Из-за падения уровня воды в Волге руководство Верхне-Волжского бассейнового водного управления призвало глав поволжских регионов проработать план мероприятий по очистке водозаборов на Волге и подготовить МЧС к реагированию в экстренных ситуациях. Туроператоры уже вынуждены изменять маршруты и расписания круизов на предстоящий сезон. Как заверяют специалисты, Средней Волге маловодье в этом году не угрожает.
Жители Верхней Волги бьют тревогу – уровень реки на участке от Нижнего Новгорода до Городца упал за последние 60 лет почти на метр, а в этом году даже весной там не было большой воды. Аномально низкий уровень Волги в этом году специалисты связывают с апрельским сбросом воды из Горьковского моря компанией «РусГидро». Но причина не только в этом.
Волга мелеет даже несмотря на то, что осадков за последние 60 лет выпало на 15 процентов больше, чем в предыдущие десятилетия, – сказывается деградация малых рек.
– В прошлом веке активно добывали торф, вырубали леса, осушали болота. Не всегда это было оправдано и продумано. В итоге малые реки, питающие великие, лишились лесной тени, защищавшей их от излишнего испарения, и обмелели, – приводит слова доцента кафедры географии географического и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета Андрея Асташина «Российская газета». – «Губки», в качестве которой, накапливая воду, выступал торф, не стало. Сгнивших корней деревьев, служивших «водопроводами» в горизонт подземных вод, тоже не стало. А каналы, по которым отводили воду из болот, и сейчас выполняют свою функцию. И получается так, что вмешательство человека в естественный ландшафт аукнулось проблемой. Теперь любой, самый незначительный, уклон разом выводит в реки всю воду (дождевую, талую), которая не насыщает грунт. Паводки стали мощнее, а межень снизилась. Упал уровень грунтовых вод, а вместе с ними по закону сообщающихся сосудов понизился и уровень Волги.
Обмелению Волги способствует и ее излишняя зарегулированность. Сегодня она представляет собой не реку, а цепь гигантских водохранилищ. В некоторых работах она называется природно-техногенной системой. Ее формируют восемь плотин волжских ГЭС, строительство которых в годы первых пятилеток современные экологи называют варварством. Течение реки навсегда нарушено – вода двигается в 10-15 раз медленнее, чем 100 лет назад. К примеру, после подъема уровня Чебоксарского водохранилища до уровня 63 метров оказались затопленными бечевники (сухопутные дороги вдоль реки), которые служили своеобразной буферной зоной, защищавшей берега от разрушения. Теперь волны перерабатывают берега, которые в итоге заносят дно.
По словам руководителя Верхне-Волжского бассейнового водного управления Александра Баринова, с 2005 года Волга находится в устойчивой фазе малой водности, которая продлится вплоть до 2029 года. В связи с этим управление призывает относиться к воде более рационально, отдавая приоритет обеспечению питьевой водой населения и объектов экономики.
В самарской туристической компании сетуют, что период низкой воды начался раньше даже в сравнении с прежним сезоном, который казался критическим. Тогда вместо Москвы и Ярославля теплоходы из Самары отправляли на Каму, к примеру, до Перми. Стоимость туров оставалась прежней, но в качестве туристы явно теряли. Нечто подобное может повториться и в этом году.
В Нижне-Волжском бассейновом водном управлении заявляют, что проблемы маловодья в верховьях реки на Средней и Нижней Волге пока всерьез не отражаются.
– Нормальный подпорный уровень Куйбышевского водохранилища составляет 53 метра. В настоящее время вода в реке – на уровне 51,8 метра (в прошлом году в то же время она была 51,7 метра). Учитывая, что критической отметкой является 48 метров, запас воды достаточный, – отмечает ведущий специалист-эксперт отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Александр Епифанов.
Компания «РусГидро» предлагает свой вариант «спасения» Волги, который заключается в повышении уровня Чебоксарской ГЭС с нынешних 63 метров до проектной отметки 68 метров. В1980 году, когда ГЭС вводили в строй, от выхода на проектную мощность отказались из-за технической неготовности водохранилища. Но позже, когда начались разговоры о том, что уровень водохранилища нужно довести до проектного, местное население встретило это предложение крайне негативно. Сопротивляться подобным предложениям начали и местные власти, получившие от ГЭС проблемы в виде подтоплений территорий, активизации оползней и усыхания лесов. Повышение уровня водохранилища до проектного означает затопление значительной территории – около ста тысяч гектаров. Затоплена должна быть часть лесов Марийской республики, пострадает территория Чувашии, подтопление ждет и Нижний Новгород.
Повышение уровня водохранилища, подтверждает Евгений Бурдин, даст экономический эффект в виде увеличения объемов выработки электроэнергии на ГЭС и улучшения условий судоходства. Но среди последствий строительства ГЭС, изучению которых ученый посвятил не один год, есть и огромное количества негатива. Для территорий, расположенных выше водохранилища, это уже упоминавшиеся потеря земель, оползни и так далее. Для расположенных ниже, в том числе и для Ульяновской области, если говорить о Чебоксарской ГЭС, – уменьшение проточности реки, а следовательно, ухудшение качества ее воды и экологической ситуации в целом.
Федеральные власти также вынашивают идею прорытия нового Волго-Донского канала, поскольку существующий не рассчитан на супертанкеры, на которых можно было бы перевозить каспийскую нефть. Для Волги и этот проект не сулит ничего хорошего.
Николай ГЕНИН