В славном городе Казани много сделано для удобства туристов. Например, рядом с историческими объектами в центре города установлены небольшие «пюпитры» с информационными табличками на русском, татарском и английском языках. На одной из них, возле Казанского (Приволжского) федерального университета можно прочесть: «Напротив главного здания расположился единственный в России памятник молодому Владимиру Ленину». Обидно, что эту неверную информацию ежедневно читают тысячи людей, ведь в Ульяновске имеется целых три памятника еще более молодому Володе Ульянову! Если в Казани он представлен студентом, то у нас – дважды гимназистом и один раз ребенком. (Это еще без учета статуй «Ленина маленького с кудрявой головой» в городских скверах и фойе зданий).
Более того, наш город единственный в мире, где есть памятники одному человеку в разном возрасте: маленький Володя с матерью, Ульянов-гимназист и Владимир Ильич Ленин на центральной площади, носящей его имя. Никто из великих мира сего не удостоился такой почести. Расскажем о некоторых фактах ульяновской монументальной Ленинианы.
Идея увековечения Ильича звучала на траурных митингах в январе 1924 г., когда страна прощалась с Лениным. 20 января газета «Пролетарский путь» опубликовала обращение студентов Симбирского рабфака «ко всем гражданам и организациям гор. Симбирска»: «Построим памятник Владимиру Ильичу. […] Пусть фигура его, нашего Великого земляка, будет вечным напоминанием нам о том, за что он жил и боролся».
Многие ратовали за дом-памятник. Это было традиционно – еще до революции наши земляки предпочитали увековечивать великих соотечественников «общеполезным заведением», а не постановкой «бесполезной, никому не нужной статуи». Вскоре после смерти Ленина симбирский архитектор И.П. Суханов составил чертеж ленинской трибуны.
Проектов было много, а вот со средствами на установку памятника наблюдалась напряженка «ввиду незначительности губернского фонда по увековечиванию». После ликвидации в 1928 г. губернии и низведения Ульяновска до уровня райцентра, задача еще более усложнилась. К тому же ульяновцы хотели достойный монумент, а не памятник «для галочки». На перекрестке улиц Бебеля, Энгельса и Карла Маркса (так называлась в 1918-1940 гг. улица Гончарова) продолжал возвышаться пьедестал памятника Александру II. В первомайские праздники 1928 г. бойкие торговцы «Самиздатторга» самовольно водрузили на него небольшую гипсовую статую Ильича. «Пролетарский путь» 1 июля 1928 г. поместил заметку «Ленин достоин лучшего»: «На главной улице […] была поставлена гипсовая статуя Ленина, непропорционально маленькая по отношению к пьедесталу. […] Дождливая погода делала свое дело – черная когда-то статуя стала серой, а местами совершенно белой […]. Будем надеяться, чти горсовет откажется от такого рода «временных памятников». Избавиться от статуи удалось лишь в 1933 г.
В начале 1935 г. в Ульяновск выехала выбирать место для памятника бригада московских архитекторов. Обсуждались три варианта: «1/Площадь Марата /б. Ярмарочная площадь/. 2/ Площадь 1-го Мая /Н. Венец/. 3/ Угол ул. Ленинской и К. Маркса места о. собора/». Наилучшим местом признали последнее. Таким образом, в скверике, где ныне уютно сидит в кресле чугунный Гончаров, мог стоять бронзовый Ильич. Нынешнюю площадь Ленина (тогда 1 Мая) специалисты отклонили. Главной причиной они назвали наличие бывшего летнего Троицкого собора «как ценного исторического архитектурного памятника, зарегистрированного в комиссии по охране памятников при ВЦИКе и не представляющего возможность к сносу». Но летом 1936 г. собор был снесен. И уничтожение одного памятника освободило место для другого… Кстати, в 1934 – 1935 гг. обсуждалась идея целого монументального комплекса в разных вариациях. Один из проектов предлагал возвести бронзовую фигуру высотой 5-7 метров, а по бокам укрепить барельефы: «один барельеф мог бы изображать движение, возглавляемое Е. ПУГАЧЕВЫМ, другой барельеф – изгнание белых из Симбирска». Но проклятый «денежный вопрос» поставил крест на реализации данного замысла.
