Валерий Пайгильдин – один из тех, кого принято называть руководителями старой закалки. Их отличительные черты – строгость по отношению к себе и сотрудникам, кристальная честность и… основательность, что ли. У таких на предприятии все работает как часы: каждый знает свое место, свою работу, поэтому производственный процесс идет почти без сбоев. Как в Шарловском леспромхозе, где мы недавно побывали.
Валерий Степанович Пайгильдин работает на предприятии с 1980 года, а с 1982-го является его бессменным руководителем. Шарловский леспромхоз был образован в далеком уже 1956 году (в следующем году отмечает 60-летие). В 2004 году, на волне изменений в законодательстве, леспромхоз поменял форму собственности, превратившись в два коммерческих предприятия, первое из которых занимается лесозаготовкой, вывозом леса и лесовосстановлением, а второе – переработкой и реализацией готовой продукции. Общая численность сотрудников – более ста человек. В их распоряжении – 30 единиц техники и разнообразное лесоперерабатывающее оборудование.

Шарловский леспромхоз арендует у государства более 20 тысяч гектаров леса. Расчетная лесосека – 42 тысячи кубометров древесины в год. Из них хвойной – лишь 8,5 тысячи, поэтому свою расчетную лесосеку предприятие на сто процентов не выбирает – спрос на древесину лиственных пород невелик. Осина, например, идет разве что на дрова.
– Древесину из леса мы вывозим хлыстами, – рассказывает Валерий Степанович, – этот способ хорош тем, что в лесу не остается большого количества отходов, хлама. К сожалению, далеко не все хозяйства сегодня могут это себе позволить – из-за отсутствия нижних складов им приходится производить первичную переработку древесины прямо в лесу, оставляя на месте рубки отходы.

Предприятие занимается не только рубками, но и уходом за лесом, противопожарной защитой (в активе леспромхоза три трактора для создания минерализованных полос, две пожарные машины емкостью по восемь кубометров и пятикубовый бензовоз, также используемый для подвоза воды в случае возгораний), лесовосстановлением. Здесь имеется собственный питомник площадью два гектара. Пять лесокультурниц вручную ухаживают за насаждениями в питомнике – пропалывают их, а при необходимости – поливают. Сеянцами из питомника в год засаживается 25 гектаров леса. Сажают, главным образом, сосну, немного дуб. Будущим поколениям шарловских лесопромышленников работать будет проще – взамен нынешнего смешанного леса им достанется полностью хвойный.

– Весь инвентарь для питомника мы изготовили сами, – говорит Валерий Степанович, – это сеялки, выкопочная скоба, мульчирователи, культиваторы, поливальная машина.
Полученную древесину на предприятии перерабатывают в пиломатериал широкого ассортимента, а также окна, двери, деревянную мебель (особой популярностью пользуются садовые и банные скамьи, столы и табуреты – это добро хорошо раскупают на сельскохозяйственных ярмарках в Ульяновске). Есть в леспромхозе и цех по изготовлению срубов, но из-за нехватки древесины эту довольно доходную деятельность здесь не ведут.

– Если мы всю древесину пустим на срубы, то сотрудников придется сократить, поскольку на другие виды производства у нас просто не останется леса, – сетует Пайгильдин. – А люди для нас – это самое главное. Мы не можем лишить их работы. Здесь, в селе, им, кроме леспромхоза, работать негде.

Предприятие стремится всячески поддержать своих сотрудников: реализует им пиломатериал по сниженным ценам, организует питание в собственной столовой. При леспромхозе функционируют также пекарня и магазин.

Вообще, Шарловский леспромхоз – социально ответственное предприятие. Оно активно участвует в жизни села: помогает с ремонтом объектов социальной инфраструктуры, организована бесплатная доставка продукции леспромхоза по Шарлову.
Расходу предприятия в год составляют около пяти миллионов. Это не считая арендной платы (более четырех миллионов в год) и налогов (еще около четырех миллионов). Прибыль здесь получают небольшую. Она идет на повышение зарплат сотрудников и развитие производства.

Валерий Пайгильдин уже четыре года как на пенсии, но на заслуженный отдых его пока не отпускает коллектив.

– Мы с ним еще годков 20 поработаем, – заявила нам одна из сотрудниц. В этой полушутливой фразе есть над чем задуматься: вряд ли кто-то справится с управлением леспромхозом лучше Пайгильдина. Он лично провел для нас экскурсию по производственной площадке предприятия, продемонстрировав полное знание всех тонкостей производственного процесса. Все цеха построены под его руководством, все инновации (например, отопление сушилок для древесины отходами производства) внедрены им. О какой пенсии может идти речь?

– Тем, кто будет работать после меня, я хочу внушить понимание, что никто, кроме них, не будет заботиться о стабильной и бесперебойной работе предприятия, – говорит Валерий Степанович. – Все зависит только от нас самих.

Иван Дамарьин