Центральный банк России сроком на полгода ограничил действие лицензии на осуществление ОСАГО ООО «Росгосстрах», занимающему свыше 35 процентов рынка (в Ульяновской области – 34,5 процента). Как это скажется на клиентах страховой компании и какие последствия ожидают «автогражданку» в регионе, выяснял «СК».
Как говорится в официальном сообщении ЦБ РФ, причинами приостановки лицензии лидирующего на рынке ОСАГО страховщика стало неисполнение предписаний Банка России. «Росгосстрах» необоснованно отказывал в продаже полисов ОСАГО и навязывал дополнительные виды страхования. Кроме того, компания не предоставляла своим клиентам скидки за безаварийную езду (применение коэффициента бонус-малус).
В ЦБ отмечают, что все эти нарушения в «Росгосстрахе» носили массовый характер: «…только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний Банка России. Вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования)».
Массовые жалобы на «Росгосстрах» продолжают поступать и в Федеральную антимонопольную службу. Поданным ведомства, в прошлом году к ним поступило около семи тысяч жалоб, большая часть которых касалась действий этого страховщика. Руководство «Росгосстраха» происходящее объясняет действиями своих агентов, дескать, из-за убыточности ОСАГО комиссионное вознаграждение по этому виду страхования сократилось, поэтому агенты вынуждены продавать полисы «в нагрузку». Однако сотрудники компании ссылаются на некий внутренний приказ, согласно которому продавать полис ОСАГО можно только совместно с полисом «РГС-Фортуна «Авто» (от несчастного случая за рулем) и другими полисами добровольного страхования. Такие полисы обходятся автовладельцам в дополнительные три-пять тысяч рублей.
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущие увеличение обязательств. В среду вечером пресс-служба ООО «Росгосстрах» сообщила, что продажи новых полисов ОСАГО приостановлены во всех подразделениях страховой компании на территории всей страны.
В ЦБ подчеркивают, что «страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО». Банк России обещает контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО.
В случае возникновения проблем с получением страховой выплаты по ОСАГО в ООО «Росгосстрах», а также с приобретением полисов ОСАГО в других страховых организациях Банк России рекомендует обращаться с жалобой в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через Интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
– «Росгосстрах», ставший в последние годы монополистом на рынке страховых услуг во многих регионах, в том числе и в Ульяновской области, вел себя как полноценный «хозяин» ситуации, пренебрегая исполнением многочисленных предписаний контролирующих органов, в том числе Центрального Банка и антимонопольной службы, – говорит ульяновский юрист Константин Толкачев. – «Росгосстрах», как, впрочем, и другие страховые компании, превратил самую банальную процедуру заключения договора ОСАГО в невероятно сложное приключение: люди занимают очередь (!) за несколько недель, ищут, где можно купить полис побыстрее (часто заплатив сверх цены определенную сумму благодарности агенту), не могут приобрести ОСАГО без дополнительных страховок. Все это издержки государственного регулирования отрасли, где ни цена, ни сама услуга не могут быть определены без дозволения «начальников», которые ввели очень сложные алгоритмы, не работающие в реальной жизни. Нас обязали покупать ОСАГО, но что делать, если его не продают, и как заставить соблюдать законные алгоритмы – как выяснилось, почти никто не знает. Спустя годы, когда ситуация на рынке страхования становилась все хуже, ЦБ нашел-таки силы хоть как-то повлиять на крупнейшего нарушителя.
По мнению Толкачева, те ульяновские автовладельцы, которые успели приобрести полис до введенного ЦБ ограничения, могут быть спокойны: их заявления о ДТП будут приниматься, все обязательства «Росгосстрах» должен исполнять надлежащим образом.
– Ситуация хуже для водителей, чей полис вот-вот закончится, – говорит он. – Если полис был приобретен у ООО «Росгосстрах», новый “полис купить там же не получится, пока ограничение не будет снято. В другой организации людям, скорее всего, насчитают увеличенную сумму страховки. Другое дело, что покупка полиса у «Росгосстраха» даже для постоянных клиентов все равно крайне затруднительна. Именно поэтому автомобилисты продолжали жаловаться во все возможные инстанции. Такому положению на рынке ОСАГО уже почти два года. Страховщики ноют, что тарифы долгое время не менялись, обвиняют автовладельцев в многочисленных схемах мошенничества и «подставах». Долгое время нас пытались убедить, что этим особенно славится Ульяновская область. Введением же ограничения действия лицензии ЦБ показал: «Росгосстрах» нарушал права потребителей услуг по всей России, и наша область тут ничем не отличается.
Николай ГЕНИН