«Отечества и дым нам сладок и приятен..».

(Г. Державин. «Арфа»)

Для начала некоторая преамбула.

С самых младых ногтей держу в себе эту гениальную строчку и не перестаю удивляться ее сущности. Но еще более возрастает мое удивление когда я вижу как извращают потомки великого Гавриила Романовича первоначальный смысл.

Державин имел ввиду, что даже горький дым «родной страны» сердцу гражданина «приятен». То есть: гражданин примет эту горечь. Но вряд ли смирится с ее наличием в родном отечестве. А перевравшие классика потомки утверждают: «И дым отечества… приятен…» То бишь: все приемлем в «фатерлянде»; со всем согласны… Я же следую Державину: ради Отечества и «дым его» перетерплю – но мириться с ним не намерен…

Все эти реминисценции я привожу в связи с трагической историей, случившейся в Детском парке Ульяновска. Конечно, ужас. Конечно, шок. Конечно, не укладывается в голове. Трагедия.

По этому поводу – океан комментариев. «Знатоки и аналитики сети» распаляются по разным направлениям. Буря эмоций по поводу властей, школы, силовиков, камер наблюдения и так далее. Как учились участники трагедии, где лечились, кто их бабушки и мамы. Где работает папа. Как усердно занимались спортом… Ну и все прочее. Нет только одного: что творилось в сердцах и душах этих подростков? Какие ценности утверждались в мировоззрении и характерах юных граждан России? Проще говоря: ни слова о том ЧЕМ ОНИ ЖИЛИ.

Вот на этом и остановимся. Любому здравомыслящему человеку – а тем более педагогам известно изречение предков:«Ребенок как промокашка – все впитывает».

Встает вопрос: впитывает где и что?

На мой непедагогический взгляд самую первую школу неправильного отношения к жизни сегодняшний человек получает в семьях. «Воспитывай ребенка, когда он лежит поперек лавки» – говорили наши пращуры. В современных семьях это начисто забыто. Ребенок для сегодняшней семьи – физиологический организм, не более. Выражаясь понятнее до подросткового возраста детей ублажают, а затем начинают удивляться и побаиваться. Вечные ценности человеческого существования – такие как трудолюбие, чистоплотность (не только физическая), порядочность, внутреннее достоинство давно исключены из реестра семейного воспитания. Торжествует принцип маркетологии: мы тебе создаем условия – ты нас люби и слушайся

На этом семейное воспитание заканчивается.

Про школу говорить не хочу даже. Определение дано точное – «камеры хранения». Измаявшиеся от нищенских зарплат учителя вряд ли имеют возможность рассматривать своих учеников как будущих граждан отечества. Отчитать свой «предмет», отчитаться самим перед начальством – и еще куча всяких формальлистических выкрутас и забот… Где уж тут до душ своих питомцев! Да еще к тому же сплошная феминизация школ. Женщин я, конечно, люблю и уважаю, но все – таки мужское начало в школах должно быть заметным, на юных особей влияющим… Но его не предвидится.

И вряд ли исправить это можно с помощью создания пионерских отрядов, сбора металлолома и мытья школьных коридоров.

Вот добрались и до общества. Но оно, на мой взгляд, так плотно втянулось в креативные дебри, что может оттуда и не выбраться. Все эти соврменные развлекалки (типа «Фестивалей красок», которые удалось выгнать из областного центра – но они доблестно переместились в районы), «флеш-мобы» и прочие коллективные кривляния вряд ли способны утверждать в человеке нормы общепринятого бытия.

Вот собственно, все мои раздумья.

А что касается поиска преступника (назовем вещи своими именами); вдохновителей подростков, их подельников, укрывателей, это уже не дело писателя. Это забота криминалистов.

На этом ставлю точку.

Искренне печалюсь о горе родителей.