С августа по декабрь 1941 года репертуар Ульяновского театра составили 7 спектаклей, сыгранных общим счетом 88 раз. Лидером -26 показов – был «Парень из нашего города». Перечислим остальные спектакли этой «великолепной семерки»: «Слава», «Обрыв», «Разлом», «Человек с ружьем», «Женитьба Белугина», «Со всяким может случиться». О некоторых постановках следует сказать особо.
Конец сентября – начало октября 1941 г. Уже свыше 100 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты захватывали пядь за пядью советскую землю. Гитлер 2 октября громогласно заявлял: «За три с половиной месяца созданы, наконец, предпосылки для того, чтобы посредством мощного удара сокрушить противника еще до наступления зимы. Вся подготовка, насколько это было в человеческих силах, закончена… Сегодня начинается последняя решающая битва этого года».
А в Ульяновском театре в эти дни давали премьеру. На сцене – нестареющая классика – гончаровский «Обрыв». В 1941 году исполнилось 50 лет со дня смерти Ивана Александровича Гончарова. И, несмотря на тяготы войны, ульяновцы достойно отмечали полувековую годовщину ухода из жизни великого писателя-земляка. 4 октября газета «Пролетарский путь» поместила большую рецензию на премьеру. Критик Марков писал: «Постановщик спектакля Павел Степанович Молчанов провел с труппой театра большую работу. Он старался приблизить артистов к подлинному ощущению эпохи 40-60 годов и внушить им любовь к творчеству Гончарова. Не все образы удались в спектакле, но некоторые являются несомненной удачей».
Сразу оговоримся, что тогдашние акценты восприятия романа сильно отличались от современных. Рецензент подчеркивал, что «Правда искусства вела Гончарова-художника гораздо дальше его чопорных и трезвых взглядов на идеалы личного и общественного блага». Таким образом, разбирая постановку, Марков указывал, что Райский – «тот же Обломов, только несколько европеизированный и эстетизированный в духе артистических натур» и симпатизировал нигилисту Волохову. А образ бабушки Бережковой критик 1941 года сформулировал так: «Дореформенная бабушка-феодалка, жестоко расправляющаяся с крепостными». Автор рецензии пенял исполнительнице этой роли Марии Семеновне Марусиной, что она сыграла крайне неудачно, в результате чего сцены в дворянском гнезде получились «очень идиллические» и «чрезмерно слезливые». Впрочем, возможно, артистка, избегая социальной вульгаризации образа, просто следовала гончаровскому тексту. Как-никак Марусина играла в театрах еще с 1910 года и была актрисой «старой школы».
Райского на сцене изобразил Михаил Дмитриевич Светлов – один из самых популярных и талантливых ульяновских артистов. К нему рецензент отнесся гуманнее, хотя тоже «пожурил»: «…Исполнитель центральной роли Райского артист Михаил Дмитриевич Светлов делает все от него зависящее, чтобы правдивее подать один из интереснейших образов русской литературы. Хотелось бы только больше красок. Светлов очерчивает Райского углем, а в спектакле нужен рисунок масляной краской».
Подвергся критике и сценограф: «. Художник Яков Васильевич Глинка постарался интересно подать различные уголки помещичьей усадьбы на берегу Волги. Жаль только, что в оформлении чувствуется некоторая эклектичность». Необходимо небольшое отступление. Уж кто-кто, а один из старейших театральных художников страны Яков Васильевич Глинка не понаслышке знал, что такое барские усадьбы и дворянский этикет. Он принадлежал к одному из древних русских дворянских родов, был действительным статским советником, до революции владел имением в Житомирской губернии, а в течение почти 11 лет – с 1906-го по 1917 год – возглавлял думскую канцелярию, то есть ведал делопроизводством всех четырех Государственных дум Российской империи. В 1918 году Глинка устроился на Украине рабочим сцены в Доме просвещения и начал практически с нуля новую, пролетарскую жизнь. В штат Ульяновского гортеатра художник Глинка был зачислен в августе 1938 года. Здесь же, в Ульяновске, в годы войны он получил извещение, что его сын, летчик-орденоносец, лейтенант Георгий Яковлевич Глинка в 1942 году «пропал без вести в воздушном бою с немецким фашизмом». Вряд ли справедливы упреки рецензента к художнику. Если в оформлении и была некая эклектичность, то тому виной не декоратор, а скудные материальные условия театра.
Впрочем, рецензия заканчивалась словами: «Спектакль смотрится с интересом и явится активом в репертуаре театра». Ну а то, что постановка была востребована зрителем, подтверждают цифры из отчета директора театра о работе с 1 сентября 1941 года по 15 сентября 1942 года. За этот период «Обрыв» с успехом был сыгран 27 раз! Из постановок классики «Обрыв» лидировал.
А вскоре «парень из нашего города» П.С. Молчанов и «Райский» М.Д. Светлов примерили на себя грим и костюмы вождей. К Октябрьским праздникам, 6 ноября 1941 года в театре давали премьеру – пьесу Николая Погодина «Человек с ружьем». Газета «Пролетарский путь» поместила фотографию – сидящий в кресле актер, загримированный под Ильича, говорит по телефону. Как это ни парадоксально, но до этого на родине Ленина никто ни разу не воплощал на сцене образ великого земляка. И впервые актер в гриме Владимира Ильича предстал здесь перед публикой осенью первого военного года.
