Памятник «Дети войны» должен появиться в Ульяновске на площади 30-летия Победы. Конкурс проектов проходил со скрипом, поскольку жюри не удовлетворял художественный уровень работ. Однако общественная организация «Дети войны» настаивала на том, чтобы к 70-летию Победы памятник был непременно установлен, поэтому жюри из более 30 проектов выбрало скульптурную композицию молодого скульптора Марии Галас из города Жуковского.

1

2

4
Одно убрать, другое добавить – нехитрая логика скульптора. Окончательный вариант – фото снизу.

Еще по осени Марии рекомендовали доработать проект.

Дело в том, что в первоначальном варианте девочка держала в руках щипцы, а мальчик – ведро. Такой памятник был бы понятен разве что тем, кто пережил блокаду Ленинграда: щипцами подбирали «зажигалки» и тушили их в воде. Скульптор заменила щипцы кошкой, и в таком виде проект был утвержден – об этом сообщила в фейсбуке директор регионального департамента архитектуры и градостроительства Татьяна Тарасова. Однако наш коллега Виталий Ахмеров забил тревогу – не прозовут ли в народе памятник примерно так: «Дети, решившие утопить кошку в ведре»? Он провел настоящее расследование и выяснил, что практически такую же, как в первоначальном варианте, скульптуру Галас выставляла на конкурс в Белгороде, но там ее проект отклонили.

В том эскизе девочка была пониже ростом, для Ульяновска Галас лишь сделала ее повыше и «переобула» из валенок в туфли. Участники интернет-обсуждения, узнав об этом, тут же провели аналогию с Зурабом Церетели, который предложил Америке памятник Колумба, но поскольку американцы от скульптуры отказались, он заменил Колумба на Петра I и удачно продал его тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову.

Обсуждение не прошло даром. Буквально через несколько дней Тарасова выложила фото отредактированного эскиза: теперь девочка держит в руках узелок, а мальчику вместо ведра «вручили» санки с дровами.

«Убожество, – написала в комментариях архитектор Ляйля Варюхина. – Почему бы не увековечить мир? Дети и в войну дети. Поговорила с некоторыми «детьми войны» – они шалили, играли, смеялись и плакали, даже когда были голодными». К сожалению, такого проекта в числе конкурсных работ вообще не было. Лучше никакой, чем плохой, говорили члены градосовета, пусть бы на поиск действительно хорошей идеи ушли годы, но в городе появился бы памятник, вызывающий отклик в душе.

Анна Михайлова