В Ульяновской области все управляющие компании за исключением одной получили лицензии на право и дальше управлять многоквартирными домами, несмотря на долги, обшарпанные подъезды и массу жалоб со стороны жильцов. Чистки рынка ЖКХ, которую обещали власти, не получилось, поэтому лицензионную кампанию многие эксперты уже называют очередной профанацией.
Официальные данные по количеству организаций, подавших заявления на получение лицензий, и тех, кто такие лицензии получил, на федеральном уровне до сих пор не опубликованы.
Как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева на заседании Общественной палаты РФ 19 мая, первые результаты лицензирования управляющих организаций восторгов не вызывают. По ее данным, к середине апреля решение о выдаче лицензий было принято в отношении около 25 процентов управляющих организаций, подавших заявки, а к 1 мая – в отношении всех заявивших о желании получить лицензии управляющих организаций.
– Значит, в последние две недели лицензии выдавались «револьверным» способом. По нашим подсчетам, в некоторых субъектах на выдачу лицензии отводилось 40 секунд! Эта ситуация вызывает озабоченность. Почему лицензионные комиссии начали работать столь поздно и столь неэффективно? – негодует Елена Николаева.
Каким способом выдавались лицензии в Ульяновской области, неизвестно, однако, как было заявлено вчера на пресс-конференции с участием руководителя Главрегионнадзора (выполняет функции государственного жилищного надзора) Николая Батанова и заместителя министра строительства, ЖКК и транспорта области Сергея Носкова, из 131 управляющей организации допуск к работе получили 130. В роли неудачника выступила управляющая компания «Содружество» из Ульяновского района, обслуживавшая 66 многоквартирных домов.
Отвечая на вопрос журналистов о критериях оценки управляющих компаний, чиновники противоречили сами себе..
– Изначально мы не ставили перед собой цель отказать в выдаче лицензий как можно большему количеству управляющих организаций. Основным критерием для нас стало умение УК работать с собственниками, мнение жильцов домов о ее работе, – отметил Носков, позже добавив, что некоторые УК вводят людей в заблуждение, создавая видимость успешной работы: ремонтируют подъезды, красят заборы и лавочки, одновременно накапливая долги перед ресурсоснабжающими организациями.
Примечательно, что десять УК, получивших лицензии, не имеют в управлении ни одного дома, а, судя по всему, только готовятся к выходу на рынок. Тогда по каким позициям оценивали их?
Николай Батанов рассказал, что вразгар лицензионной кампании было признано недействующим Постановление правительства РФ №658, устанавливавшее единые критерии оценки деятельности УК, после чего регионам пришлось их принимать самостоятельно – кто во что горазд. Глава Главрегионнадзора назвал восемь пунктов, по которым оценивались ульяновские УК: количество созданных советов многоквартирных домов (МКД); процент сбора платежей за ЖК-услуги; количество случаев привлечения УК и ее должностных лиц к административной ответственности за нарушения жилищного законодательства; процент исполнения заявок, поступивших в аварийно-диспетчерскую службу; число таких заявок; полнота расчетов с поставщиками коммунальных ресурсов; количество МКД, собственники которых заключили энергосервисные контракты; количество жалоб собственников и критических материалов о работе УК в СМИ.
Каким образом при всех этих условиях удалось получить лицензии управляющим компаниям, имеющим полумиллиардные долги перед ресурсниками, кучу жалоб от жильцов и серии негативных публикаций в газетах, так и осталось неясным.
Не было единых требований и к лицензионной комиссии, состав которой по ходу выдачи лицензий неоднократно менялся. Профанацией оказался и квалификационный экзамен, который должны были сдать руководители УК. К нему допустили всех 235 желающих, однако далеко не все прошли испытание с первого раза. По словам Сергея Носкова, количество подходов законом не ограничено, к тому же экзамен бесплатный, поэтому 18 директоров приходят на пересдачу до сих пор.
Ясно, что власти постарались избавить себя от головной боли, ведь, в случае невыдачи лицензии управляющим компаниям, им пришлось бы самим заниматься теми домами, которые те якобы обслуживали: созывать общие собрания по выбору новой УК, выставлять дом на конкурс и тому подобное. Зачем все это, если можно в очередной раз все проблемы ЖКХ скинуть на плечи жильцов?
Управляющие же компании, обзаведясь такими вот лицензиями, фактически получили в руки карт-бланш. Как отметила начальник Управления регионального государственного жилищного надзора Главрегионнадзора Татьяна Картузова, с появлением лицензий прежний жилищный контроль сменяется лицензионным, что означает ослабление контроля государства за сферой ЖКХ.
– Если раньше мы могли проверить любую УК по любым основаниям, то теперь таких оснований всего три. Во-первых, если создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан; во-вторых, нарушается Закон «О защите прав потребителей»; в-третьих, если есть соответствующее поручение органов власти и в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания. При этом каждую проверку отныне мы должны согласовывать с прокуратурой. В этом году плановые проверки УК мы уже свели до минимума, – заявила она.
Дмитрий МИНАЕВ