В среду владыка Феофан, ныне уже Татарстанский и Казанский митрополит на итоговой пресс-конференции попрощался с ульяновцами и Симбирской епархией. Последнюю Божественную литургию в Спасо-Вознесенском Соборе он проведёт 19 июля в 12.00, после чего в понедельник уедет в Казань.

На последней встрече с журналистами в Ульяновске он рассказал о своём отношении к новому назначению, о преемнике владыке Анастасии и о том, как бороться с ИГИЛом, экстремистами и тоталитарными сектами. Также митрополит подвёл итоги своей деятельности на Симбирской земле и признался в том, чего хотел сделать, но не успел.

2

“Обычно мне задают вопрос: а как вам, жалко? Знаете, дерево пересаживают и это естественное состояние, а тем более для человека. В церкви нет понятий хочу – не хочу и нравится – не нравится. Когда мы принимаем сан, мы даём присягу, чтобы быть в полном послушании у священноначальника”, – с таких слов начал Феофан.

“Нам, как рыбкам, кидают под видом религиозной истины приманки”. Феофан об ИГИЛ, экстремизме и тоталитарных сектах 

“Многие годы я прослужил в разных странах, в том числе мусульманских: Египте, Сирии, Иране. И всё становится совершенно ясно: откуда берутся понятия ИГИЛ и экстремизм, который мы видим в настоящее время, откуда пополняются эти ряды. От невежества. Человек, не знающий истоки своей духовной культуры, как правило, попадает в недружественные отношения с носителями другой религии. У тебя нет понимания, что нужно уважать человека с другой культурой, тем более, когда общество находится в поисках и заходит в тупик. Вот это незнание и порождает те уродливые явления, которые мешают нам жить: тоталитарные секты, ИГИЛ, различные экстремистские направления. Душа требует, а пищи нормальной нет. Даже сейчас сколько для рыбы приманок-обманок придумали? Так и нам, как рыбкам, кидают под видом религиозной истины приманки. От которых трудно сорваться с крючка, и есть возможность остаться поджаренным карасем на сковородке.

Знание мусульманами своей традиционной религии – это возможность сохранить общество от тех вызовов, которые мы имеем сейчас. И так же православные должны знать свою веру, культуру, историю. Я считаю, что в моей новой епархии должны быть как основы православной культуры, так и ислама, и других религий”.

фф

Об итогах своей службы на Симбирской земле и о том, на что не хватило времени

“Я думаю, что мне удалось самое главное – изменить взаимоотношения церкви и общества, церкви и государственной власти. 400 лет на Симбирской земле не был Патриарх. Но факт позади. Визит святейшего Патриарха Кирилла состоялся. Оценка визита Патриархом была такова: “Это был мой лучший визит по организации, по приёму, по общению с симбирянами за всю мою патриаршую жизнь”. Также я говорил, что необходим древний Спасский монастырь. В 1932 году там было расстреляло 22 монахини. Сейчас монастырь функционирует. Спокойно с полицией подписали акт, и у нас на руках документ с правом собственности. Все вы знаете особняк на Льва Толстого, 73. Я там жил, хотя мне предлагали гостиницы, которые я не люблю. Четвероногие рядом со мной ходили, что-то трещало. Но без преувеличения на сегодня это лучшее старинное отреставрированное здание у нас в городе. Я говорил о том, что мы также будем работать с молодёжью. В прошлом году прошло массовое крещение.

Вообще мой принцип – декларировать то, что я сделаю. Никто не знает, что владыка очень твёрдо отстаивал свою позицию. Так,  было всё проработано для того, чтобы здание духовного училища было возвращено церкви. И процесс этот пошёл. Надеюсь, что мой преемник не ради конфронтации продолжит это дело. Ульяновская область – единственный регион Поволжья, где нет семинарии.

Не удалось открыть монастырь в Сурском, времени не хватило. Самое главное не удалось мозги всем перевернуть, что у нас страна православная и мы носители своей культуры. У меня была мечта создать свою хорошую студию, чтобы делали фильмы. Но уже камера наша работает, и наш продукт мы нередко отдаём на другие каналы. Многое не удалось – на всё жизни не хватит”.

Про преемника Анастасия

“Замечательный человек. Много лет в церкви, 25 лет служит в татарстанской епархии. Кажется, были какие-то проблемы со здоровьем, два инфаркта. А так, хороший архипастырь. Дай Бог, чтобы ему всё удавалось как и в Казани. Я Был бы рад, чтобы мои дела были продолжены, как и я продолжу какие-то полезные его дела”.

1

 

В завершении владыка обратился ко всем жителям Ульяновской области со словами: “Мне понравился Симбирск, понравились люди. Я никогда не занимался страусиной политикой. Всегда говорил,что город имел трагические моменты жизни. Я вас полюбил. Моё сердце здесь. 50 лет назад служил здесь в армии, а присягу принимал в казанском кремле. Вот такая мистика”.

На прощание Владыка Феофан подарил всем журналистам по книге

3

111111111111111