Окончательное постановление Совнаркома СССР о сооружении памятника Ленину в Ульяновске вышло 25 марта 1939 г. Работу доверили беспартийному 48-летнему ваятелю далеко не пролетарского происхождения – М.Г. Манизеру. Впрочем, предыдущими творениями – памятниками Чапаеву в Куйбышеве и Шевченко в Харькове – Манизер снискал заслуженную славу одного из лучших советских скульпторов. Уже 20 апреля 1939 г. он представил на суд маститых коллег и старых большевиков эскизный макет памятника.
Пьедестал немного напоминал башню броневика. Ленин же на нем смотрелся полноватым, а с учетом высоты постамента пропорции фигуры зрительно могли еще более искажаться. Да и лицо получилось чрезмерно скуластым. Замечания по проекту стоит воспроизвести дословно:
«а) Сделать изменение головы фигуры для поисков более правдивого облика В. И. Ленина.
б) Проработать в пластическом отношении все части фигуры (в том числе спину, плечи, рукава, складки пальто).
в) Произвести изменения в пропорциях фигуры с целью ее некоторого удлинения и убавить излишнюю полноту.
г) Сделать силуэт фигуры более содержательным, рассчитывая на то, чтобы памятник В.И. Ленину четко воспринимался как со стороны города Ульяновска, так и по ту сторону Волги».
7 мая 1939 г. Ульяновский горсовет заключил трудовой договор со скульптором. На сроки его исполнения немного повлияла… Советско-финская война. Скульптор жаловался: «В условиях затемнения в Ленинграде вечером работа в мастерской стала невозможной». А в Ульяновске на площади 1 Мая с конца лета 1939 г. кипела стройка. Рыли котлован под фундамент простые работяги с лопатами, безмерно гордые оказанной честью. Проектировщик постамента профессор В.А. Витман расписал буквально все, вплоть до размеров каждой облицовочной плиты. На бумаге вычертили и гигантский ленинский автограф, который должен был украсить пьедестал. Для работы зимой соорудили вокруг постамента тепляк, где постоянно поддерживалась плюсовая температура. Высота пьедестала составила около 8 метров. В начале апреля 1940 г. на Ленинградском заводе монументальной скульптуры отлили 6-метровую бронзовую фигуру вождя.
Открытие приурочили к 70-летию со дня рождения Ленина. 22 апреля 1940 г. площадь стала именоваться площадью Ленина, город украсился флагами. В полдень перерезали ленту, удерживавшую покрывало на скульптуре. Но холодный ветер, бушевавший на площади, сыграл злую шутку. Ткань запуталась, и одному из рабочих пришлось, приставив лестницу, освобождать голову фигуры. Когда, наконец, проблему разрешили, по площади прокатилось «Ура!» и аплодисменты. 1-й секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б) Н.Г. Игнатов вздохнул с облегчением и выразил смелую надежду: «Придет время, когда не будет ни одного города, ни одной деревни на всем Земном шаре, где бы ни стояла его прекрасная статуя». Слово предоставили и автору монумента. Матвей Генрихович сказал: «Памятник лучше всего характеризовать следующим образом – это Ленин в дни Октября […]. Ленин, окруженный бурной стихией, ветром, рвущим сего плеч накинутое пальто».
По многочисленным отзывам, монумент, созданный Манизером, стал лучшим в СССР и в мире. Высокий художественный уровень памятника установил «планку» оценки монументальной Ленинианы. Представляет интерес решение Ульяновского горисполкома от 28 июля 1949 г. «О скульптуре В.И. Ленина, установленной на территории двора 1-й мужской средней школы»: «Ввиду того, что скульптура В.И. Ленина, установленная в 1928 г. /автор неизвестен/, не точно передает образ В.И. Ленина как вождя, …Скульптуру с места массового обозрения СНЯТЬ […]».
В 1959 г. на площади Ленина возвели здание для областного руководства, а в народе родился анекдот:
– Почему Ильич стоит лицом к начальству, а не к своей любимой Волге?
– Так за Волгу и трудовое Заволжье он спокоен, а за этими – глаз да глаз нужен.
