Читатели обращают внимание на участившиеся случаи подвижек грунта и провалов на улицах Ульяновска.

На днях одна из наших читательниц указала на яму, ни с того, ни с сего образовавшуюся на перекрестке улиц 12 Сентября и Льва Толстого. Следов каких-либо раскопок там обнаружить не удалось, следовательно, речь идет о провале грунта.

Не менее странную картину можно сейчас наблюдать на улице Ленина. В районе облвоенкомата на тротуарах по обеим сторонам вспученная брусчатка и вылетевшие кирпичи. И вновь никаких следов ремонтных работ. В середине апреля на этой же улице, напротив дома №128, произошел аварийный провал грунта. Яма образовалась на трамвайных путях.

В конце апреля и в начале мая «СК» сообщал о двух других провалах в центре города. Один из них, напомним, произошел на грузовой «восьмерке». Прямо на проезжей части образовались трещины и просел грунт. Опасный участок дороги был перекрыт, а автомобильное движение организовано в режиме реверса. Восстанавливать проезжую часть пришлось до часу ночи. Дорожники, впрочем, не стали демонтировать покрытие просевшего участка и выяснять причину провала, а попросту завалили провал 20 тоннами щебня и покрыли новым слоем асфальта.

Спустя несколько дней о странной яме нам сообщили жильцы дома по улице Кузнецова, 6. Круглая, диаметром чуть меньше метра и глубиной под три метра, дыра образовалась на ровном месте во дворе дома в марте, однако до сих пор до нее никому нет дела. Ничего не изменилось даже после выхода публикации в газете.

Перечислять провалы можно и дальше, они есть, наверное, в каждом районе города. Специалисты называют две вероятные причины их появления. Во-первых, они могут возникать в результате порывов коммуникаций под дорожным покрытием, которые приводят к размыву песчаного основания и возникновению пустот. Городские коммуникации в большинстве своем изношены до предела, поэтому предсказать, где и когда возникнет подобный порыв, невозможно. Капитального ремонта коммуникаций не было четверть века, а «латание дыр» ведется уже после возникновения аварийных ситуаций.

Во-вторых, «пляска» дорог и тротуаров может иметь оползневые причины, что еще более опасно. Один из старожилов города вспоминает, как еще в 1970-е годы ушли под землю два жилых дома по улице Карла Маркса. Их обитатели, вернувшись вечером с работы, попросту не нашли их на своем месте. В течение последующих дней подземные воды выносили на поверхность склона образовавшегося оврага домашний скарб: телевизор, столы, стулья… Как пишет в своей книге «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними» доктор геолого-минералогических наук Игорь Рогозин, все крупные оползневые явления в городе (крупнейшие были зафиксированы в 1865, 1902, 1904, 1915, 1955 и 1991 годах) были вызваны проводимым на оползневой территории строительством, в результате которого «были ухудшены условия стока воды на склоне и изменены естественно сложившиеся условия устойчивости склона». По словам специалистов, оползневые процессы ускорились с появлением водохранилища, поскольку появилась новая сила, активно воздействующая на береговую зону, а также с построением на волжском косогоре массивных зданий, которые оказывают нагнетающее давление. В результате существенно переотложились грунтовые массы, изменился базис эрозии, возникли силы потенциального давления, склон стал выходить из равновесия, приходить в движение.

Добавляет тревоги то обстоятельство, что все последние годы финансирование противооползневых работ осуществляется по остаточному принципу или же не проводится вовсе. Нагрузка на опасный склон тем временем возрастает за счет нового и нового строительства.

Николай ГЕНИН