Жан Миндубаев.
Из цикла «Родные нелепицы».
Несколько слов о злободневности темы. Потребительский кредит стал неотъемлемой частью нашей жизни.Как и истории с невозможностью вернуть взятые деньги в срок: ныне россияне задолжали банкам и не хотят возвращать уже более одного триллиона рублей!. На необоснованные риски люди, взявшие кредит, часто идут в силу финансовой неграмотности. Банки же им подыгрывают, а кончается все порой трагически…
А теперь текст, мною написанный еще три года назад. Как бы в предвидении сегодняшней ситуации…

В угасающей деревушке Дубки, где не самые богатые горожане из областного центра усердно занимаются огородничеством для поддержания своих скромных семейных бюджетов, бэушный вездеход УАЗ считается весьма желанным приобретением. Эта неприхотливая машина сгодится тут на все случаи жизни. И семья вся в нее влезает, и дрова на ней возят, и воду для полива из соседней речушки, и мешки с картошкой или капустой по осени в город тащат. Короче самый подходящий по всем параметрам автотранспорт: по цене, функциональным способностям, социальному статусу.

Но вот случился на моих глазах некий переполох.
Подкатили к неказистым огородным заборчикам два шикарных автомобиля «тойота-камри» каждый стоимостью под миллион рублей. И вылезли из них не какие-то олигархи или их детки, а вполне знакомые скромным хуторянам племянники одной из огородниц.
Народ ахнул:
– В лотерею, что ли, выиграли?!
Парни (одному 19, другому 21 год, оба работают на маршрутках, где зарплата не превышает 15-25 тысяч в месяц) горделиво ответили:
– Кредит в банке взяли!
Родители юных владельцев шикарных авто потеряли дар речи. И было отчего….
– Ты хоть понял, что натворил? – набросилась на своего сынка одна из огородниц. – Ты же в петлю влез! Чем расплачиваться-то будешь?
Парни живут на съемной хате, зарплаты едва хватает на нее,на еду и шмотки… Значит, в банковскую кабалу они влезли надолго. Будут теперь сидеть на родительских шеях до пенсии…
– Разума лишился! – причитала женщина…
Отвлекусь .
Население страны, совсем недавно не имевшее представления о жизни в кредит, то ли наслушавшись о такой возможности в иных странах, то ли слишком высоко оценив заманчивость заемного бытия, яростно ринулось в банки за деньгами. Процесс, в сущности, нормальный. Но в нашей стране он приобрел весьма специфические оттенки. Назову лишь некоторые.
Скажем, безответственность молодых заемщиков. Занимая в банках средства, молодежь (по моим наблюдениям) гасить свои долги интуитивно предполагает не столько за счет собственных усилий и стараний – сколько с помощью родственников (родителей, братьев, супруга и т.д.). И если, допустим, молодому немцу такое и в голову не придет, то в России, учитывая наш менталитет, это норма. Плохая норма, добавлю.
Еще. Россияне часто одалживают деньги в банках не на первостепенные, неотложные нужды (обретение жилья, учеба), а на некие заманчивые «прожекты»: покупка престижных автомобилей, дорогостоящие путешествия, шикарные свадьбы… Как после похмелья будут расплачиваться – о том и мысли нет.
А как оценивают ситуацию сами банкиры, для которых развитие кредитования – лишь способ заработать? Вот что говорит заместитель управляющего Ульяновского областного отделения Сбербанка РФ Ризида Фатыхова:
– Мы, естественно, замечаем нарастающую безответственность наших заемщиков. Принимаем меры. Выясняем финансовую и деловую состоятельность претендентов на кредиты, у нас налажена работа собственной службы безопасности… Недобросовестных заемщиков отсекаем еще «на подходе» к кредитам. И не только потому, что радеем о своих капиталах. Несостоятельность заемщика – это головная боль для самого кредитующегося. Думаю, не надо объяснять почему…
Мы должны предусмотреть все варианты возможных рисков. Чистота кредитуемого, наличие залоговой стоимости – все это контролируется… То есть гражданин, берущий у нас кредит, должен быть готов в случае чего отвечать своим имуществом. Вы лично дали бы взаймы без уверенности, что вам вернут долг?