Воодушевленные открытием памятника на главной площади, городские власти задумались о новом монументе знаменитому земляку. 21 января 1941 г. горисполком
обсуждал проект реконструкции Ульяновского железнодорожного вокзала. Было решено: «На привокзальной площади установить памятник Ленину на- тематику «Ленин в юношеские годы» […]». Великая Отечественная война отодвинула реализацию этого проекта на десятилетие. К нему вернулись 2 февраля 1951 г., когда Ульяновский облисполком принял решение «О реконструкции вокзала ст. Ульяновск 1 […]». В качестве модели памятника выбрали работу молодого московского скульптора В.Е. Цигаля.
Он, подобно многим советским художникам, обратился к образу Ленина. Но его интересовал не Ленин-вождь, а детские и юношеские годы Володи Ульянова. Это не случайно – на рубеже 1940-х – 1950-х гг. скульптор создал немало детских портретов. В 1949 г. Цигаль высек из мрамора статую Ульянова-гимназиста, выгодно отличавшуюся от многочисленных помпезных вождей, которых ваяли в те годы.
Скульптуру приобрела Третьяковская галерея, несколько музеев СССР и стран соцлагеря заказали авторские копии. Но дальше всех пошли ульяновцы, предложившие в 1953 г. превратить статую высотой 119 см в 5-метровый гранитный монумент. Сам Владимир Ефимович вспоминал: «В этом же году я выполнил эту скульптуру в глине, отформовал в гипсе, но ввиду отсутствия нужного по размеру куска гранита смог начать выполнение ее в граните лишь в 1954 г. и закончил в октябре месяце. За гранитом мне пришлось специально ехать на Украину в район Днепропетровска в так называемый Токовский карьер».
Как правило, при авторских повторениях художник привносит в них что-то новое. Ульяновский памятник – не исключение. Свои законы диктовал и более «строгий» чем мрамор материал – гранит. Лицо Владимира Ульянова на памятнике стало чуть взрослее. Кстати, в те же годы скульптор работал над упоминавшимся памятником Ленину-студенту перед зданием Казанского университета. Их и открыли один за другим. В Казани – в ноябре, у нас – 5 декабря 1954 г. – ко Дню Конституции. В декабре темнеет рано, и окончание церемонии при закатном освещении смотрелось эффектно. Газетный репортер не мог не отметить: «Золотые лучи заходящего солнца озаряют гранитную фигуру Владимира Ильича, к которой прикованы сейчас взоры многих тысяч людей».
Это единственный памятник нашего города, на котором отмечены не год его сооружения и не даты жизни человека, а конкретный год биографии Владимира Ульянова – 1887-й. Тогда был казнен его старший брат Александр, Владимир окончил гимназию с золотой медалью, и семья Ульяновых покинула Симбирск.
1970-е годы продолжили тему детско-юношеской Ленинианы. 16 апреля 1970 г. был торжественно открыт Ленинский мемориал, в комплекс которого входит музей-квартира Ульяновых. Рядом установлен памятник Марии Ульяновой с сыном Володей. Авторы – П.И. Бондаренко и его молодые коллеги: О.К. Комов, О.С. Кирюхин и ЮЛ. Чернов. Кстати, параллельно с Володей-ребенком Бондаренко изваял огромную мраморную статую Ленина для Торжественного зала Мемцентра. Спустя год, 22 апреля 1971 г. во дворе нового здания школы № 1 имени Ленина был открыт бюст Володи-гимназиста работы московских скульпторов супругов И.М. Рукавишникова и А.Н. Филипповой.
Вспоминая ленинские монументы нашего города, нельзя не упомянуть и «настенный» – огромную голову Ильича на фасаде Мемориала. Первоначальный проект ее не предусматривал. Если верить документам, идея родилась менее чем за полгода до торжественного открытия. Протокол с соответствующим решением датирован 28 ноября 1969 г. Заказ на изготовление барельефа, изображающего голову Владимира Ильича, получил сам президент Академии художеств СССР Н.В. Томский.
О многочисленных бюстах и статуях Ильича, стоящих и стоявших ранее в разных районах нашего города и области, рассказать в рамках газетной статьи просто физически невозможно.
Антон Шабалкин, архивист