Честь стать первым «ульяновским Лениным» выпала все тому же белорусскому актеру-орденоносцу Павлу Степановичу Молчанову. Кстати, он был и первым исполнителем роли Ильича в истории белорусского театра. Молчанов дебютировал в этом образе в Минске в ноябре 1938 года в той же пьесе. Актер поведал ульяновцам: «. Вобрав в себя значительное количество материалов, я поставил своею задачей не голое копирование каких-то застывших поз и положений, а постижение внутреннего существа образа и создание живого, простого, человечного, чувствующего и мыслящего человека. Когда я внутренне окреп, я получил консультацию у тов. Ем. Ярославского, рассказавшего мне ряд эпизодов, характеризующих те или иные стороны характера Владимира Ильича». Теперь артисту предстояло вынести свою работу над образом Ильича на суд его земляков: «Здесь, на родине Ленина, готовясь к спектаклю, я по-новому пережил и перечувствовал роль. Хотелось отдать все свое умение, все силы, чтобы играть лучше и лучше».
«Пролетарский путь» отвел целую страницу под высказывания актеров, зрителей и рецензентов. Профессор В. Сладкопевцев в своей статье так оценил эту работу: «…Быть в роли Ленина, быть, пусть даже на короткое время спектакля конгениальным Ленину, – какая ответственная и вместе с тем какая увлекательнаязадача!
И с этой задачей с честью справляется в сцене первого появления В.И. Ленина – П. С. Молчанов.
… Учтя и обработав большой материал, П. С. Молчанов отбрасывает всякую позу, всякую часто плакатную подчеркнутость того или иного внешнего характерного движения Владимира Ильича, углубляя тем самым простоту и вместе с тем глубину образа Ленина».
Говоря о спектакле, хочется отметить одну существенную особенность. При создании образа Сталина, для большего воздействия на зрителя, артист Михаил Светлов сознательно изображал своего героя гораздо старше, чем тот был в годы Гражданской войны. Михаил Дмитриевич так писал о своем перевоплощении в Иосифа Виссарионовича: «. Я стремился создать облик товарища Сталина не такого, каким он был в 1919 году, а образ, приближенный к теперешнему времени, знакомый и близкий всем широким массам трудящихся. В работе над внешним сходством с товарищем Сталиным большую помощь оказал мне находящийся в Ульяновске художник гример Московской киностудии тов. Яковлев». И, вероятно, для своей эпохи актер был прав, отступая от исторической правды. Сталин Светлова выглядел для зрителей тем Верховным главнокомандующим, с которым многие советские люди связывали свои надежды на Победу.
Так что на сцену шагнули: Сталин – словно из свежей кинохроники, а Ленин – из времен далекой Гражданской войны. Причем, что интересно, в репертуаре и у Молчанова, и у Светлова ранее была одна из самых желанных ролей всего мирового репертуара – Гамлет. Неожиданное сочетание: экс-Гамлет – Ленин и экс-Гамлет – Сталин на одной сцене.
Премьера состоялась 6 ноября 1941 года – в этот день в Ульяновском городском драматическом театре прошло торжественное заседание, посвященное XXIV годовщине Великого Октября. Собравшиеся обратились с приветственными письмами к Верховному главнокомандующему Сталину и героическим защитникам Москвы и Ленинграда. А затем с воодушевлением посмотрели премьеру.
Афиши зазывали не только на спектакли. 22 декабря 1941 года состоялся творческий вечер Павла Молчанова, в котором приняли участие ведущие актеры. Ульяновцы смогли познакомиться, как писала пресса, с «широким и многообразным творчеством П. С. Молчанова как актера и режиссера». Отчасти бенефис стал прощальным, в 1942 году белорусские актеры покинули Ульяновск. Позже Павел Степанович работал во фронтовой бригаде, затем вернулся в родную Беларусь. В 1948 году он стал народным артистом СССР. А в 1951 году – сыграл в фильме «Незабываемый 1919-й» главную роль – Ленина. Вообще с конца 1920-х по начало 1970-х годов Павел Степанович снялся почти в десятке кинокартин. К сожалению, современному киноману и даже киноведу их названия почти ничего не скажут.
В новогоднюю ночь 1941/1942 годов фойе и сцену театра украшали наряженные елки, а артисты Куйбышевской филармонии давали «большой концерт». Также в декабре 1941 года состоялось несколько выездных спектаклей, в том числе на завод имени Володарского.

11

Немецкий фюрер нагло выкрикивал: «Если нам не удастся завоевать мир, мы должны ввергнуть в уничтожение вместе с нами полмира». «Славянский раб должен лишь уметь считать до ста, написать свое имя и знать, что нет на свете лучшего города, чем Берлин». «Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак». «Совесть – выдумка евреев».
А в эти военные дни артисты не только играли с полной отдачей, но еще сдавали деньги и теплые вещи для фронтовиков. А будущая прима ульяновского театра, еврейка Лия Ефимовна Радина пела для бойцов Калининского фронта «Синий платочек», поднимая настроение перед боем.
Искусство помогало народу выстоять и победить.
Антон Шабалкин, архивист