Итак, не каждому удается реализовать мечты о престижных вещах (без должной ответственности, или, как говорят банкиры, чистоты).
Однако вернусь к психологии несостоятельных заемщиков, движимых желанием «хочу сейчас, и будь что будет».
Неудержимую силу соблазна ярче всего обозначил, на мой взгляд, Борис Пастернак словосочетанием «жар соблазна». Поэт имел в виду, естественно, соблазн любовный, чувственный. Но сегодня человека нередко настигает соблазн иного рода. Это сугубо материально-меркантильное влечение. Да и не «жар» тут к месту, а слово «жор».
Суть этого понятия, думаю, объяснять не надо…
Так вот, жор соблазна. Попрание здравого смысла. Смещение жизненных ценностей… Неутолимый, всепобеждающий жор… Он постепенно заполняет все наше бытие. Здоровая, разумная жизнь заменяется погоней – как бы поточнее выразиться? – за внешними проявлениями «шикарной» жизни.
«Подружка побывала на Канарах, а я нет!» И страдания, ревность. «Кольке «десятку» купили, а вы мне на «шестерку» разорились!» И семейный скандал, конфликт отцов и детей. «У Наташки шуба из норки? Спать не буду, а куплю покруче!» И не спит, несчастная, на трех работах себя изводит, чтобы шубу заполучить! Или в банк за кредитом бежит…
Мне кажется, что жор соблазна в последние годы крепнет не по дням, а по часам, оттесняя (точнее, расталкивая, раскидывая, опрокидывая) все нормальные человеческие качества. Этот жор затягивает, лишает покоя, ведет к неврозам…
Я не знаю, чем объяснить это. Может, тем, что жили бедновато (да и сейчас большинство не в достатке) и притягательность «сладкой» жизни затмевает разум (хотя один мой собеседник на сей счет выразился так: «Живем не хуже, а глупее»)? Или это форма социального самоутверждения: нечем похвастаться, Бог не дал ни таланта, ни трудолюбия, так возьму хоть «пылью в глаза»? Своеобразный бунт нищеты. А может, реклама или кино сильно возбуждают неустойчивый национальный менталитет? Или общая незрелость мешает спокойно существовать в мире, полном соблазнов? Не знаю… Когда я вижу обилие золота на плохо вымытых пальцах и шее, я просто впадаю в недоумение.
Мишура, позолота, видимость благополучия, стремление не быть, а казаться постепенно заполняют все сферы нашего бытия. И вот ведь какой парадокс: в странах, где благосостояние граждан действительно высокое, такой погони за мишурой не наблюдается. Вот, скажем, в той же Америке на вполне достойной свадьбе могут потчевать гостей из одноразовой посуды – удобно. И никого это не шокирует. А попробуйте у нас? Позора не оберетесь, уничижительных оценок, пересудов. Нам хрусталь подавай, хотя бы и плохо вымытый.
Только материальное – и исключительно оно – ныне мерило успеха, благополучия, достоинства. Соревновательность в обладании оным оказалась сегодня главной заботой населения России. Перещеголять друг друга, обрести во что бы то ни стало то «самое-самое», что выделит тебя из общего ряда, – вот что стало головной болью миллионов.
«Люди гибнут за металл» – как верно подмечено! Не только физически гибнут, но и духовно.
….Доскажу, чем закончилась история с приобретением двух престижных тачек юными джентльменами. Как и предрекали их родители, плохо завершилась. . Парни остались без работы. И как только не смогли в установленные сроки гасить кредиты, лишились бедные мальчики своих автомобилей. Ну а долги теперь легли на плечи их родителей…
А что те? Кряхтят, чертыхаются – но куда деваться?..

P.S.
Взорвется ли пузырь?
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) высказывают опасения, что в России надувается кредитный пузырь: граждане кредитов берут все больше, а рост зарплат за ними не успевает. Это угрожает стабильности банковской системы.
Для стран с формирующимися рынками, и в первую очередь для России, важно не допустить разбухания кредитного пузыря, говорится в докладе МВФ. За последние годы ВВП нашей страны вырос в два раза, а объем кредитов – в три раза.
Речь идет о розничном и потребительском кредитовании. Ежегодно объем кредитов физлицам увеличивается более чем на треть, значительно опережая рост доходов.
Ж.М.