт хочется, чтобы погонять, почувствовать всплеск адреналина, и дорожник удобный и простой, на все случаи жизни, как говорится. Но я скажу, что понял в итоге: что по городу стало ездить не интересно уже сезон на второй, на третий. Тогда же я купил эндуро, стал выезжать в поля, в леса, в грязь и песок. И уже после этого я понял, что чтобы развивать навыки вождения мотоцикла, без мотокросса – не обойтись.

– Да, и как в любом виде спорта есть своя специфика, расскажи о тонкостях и сложностях управления мотокроссовой техникой.

– Мотокросс, в первую очередь, очень сложный технически вид спорта. И из-за этого, для новичка он физически сложный, т.е. требования к физическому состоянию спортсмена высокие. Человек без подготовки более подвержен быстрой усталости, что может привести к травмам. Когда у человека уже есть спортивная база, ему проще схватить те навыки, которые даёт мотокросс. Да и мотивация к занятиям таким не простым видом спорта может быстро уйти с приходом быстрой усталости. Это и своеобразный естественный отбор, кстати.

– Как-то ты говорил, что нет целых и не поломанных эндуристов – как пилотов, так и техники. Какая техника безопасности существует, вероятно есть нормы, которым никак нельзя пренебрегать. Как быть с чувством самосохранения, которое с одной стороны надо подавлять, а с другой слушать, чтобы всё же остаться целым и невредимым?

– В первую очередь нельзя экономить на защитной экипировке. Скажу, что мотокросс не более травматичнее футбола, если подходить к этому виду спорта с правильной позиции: обучение, контроль, экипировка, отлаженная техника и голова на плечах. Некоторые вкладываются в дорогой мотоцикл и покупают мотоэкипировку на “сдачу”, лишь бы была, – что в корне не верно. Первым делом покупают полную экипировку, даже для езды на ученических кроссовых мотоциклах, а потом всё остальное. Нет защиты – нет смысла кататься на мотоцикле, потому как это в корне не логично. И в этом случае – да, я не знаю “целых” мотоциклистов, которые начинали ездить без мотоэкипировки и которые стали спортсменами.

– Если говорить о навыках вождения кроссовым мотоциклом, есть ли определённая школа, и есть ли такая школа в Ульяновске? Как у нас обстоят дела с обучением мотоспорту?

– У нас есть школа, есть инструкторы, парк кросс- и эндуро-техники, мотоэкипировки, есть программа. Но это не так сильно развито, как хотелось бы, и называть это “школой” даже было бы громко. Но да, с новичками мы занимаемся, приходят люди разных возрастов. Здесь ещё работает фактор – цена, увы, зачастую это определяющий фактор. Но, не смотря ни на что, мы поддерживаем эту школу – ради развития мотоспорта. Поддержка мото-культуры – это очень важно, особенно в сложный сейчас период для мотокросса, в целом для технических видов спорта в России.

– Почему? Что с этим связано?

– Из-за отсутствия финансовой поддержки, не поддерживаются государством технические виды спорта. Большинство в этом виде спорта -энтузиасты, которые сами собирают команды, и сами их содержат. Но увы, не способствуется культура развития мотоспорта в детско-юношеских секторах. Всё-таки мотоспорт, шоссейно-кольцевые гонки, автогонки, в России сейчас поддерживается частными лицами, а не государством. В нашем городе нас немного поддерживают ДОСААФ, нам дали помещение, где мы можем хранить и обслуживать мотоциклы, помогают нам в проведении мероприятий, гонок. Поддерживают не финансовой составляющей, а документальной – разрешения на проведение мероприятия, к примеру.

– Путь от покатушек на эндуро в свободное время до профессионального мотоспорта. Как ты видишь этот путь. Какие составляющие должны быть, чтобы это всё состоялось.

– Я могу привести аналогию с любым любительским видом спорта и профессиональным. Мотокросс – это довольно сложный и экстремальный вид спорта, подразумевающий правильную школу, большой путь. Это настоящий спорт. Можно эндурить и особо не напрягаться, не заставляя себя делать какие-то физические сложности, но когда целью ставится мотоспорт – нужно понимать, какие усилия будет необходимо вложить! Ведь это соревнование, где состязаться ты должен не только с другими участниками, но и с самим собой! Без этого не будет роста.

– Что касается ульяновских площадок для проведения, как тренировок, так и соревнований по мотокроссу – что есть? А так же как часто проводятся подобные мероприятия, кто является инициатором и организатором?

– Да, благо в нашем городе с этим не так всё плохо и площадки есть. Всё это благодаря сильной ранней школе и тренерам ещё с советского союза. Вообще до 90-х в Ульяновске была очень сильная школа и команда по мотокроссу, гремевшая на весь советский союз. Но это время прошло, к сожалению, но остались те сильные спортсмены которые сейчас способствуют развитию мотокросса в городе. Сейчас у нас имеются две действующие трассы, которые собирают большое количество участников из разных регионов страны. Проводим несколько гонок в сезон стабильно, а тренировки – хоть каждый день, все условия к этому имеются. В организации квалификационных заездов, соревнований, всегда помогает наш спорткомитет, они занимаются документацией, дают сами разрешения на проведение спортивных мероприятий. Они охотно идут на контакт, к тому же мы денег не просим, нам главное чтоб палки в колёса не вставляли и помогали документацией.

– А как у нас развивается детский мотокросс? В прошлом году на соревнованиях мы наблюдали заезд детей до 10 лет, что несомненно впечатлило, ведь кажется, что это взрослый вид спорта!

– Как есть скажу: тут многое зависит не от наличия школы, а от родителей. Родители-спортсмены часто делают ставку на детей, привлекая их в спорт с раннего возраста. Это позволяет привить нужные навыки и развивать их на протяжении последующего времени. Так воспитываются будущие чемпионы! В нашей мото-школе есть программа для детей от 4х лет, детские мотоциклы, экипировка. Большинство воспитанников, повторюсь, это дети спортсменов. Но это не футбол, не такой развитый вид спорта, и у многих интерес пропадает под тяжестью непростых условий.

– А что касается ульяновской мото-культуры в общем, если не брать в расчёт мото-спорт, какой уровень имеется на сегодня на твой взгляд, говоря о нарастающей массовости мото-интереса?

– Я скажу, что у нас в городе всех много: и культурных мотоциклистов, клубных и неклубных, так называемых “однопроцентников”, мото-хулиганов и скутеристов-малолеток на дорогах общего пользования. Мы не сильно отличаемся от других городов, кроме крупных, пожалуй, где есть мотобат, который во многом наводит порядок. Увы, в связи с этим у нас процент “нелегальных мотоциклистов” выше.

– А предпринимаются ли какие действия для улучшения этой обстановки? Есть ли какие проекты для воспитания мото-культуры? (На этот вопрос отвечает Татьяна Козлова, участница союза мотоциклистов “Свобода”)

– Да, кооперируясь, силами мото-клубов, союзом мотоциклистов сейчас реализуются проекты, направленные на повышение уровня мото-культуры. Это направлено и на легализацию мотоциклистов и техники, получении водительских прав, да и первоначальных навыков вождения. В прошлом году, силами союза мотоциклистов “Свобода” была организована площадка на территории автогородка при УлГУ для учебных тренировок езды на мотоцикле. Площадка имеет качественное покрытие, разметку, необходимую документацию. С этого сезона на ней будут работать инструкторы, у ГИБДД так же будет возможность принимать экзамены на этой площадке. 23 мая пройдёт день открытых дверей в данном автогородке, где каждый желающий сможет получить более полную информацию по любому интересующему его вопросу. Для мотоциклистов будут проведены ознакомительные лекции на тему законодательно-правовых нормативов, для новичков выступит представитель автошколы и мото-инструктор. 17 мая, так же силами союза мотоциклистов пройдёт ежегодная акция “внимание, мотоциклист!”, которая направлена на привлечение внимания автомобилистов на двухколёсных участников дорожного движения, призывая быть взаимовежливыми на дорогах. Такие акции предупреждают травмоопасность на дорогах, т.к. статистика дтп с участием мотоциклистов на начало мото-сезона, увы очень печальная. И у мотоциклистов ослабевают за зиму навыки управления и автомобилисты отвыкают от их присутствия на дорогах. Никогда не стоит забывать, что мотоцикл -это транспортное средство повышенной категории опасности. И мы всегда готовы содействовать развитию мото-культуры.

– То есть, можно сказать, что на сегодняшний день уже существует система взаимоотношений между новичком и школой, где можно получить первоначальную правильную информацию, хронологию действий: куда обратиться, куда пойти учиться, где получить первоначальные навыки вождения, как потом открыть категорию и как развиваться дальше?  И можно смело сказать, что это серьёзные шаги по развитию мото-культуры в городе?

– Да, так оно и есть. Поэтому мы ждём всех желающих в нашей мото-школе.

Ссылка на соревнование по мотокроссу 25 апреля 2015 https://vk.com/mxviktoria

фото соревнований прошлого года:

9

10

11

12

14

детский заезд:
5

6

7

8

9 (1)
автор – Дмитрий Салливан